консультации по подготовке к школе
методическая разработка (старшая группа)

Юлия Константиновна Ковальчук

Конс4ультации, посвященные готовности к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВАШ РЕБЕНОК ПОЙДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС…

        

Скоро двери школы вновь распахнутся перед учениками. Каникулы останутся позади, а первого сентября станет первым днем нового учебного года.

        Особенно радостным и волнующим этот день будет для первоклассников и их родителей. Дети сделают первые шаги по пути знаний и открытий, будут учиться писать и читать, узнавать историю и культуру своей Родины.

        Но этот путь вместе с правом учиться и стать образованным, подготовленным к жизни человеком накладывает на первоклассника новые обязанности. Это и знакомство с новой школьной обстановкой, встреча с одноклассниками и первой учительницей, усвоение учебного материала, требующее напряжение памяти, внимания и мышления, соблюдение дисциплины, выполнение классной и домашней работы. Все эти и многие другие школьные требования, без выполнения которых невозможно успешное обучение, с первых дней занятий являются большим стрессом для неподготовленного к школе ребенка, его физического и психического состояния. И, к сожалению, одной из главных причин медленного усвоения знаний, недисциплинированности, обострения болезней и нежелание посещать школу у первоклассников является проблема недостаточной подготовке к школе.

        Поэтому в оставшиеся дни родителям необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок как можно лучше был подготовлен к учебе, и тем самым легко и безболезненно вошел в новый увлекательный мир знаний.

        В первую очередь, что нужно сделать родителям при подготовке ребенка к школе, - это объективно оценить его здоровье.

        Поэтому, пока есть время, посетите участкового врача, прислушайтесь к его рекомендациям. Но самое главное, надо помнить, что все мы – дети природы, и общение с ней – лучшее лекарство от всех болезней. В этом вам помогут проверенные временем ежедневная гигиена и зарядка, подвижные и развивающие игры, общение со сверстниками, посильная помощь по дому, вечерние прогулки.

        Все это лучшая профилактика физического и психического здоровья, запас которого пригодится вашему первокласснику.

        С поступлением ребенка в школу в его жизни произойдут существенные изменения, коренным образом изменится социальная ситуация развития, станет ведущей учебная школьная деятельность. Особую роль в жизни первоклассника будет играть учитель, который часто выступает как своего рода центр жизни ребенка, именно на учителе оказывается «завязанным» эмоциональное самочувствие первоклассника. Поэтому родителям необходимо встретиться с первыми учителями, подробно поговорить о физическом и психологическом состоянии ребенка, сказать о его особенностях, положительных и отрицательных чертах характерах, которые есть у каждого ребенка. Эта беседа поможет учителю с первых дней применить индивидуальный подход к ребенку, что поможет быстрее ему войти в школьную жизнь и даст возможность быстрее проявить свои способности.

        Большую пользу при подготовке к школе принесет соблюдение ребенком индивидуального режима дня, который поможет привести в систему меры по укреплению здоровья, дисциплинирует будущего ученика, даст толчок для более быстрого интеллектуального и личностного роста. В научной литературе приводится следующий режим дня, который вы можете изменить в зависимости от начала занятий вашего ребенка.

        7.00 – Подъем. Утренний туалет. Зарядка.

        7.30 – Завтрак.

        8.30 – Начало занятий.

        13.00 – Обед.

        13.20 – Дневной сон. Отдых.

        15.00 – Время выполнения домашних заданий.

        17.00 – Отдых на свежем воздухе.

        19.00 – Ужин.

        19.00 – Спокойные игры.

        20.30 – Вечерний туалет.

        21.00 – Сон.

        К такому режиму ребенка нужно приучать уже сейчас. В то время, что рассчитано на учебу в школе и домашнюю работу, будущему первокласснику следует заниматься целенаправленной деятельностью по развитию внимания, памяти, мышления, воображения. В этом ему помогут занятия с конструктором, рисование, аппликация, лепка и т.д. длительность занятий должна составлять не более 20 – 25 минут с перерывами 10 – 15 минут. Все эти занятия помогут вашему ребенку выработать необходимые для учебы качества и тем самым облегчат адаптацию в школе.

        Заключительный совет направлен на укрепление у ребенка желания учиться, идти в школу с радостью. Чтобы добиться этой цели, не оставляйте своего первоклассника дома, когда идете покупать ему учебные принадлежности, портфель или одежду в школу. Пусть он сам примет активное участие в школьных приготовлениях, осознает привлекательность и важность учебы. Будет прекрасно, если вы станете больше говорить о школе, учительнице и новых друзьях в светлых тонах, тем самым укрепляя интерес к новой роли ученика.

