Рабочая программа "Песочная сказка"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Шашова Мария Антоновна

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Эти желания могут реализоваться в играх с песком. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_pesok.docx70.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 250»

Дополнительная общеобразовательная программа

«Песочная терапия в развитии дошкольников» для детей 5-6 лет

«Песочная сказка»

срок реализации программы: 2018-2019г.

воспитатель высшей квалификационной категории

Автор:

Шашова М.А.

                                                        г Барнаул 2018

Содержание

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка----------------------------------------------------3

- Направленность-------------------------------------------------------------------3

- Актуальность----------------------------------------------------------------------3

- Отличительные особенности---------------------------------------------------4

- Объем и срок освоения программы-------------------------------------------4

- Форма обучения ------------------------------------------------------------------4

- Особенности организации образовательного процесса------------------4

- Режим занятий--------------------------------------------------------------------4-1.2.Цель и задачи программы ------------------------------------------------5

Педагогические принципы----------------------------------------------------5-6

1.3. Содержание программы--------------------------------------------------6

1.4. Планируемые результаты ---------------------------------------------7-8

Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график -----------------------------------------9-15

2.2. Условия реализации программы---------------------------------------15-16

2.3. Формы аттестации ------------------------------------------------------------16

2.4. Оценочные материалы----------------------------------------------------17-18

2.5. Методические материалы----------------------------------------------------19

2.6. Список литературы------------------------------------------------------------20

2.7. Приложение-----------------------------------------------------------------21-29

                       

                           Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Песочная сказка» в развитии детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой» разработана на основе:

 1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

 2. Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Направленность:

Программа дополнительного образования детей «Песочная сказка» является программой социально-педагогической направленности.  Предлагаемая программа развивает творческие, художественно-эстетические способности детей старшего дошкольного возраста, ориентирована на развитие познавательной и исследовательской активности, самостоятельности, любознательности

Актуальность программы

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение — ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.  Эти желания могут реализоваться в играх с песком. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Отличительные особенности:

Инновационная педагогическая технология – песочная игротерапия расширяет и дополняет общеобразовательную программу ДОУ. В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей. Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

Форма обучения:

– Очная.

Особенности организации образовательного процесса:

№ п/п

Группа в соответствии с возрастом детей.

Наполняемость

1

Старшая группа

29

Режим занятий:

  • Четверг в 16.00.
  • Занятия проводятся 1 раза в неделю (во второй половине дня), 4 занятия в месяц, 32 занятий в год.
  • Продолжительность занятий: в старшей группе 20-25 минут
  • Занятия проводятся в помещении группы.

Цель программы:

Развивать творческое воображение, креативные способности и мелкую моторику рук посредством песочной терапии

Задачи программы:

 Образовательные:

1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета

 2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера

 3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми

4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу

5. Закрепить представления об окружающем мире

 Воспитательные:

1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми

 2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности

3. Воспитывать слуховое внимание и память

4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому

5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации

6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке

Развивающие:

1. Развивать психические процессы (внимание, память)

 2. Развивать логическое мышление

3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику

 4. Развивать умение действовать по инструкции

5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности

Педагогические принципы, положенные в основу программы:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход

 2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем

 3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр на основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «не деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути

Способы определения ожидаемых результатов.

 Виды контроля:

 Групповой

  Индивидуальный

Пять шагов организации игрового процесса

Первый шаг - демонстрация песочницы

обычно я говорю детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».

Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок

Обычно я говорю детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки»

Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке

 «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, я рекомендую познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются

 Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия

Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят

Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода

Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, помогают мыть игрушки; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности

Формы и методы обучения

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Ожидаемые результаты.

Положительное влияние на эмоциональное самочувствие детей. Снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке. Появление потребности на установление контакта и доверия в общении с другими людьми. Улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, благодаря упражнениям на песке. Увеличение речевой активности детей. Получение ребенком первого опыта рефлексии (самоанализа), умение понимать себя и других. Закладка базы для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Уметь:

 Внимательно слушать и активно участвовать в занятии

 Прослушивать начало сказки или истории и строить в песочнице игровое пространство (сказочную страну, замки, дворцы, моря, рек, леса), что требуется по сюжету игры, заселять его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.)

 Слушать и понимать продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.)