        Очень скоро ваш первоклассник окунется в водоворот школьной жизни, полной радости познания и общения.

        Пожелаем ему доброго пути!

Консультацию подготовили

педагоги -психологи

Ковальчук Ю.К., Павлова С.В.



Предварительный просмотр:

Консультация психолога

ЗДОРОВАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА –

ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Уважаемые родители! Скоро Ваш ребенок пойдет в первый класс! Становится актуальным вопрос: «Что нужно делать, если есть признаки невроза и все основания полагать, что он разовьется с поступлением ребенка в школу?»

Прежде всего, не надо спешить давать ребенку «успокаивающие» таблетки. Это всегда успеется. Если причина невроза лежит в микросоциальных условиях, то сначала надо изменить характер общения с ребенком и отношение к нему в семье.

E Первое. Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.

E Второе. Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребенком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтны ситуации, объясните, как надо поступать в том или ином случае, помогите понять причины поступков других людей. Например: «Сережа, вероятно, сломал твой карандаш не нарочно, он случайно уронил его на пол. Не надо было драться из-за этого с Сережей. Он не хотел этого, да и карандаш можно было отточить». «Галина Петровна не спросила тебя на уроке не потому, что она тебя не любит. Она видела, что ты поднял руку, значит, ты знаешь, как решить задачу. Учитель должен научить всех детей в классе решать задачи, поэтому она спросила Таню, которая не подняла руку, чтобы научить и ее». Важно помнить, что с ребенком 6 – 7 лет уже можно рассуждать, он в состоянии понять ваши доводы, анализировать вместе с вами ситуацию. Главное при этом – с пониманием и уважением относиться к проблемам ребенка, не считать их чем-то несерьезным, вести разговор спокойно и доверительно, а не на повышенных тонах в форме назиданий.

E Третье. Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Когда малыш уже в постели, присядьте рядом, погладьте его по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите о чем-то приятном. Вспомните, например, летний отдых в деревне: теплое летнее солнышко, смешного поросенка и т.д. Избегайте при этом бурных  проявлений эмоций, не нужно, чтобы ребенок перевозбуждался перед сном. Поговорите о будущей поездке в выходные дни или летом. Пусть ваш ребенок засыпает с приятными мыслями и переживаниями. Если ему трудно заснуть, помогает теплая грелка, положенная к ногам, можно разрешить взять в постель любимого мишку или зайчика. Если на ребенка успокаивающе действует вода, полезны перед сном душ или ванна.

E Четвертое. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка-дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой. Ваша тревога и опасения обязательно передадутся ребенку, послужат причиной формирования «школьной тревожности» - устойчивого состояния тревоги и страха в отношении всего, что связано со школой и учением.

E Пятое. Не срывайтесь  и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. Для начала введите один «разгрузочный» день в неделю. В этот день дайте себе слово, что не будете кричать на ребенка и ругать его, даже если он перевернет все вверх дном. Будьте с ним спокойны и выдержаны в этот день. Если получится, можно устраивать такие дни чаще, с тем, чтобы постепенно отвыкнуть разговаривать с ребенком на повышенных тонах. Вы заметите, что он начинает вас «слышать», легче понимает и выполняет ваши требования.

E Шестое. Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованны, не слишком ли многого вы хотите от него? Полезно вспомнить себя в этом возрасте и «пропустить» требования к своему ребенку через собственные детские переживания. Только при этом постарайтесь быть объективными. Взрослым свойственно идеализировать свое прошлое!

E Седьмое. Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим дня ребенка. Здесь необходимо запомнить и выполнять три важных правила.

Правило1. У ребенка должен быть полноценный сон. Несмотря ни на что, в 9 часов вечера его необходимо укладывать в кровать. Длительность ночного сна должна составлять 9 – 10 часов. Для детей с  неустойчивой нервной системой полезен дневной сон в течение 1 – 1,5 часов. Шумные игры, излишне эмоциональные развлечения перед сном следует исключить.

Правило2. Ребенку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения. Хорошо, если вы найдете возможность гулять вместе с ним: общение с вами ему также необходимо.

Правило3. Не позволяйте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видеоигры. Кровавые боевики и фильмы ужасов – не для вашего ребенка, их нужно полностью исключить. Если вы купили видеокассету с новым фильмом, сначала просмотрите ее сами и решите, стоит ли показывать это ребенку.

        Список  рекомендаций можно было бы продолжить. Вероятно, главной рекомендацией в этом случае может быть следующее: больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки, и тогда все получится. Родителям и педагогам следует помнить, что ЗДОРОВАЯ НЕРНАЯ СИСТЕМА – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ. При поступлении в школу определенные трудности у ребенка будут – они есть у всех первоклассников, но это другие трудности, они вполне преодолимы, если у ребенка не будет проблем с точки зрения здоровья.

Консультацию подготовили

педагоги  - психологи  Ковальчук Ю.К., Павлова С.В.



Предварительный просмотр:

Готовьте ребенка к школе заранее

Все родители ждут и немного боятся момента, когда ребенок впервые пойдет в школу. И не без основания. Начало обучения – ответственный этап в жизни детей, и готовиться к нему следует заранее.

        С переходом к систематичному обучению завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. Ребенок попадает в новую обстановку, в новый детский коллектив, с которым должен сдружиться.

Для подготовки к успешному выполнению новых обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития.

ПОМНИТЕ, чтобы ребенок легче начал учение, ему необходимо крепкое здоровье, умение достаточно долго трудиться. Для этого нужно физически развивать детей, воспитывать в них силу, ловкость, выносливость, невосприимчивость к простудным болезням.

В школе у ребенка существенно меняется распорядок дня. У него четыре урока, домашние задания, общественные поручения, надо почитать, погулять помочь по дому. А времени не так много. Вот тут-то на помощь приходит режим. Уже в дошкольном возрасте приучайте к строгому распорядку дня. Ребенку следует объяснить, что для игр, занятий, прогулок есть определенное время.

Обратите внимание  на то, чтобы он вовремя ложился спать и вовремя вставал (особенно это необходимо малышам, которые не ходят в детский сад).

Привыкнув поздно ложиться и поздно вставать, школьник не сможет в назначенное время проснуться, подготовиться к занятиям, на уроках будет сонным и вялым.

Залог успешной учебы – максимальная активность на уроках. Хороший помощник в достижении цели – утренняя зарядка. Она снимает сонливость, вселяет бодрость, уверенность. Приучите малыша начинать свой день с гимнастики. Делать ее нужно при открытом окне или форточке, в легкой одежде (майка, трусы, тапочки). Время зарядки регламентируется, учитывается трудность и количество упражнений. Детям следует выполнять 5-7 упражнений, а чтобы они не надоели, меняйте их, сочетайте в различные комплексы.

Постарайтесь заинтересовать детей зарядкой, давайте упражнениям образные названия: «Прыгай, как зайчик», «Иди бесшумно, как лисичка», «Руби дрова», «Свернись в клубочек, как ежик» и т.д.

На первых порах позанимайтесь с детьми сами, показывайте и разъясняйте упражнения. Когда вы увидите, что ребенок почувствовал вкус к зарядке, осознанно выполняет упражнения, запишите комплекс на магнитофон и предложите малышу выполнить упражнения  под магнитофонную запись.

Как  только ребенок выучил порядок упражнений и четко их выполняет, предложите ему самостоятельно заниматься зарядкой. В дальнейшем вам останется только совместно выбрать комплекс и проконтролировать его выполнение и смену. Последите, чтобы упражнения выполнялись весело, энергично, с определенной затратой сил.

Большие трудности создаются в школе у тех детей, которые часто болеют. Чтобы этого избежать, приучайте дошкольника к систематическому закаливанию.

Каждому известно, что закаленные дети меньше переохлаждаются, реже болеют. Им легче приспособиться к непривычным условиям школы. Не пропуская занятий в связи  с болезнями, они лучше осваивают учебную программу.

Очень эффективная мера закаливания – водные процедуры. При закаливании водой совершенствуются терморегуляция организма, тренируются сердечно – сосудистая и нервная системы.

Самая простая и доступная процедура – мытье ног прохладной водой. Затем – обтирание. Температура воды для обтирания постепенно снижается с 32 до 22º. Обтираться удобно рукавичкой из махрового или вафельного полотенца: сначала руки, шею, затем туловище, ноги. После этого необходимо хорошенько растереться полотенцем до легкого покраснения.

Если дети хорошо переносят обтирание, можно переходить к обливанию из душа или лейки.

Только последовательность, постепенность и систематичность закаливания дадут желаемые результаты. Не следует проводить закаливание от случая к случаю, резко снижать температуру воды.