  Обращаться за помощью: Что будет с жителями страны? Что же делать? Я смогу помочь? Только я, с таким добрым сердцем, смогу помочь жителям этой страны

 Отыгрывать ситуацию борьбы со злом. Выступать под маской наиболее близкого персонажа. Восстанавливать, реконструировать, преобразовывать песочную страну. Выступать творцом: восстанавливать мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строить так, чтобы в новой стране всем было удобно.

 Спонтанно продолжать игру, когда происходит празднование победы

  Рассказывать о последующих играх, приключениях

Будут обладать:

  Навыками внимательного слушания и активного участия

  Навыками слушания и понимания продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.)

  Основными способами помощи: Что будет с жителями страны? Что же делать? Я смогу помочь? Только я, с таким добрым сердцем, смогу помочь жителям этой страны

  Основными приемами обыгрывания ситуации борьбы со злом. Навыками выступления под маской наиболее близкого персонажа. Навыками восстанавливать, реконструировать, преобразовывать песочную страну. Навыками творца: восстанавливать мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строить так, чтобы в новой стране всем было удобно.

  Способностями спонтанно продолжать игру, когда происходит празднование победы

  Способностями рассказывать о последующих играх, приключениях

                      2.1. Календарный учебный график:

№ п/п

Месяц

число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

1

октябрь

.2018

16.00

фронтальная

20-25 мин

Игровое упражнение:

«Чувствительные ладошки»»

Групповое помещение

Выполненные задания

10.18

16.00

подгрупповая

20-25 мин

 Игровое упражнение: «Знакомство с песочным Человечком»

Групповое помещение

Выполненные задания

10.18

16.00

фронтальная

20-25мин.

Игровое упражнение:

 «Осень в песочной стране»

Групповое помещение

Выполненные задания

подгрупповая

Игровое упражнение: «Жители Песочной страны»

Групповое помещение

Выполненные задания

                  Ноябрь

ноябрь

2018

16.00

фронтальная

20-25 мин

Игровое упражнение:

 «В гостях у Песочной Феи»

Групповое помещение

Выполненные задания

.10.18

16.00

подгрупповая

20-25 мин

 Игровое упражнение:

«Угадай на ощупь»

Групповое помещение

Выполненные задания

.10.18

16.00

фронтальная

20-25мин.

Игровое упражнение: «Что спряталось в песке?»

Групповое помещение

Выполненные задания

подгрупповая

Игровое упражнение: «Жили – были…» «Зонтики»

Групповое помещение

Выполненные задания

                                                   

                                                 Декабрь

декабрь

.2018

16.00

фронтальная

20-25 мин

Игровое упражнение:

«Снеговик» 

Групповое помещение

Выполненные задания

12.18

16.00

подгрупповая

20-25 мин

 Игровое упражнение: «Зимняя сказка» 

Групповое помещение

Выполненные задания

12.18

16.00

фронтальная

20-25мин.

Игровое упражнение: «У лукоморья дуб зеленый» 

 

Групповое помещение

Выполненные задания

подгрупповая

Игровое упражнение: «Приплыла к нему рыбка» 

Групповое помещение

Выполненные задания

Январь

январь

16.00

фронтальная

20-25 мин

Игровое упражнение:

«Бусы на елке»  

Групповое помещение

Выполненные задания

16.00

подгрупповая

20-25 мин

 Игровое упражнение: «Вот зима кругом бело» 

Групповое помещение

Выполненные задания

16.00

фронтальная

20-25мин.

Игровое упражнение: «Наша елка высока» 

 

Групповое помещение

Выполненные задания

подгрупповая

Игровое упражнение: «Вот зима кругом бело» 

Групповое помещение

Выполненные задания

                                                 Февраль

февраль

16.00

фронтальная

20-25 мин

Игровое упражнение:

«Перелетные птицы»

  

 

Групповое помещение

Выполненные задания

16.00

подгрупповая

20-25 мин

 Игровое упражнение: «Смотрит мишка в окно» 

Групповое помещение

Выполненные задания

16.00

фронтальная

20-25мин.

Игровое упражнение: «Слава Армии родной» 

 

Групповое помещение

Выполненные задания

подгрупповая

Игровое упражнение: «Звездное небо» 

Групповое помещение

Выполненные задания

                                                         Март

март

16.00

фронтальная

20-25 мин

Игровое упражнение:

«Вот и вся моя семья»

  

Групповое помещение

Выполненные задания

16.00

подгрупповая

20-25 мин

 Игровое упражнение: «Моя любимая мама» 

Групповое помещение

Выполненные задания

16.00

фронтальная

20-25мин.