Большую роль в оздоровлении детей играет закаливание воздухом. Прежде всего это прогулки в любую погоду. Ребенку следует гулять ежедневно 4-5 часов и не просто гулять, а играть на воздухе, двигаться, заниматься спортом (кататься на велосипеде, на лыжах и т.п.). Нужно только следить, чтобы одежда для прогулок соответствовала  погоде и не стесняла движения детей. Свежий воздух в сочетании с движениями – вот одно из лучших средств физического воспитания. Закаливаться воздухом можно и дома. Главное – не кутать детей. Им рекомендуется ходить в одежде с коротким рукавом, на ногах носки, гольфы.

Добейтесь, чтобы закаливание прочно вошло в жизнь будущего школьника, стала его потребностью.

Перед школой обязательно следует проверить состояние здоровья ребенка: зрение, зубы, носоглотку и др. но главное, если есть необходимость, строго выполняйте назначения врача. Проследите, чтобы ребенку были сделаны необходимые прививки, проведите противоглистное лечение. Если врач считает нужным, удалите ребенку миндалины, аденоиды, приобретите  очки.

Все это сделайте до начала учебного года, чтобы потом не пришлось пропускать занятий.

Чтобы ребенку было удобно заниматься, заранее подготовьте ему рабочее место – приобретите письменный стол, детскую парту. Расположите стол у окна так, чтобы свет падал прямо или с левой стороны. Для занятий в вечерние или сумрачные часы поставьте настольную лампу слева от ребенка, следите, чтобы свет ее не слепил глаза и был достаточной мощности (мощность лампы от 60 до 75 ватт).

Если ребенку приходится заниматься за письменным столом взрослых, необходимо приспособить стул к росту ребенка, под ноги поставить скамеечку.

Научите школьника правильно сидеть во время занятий. Сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, руки свободно лежат на столе, локти не свисают, ноги всей стопой опираются на пол или скамеечку. Стул на 3-5 см задвинут под стол. Очень важно научить ребенка самому контролировать свою посадку.

Он должен знать, что проверить расстояние от глаз до книги или рисунка можно рукой: поставить руку, согнутую в локте на стол, кончики пальцев касаются виска, между столом  и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула.

ЖЕЛАЕМ ВАМ И ВАШЕМУ РЕБЕНКУ УСПЕХОВ

В ПОДГОТОВКЕ К ТРУДНОМУ,

НО ИНТЕРЕСНОМУ ДЕЛУ – ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.



Предварительный просмотр:

Консультация психолога

Кризис семи лет всегда связывался с началом школьного обучения. Старший дошкольный возраст — это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Эти изменения носят более глубокий и сложный характер, чем в кризисе трех лет.

Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям — это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.

Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой: «захотел — сделал». Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри», его поведение понятно и легко «читается» окружающими.

Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел — осознал — сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

Следует заметить, что возможности осознания у ребенка семилетнего возраста еще очень ограничены. Это только начало формирования способности к анализу своих переживаний и отношений, в этом старший дошкольник отличается от взрослого человека. Наличие элементарного осознания своей внешней и внутренней жизни отличает детей седьмого года от младших детей, а кризис семи лет от кризиса трех лет.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление (кризисы одного и трех лет).

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе — большие, а в детском садике — только малыши»), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия (что было характерно и для предыдущих кризисов развития), но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности, которое и находит свое выражение в негативной симптоматике кризиса семи лет.

Психологи выявили связь кризиса семи лет и успешности адаптации детей к школе. Оказалось, что дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся.

На основании опроса родителей и воспитателей в одной из подготовительных групп детского сада было установлено, что большинство детей проявляют негативную симптоматику кризиса семи лет. Родители этих детей отметили, что «ребенок вдруг испортился», «всегда был послушный, а сейчас словно подменили», «капризничает, голос повышает, дерзит», «кривляется», «все требования надо повторять по двадцать раз» и т.п. Наблюдения за этими детьми показали, что они очень подвижны, легко начинают и бросают начатое дело или игру, постоянно пытаются занять себя чем-то полезным, требуют к себе внимания взрослых. Они часто спрашивают о школе, предпочитают учебные занятия игре. Из игр их больше привлекают настольные и спортивные с элементами соревнования, особенно если они организуются и выполняются вместе со взрослыми. Эти дети предпочитают общение со взрослыми и более старшими детьми играм с младшими. Воспитатель характеризовал их как «очень активных, нуждающихся в контроле, неусидчивых, непослушных, «почемучек».

Другие дети, по мнению родителей, послушны, бесконфликтны, в их поведении нет заметных изменений. Они практически не выражают недовольства, не возражают взрослым, много играют, предпочитая игру чтению, занятиям, помощи родителям и воспитателям. Это типичные дошкольники, тихие, послушные, проявляющие инициативу только в игре.

Какие выводы можно сделать, рассматривая старший дошкольный возраст как кризисный или переходный период развития?

Первое. Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглаженно, а у других бурно и очень болезненно.

Второе. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.

Третье. Главное в кризисе развития не его негативный характер (как уже говорилось, трудности в воспитании могут быть почти незаметны), а изменения в детском самосознании — формирование внутренней социальной позиции,

Четвертое. Проявление кризиса в 6-7-летнем возрасте говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.

Говоря о связи кризиса семи лет с готовностью ребенка к обучению в школе, необходимо отличать симптомы кризиса развития от проявлений невроза и индивидуальных особенностей темперамента и характера, о которых мы говорили в предыдущем разделе.

Давно замечено, что кризисы развития в наиболее яркой форме проявляются в семье. Это происходит потому, что образовательные учреждения работают по определенным программам, в которых учитываются возрастные изменения детской психики. Семья в этом отношении более консервативна, родители, особенно мамы и бабушки, склонны опекать своих «малышей», невзирая на их возраст. Нередки расхождения мнений воспитателей и родителей в оценке поведения детей 6-7-летнего возраста: мамы жалуются на упрямство и своеволие ребенка, а воспитатель характеризует его как самостоятельного и ответственного, которому можно поручить серьезное дело.

Поэтому при выявлении симптомов кризиса нужно учитывать, прежде всего, мнение родителей. Для этих целей используется анкета для родителей.

Оценка особенностей поведения ребенка 6-7 летнего возраста (анкета для родителей).

Родителям предлагают оценить особенности поведения их ребенка за последние полгода — год. Если данная особенность поведения свойственна ребенку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла; если указанные особенности появляются время от времени независимо от возраста — 1 балл; при их отсутствии ставится 0.

  1. В последнее время (полгода — год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.
  2. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.
  3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.
  4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой.
  5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.
  6. Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.
  7. Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение.
  8. Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.
  9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.
  10. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.

Анализ результатов:

20 - 11 баллов — скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера;

10 - 6 баллов — негативные реакции ребенка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса;

5 - 0 баллов — для этого возраста ребенок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательней, может быть он отстает от сверстников в своем развитии.

Как справиться с кризисом 7 лет (рекомендации для родителей).

  1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  2. Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  3. Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  4. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  5. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  6. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Напомним, симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребенка, формировании внутренней социальной позиции. Главное при этом — не негативная симптоматика, а стремление ребенка к новой социальной роли и социально значимой деятельности.

Материал подготовлен педагогом-психологом Ковальчук Ю.К..



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

 Перед Вами практические рекомендации, выполнение которых убережет ребёнка от многих неприятностей при поступлении в школу.

  1. Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте ребёнка с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.
  2. Не торопите ребёнка, умение рассчитать время – Ваша задача, и если это плохо удаётся – это не вина ребёнка.
  3. Не отправляйте ребёнка без завтрака, до школьного завтрака ему придётся много работать.
  4. Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите, найдите ласковые слова. У него впереди трудный день. Ни в коем случае, не прощайтесь.
  5. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребёнка после школы спокойно, дайте расслабиться. Вспомните, как Вы сами себя чувствуете после тяжёлой работы.
  6. Если ребёнок возбужден, жаждет поделиться – выслушайте его. Если видите, что ребёнок огорчен, не допытывайте его, пусть успокоится, тогда расскажет сам.
  7. Для восстановления сил после уроков необходимо 2-3 часа отдыха до выполнения домашнего задания.
  8. Во время приготовления уроков не сидите у ребёнка над душой. Дайте ему возможность поработать самому. Спокойный тон, поддержка: «Не волнуйся, все получиться» - необходимы.
  9. Необходимы 10-15 минут переменки между занятиями.
  10. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если сделаешь, тогда я  тебе что-то дам».
  11. Найдите хоть полчаса, когда будете принадлежать только ребенку.
  12. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее. У ребёнка быстро наступает утомление. К критическим периодам относятся: 14-ая неделя учебного года, 1-ая неделя после зимних каникул, середина 3-ей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
  13. Будьте внимательными к жалобам ребёнка на головную боль, усталость. Чаще всего это показатель трудностей в учёбе.
  14. Учтите, что даже 7-8-летний ребёнок очень любит сказку перед сном. Всё это помогает снять напряжение. Завтра новый день и Вы должны сделать всё, чтобы Ваш ребёнок был спокоен.