Игровое упражнение: «Мишка косолапый» 

 

Групповое помещение

Выполненные задания

подгрупповая

Игровое упражнение: «Филин» 

Групповое помещение

Выполненные задания

\                                                 Апрель

апрель

16.00

фронтальная

20-25 мин

Игровое упражнение:

«Утки плавают в пруду» 

 

Групповое помещение

Выполненные задания

16.00

подгрупповая

20-25 мин

 Игровое упражнение: «Облако-барашек-обезьянка-лев»

 

Групповое помещение

Выполненные задания

16.00

фронтальная

20-25мин.

Игровое упражнение: «Барашек-осьминог»

 

Групповое помещение

Выполненные задания

подгрупповая

Игровое упражнение: «Бабочка-красавица» 

Групповое помещение

Выполненные задания

                                                  Май

май

16.00

фронтальная

20-25 мин

Игровое упражнение:

 «Салют» 

 

 

Групповое помещение

Выполненные задания

16.00

подгрупповая

20-25 мин

 Игровое упражнение: Кот с клубочком» 

Групповое помещение

Выполненные задания

16.00

фронтальная

20-25мин.

Игровое упражнение: «Рано-рано два барана» 

 

Групповое помещение

Выполненные задания

подгрупповая

Игровое упражнение: «Павлин»  

Групповое помещение

Выполненные задания

Условия реализации программы:

 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

2.3. Формы аттестации:

  • Наличие выполненных заданий, открытые занятия;
  • Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, творческие работы;
  • Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения диагностики, защита творческих работ.
  • Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения диагностики, защита творческих работ, контрольная работа, выпуск мини-газеты.

Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы:

Необходимое оборудование

1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта – небо.

2. Чистый, просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта»

 3. Цветной песок. Дошкольники эмоционально откликаются на яркие впечатления, следовательно, цветной песок необходим

4. Цветная морская соль. Желательно крупная – её можно использовать для развития мелкой моторики

 5. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см)

В набор игрушек могут войти:

§ Человеческие персонажи

§ Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)

§ Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)

 § Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)

 § Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)

 § Сказочные герои (злые и добрые)

§ Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки)

 § Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.) Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в «коллекции». Сбор оборудования для игр не будет обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет в этом (фигурками из «Киндер - сюрприза», деталями конструкторов и пр.). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги

Кадровое обеспечение:

Фамилия имя отчество

Шашова Мария Антоновна

Образование

Высшее

Должность

Воспитатель

Правила безопасности и санитарно-гигиенические требования.

 Песочница Оптимальный размер песочницы 50см×70см×8 см.

Материал – древесина. Дно и внутренние стороны ящика должны быть выкрашены в светло-синий тон, что символизирует воду и небо. Песок должен быть очищенным, не слишком мелким, т. к. это дает много пыли. Песок должен занимать 1/3 песочницы. Песок для песочницы В песочнице можно использовать кварцевый песок маркировки "кварцевый песок 0,1-03". Это достаточно мелкие частицы. Более подходящий песок для песочной терапии песок для шиншиллы. Для мелкого песка можно иметь пульвелизатор с водой, чтобы орошать песок. Кроме этого можно использовать речной или морской песок с более крупными частицами. Песок бывает разного оттенка - от светлого до темного. Песок может быть цветным. В работе возможно иметь песок различной окраски. В работе используется как сухой, так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь емкость с водой.

 Коллекция миниатюрных объектов для песочной терапии должен быть большой выбор миниатюрных объектов, т.к. фигурки будут символами сознательных и бессознательных процессов клиента.

Кроме миниатюрных фигур в желательно иметь следующие материалы: ткань, нитки, тесьма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры, чтобы ребенок мог создать свой объект, создать, то чего нет в коллекции. В коллекции должны быть миниатюры-символы, привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и абсурда. Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов.

Они должны быть:

 - Большие и крошечные;

 - Бесцветных и ярких цветов;

 - Прозрачные и непрозрачные;

- Сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы. Но надо быть осторожными, слишком мелкие фигурки не использовать с маленькими детьми.

 Правила поведения в сенсорной комнате:

 На занятии руки должны быть чистыми

 Не брать на занятия с симптомами заболевания (насморк, кашель

 Не мешать друг другу выполнять задания

СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Используя в диагностической работе метод наблюдения оценивается:

  • состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
  • уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и тому подобное);
  • уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
  • сформированность понятий и умение обобщать (игрушки в лотках разложены по темам);
  • личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).

Во время беседы с ребенком на тему выполненного им задания, оценивается сформированность следующих параметров:

  • уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику);
  • уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
  • эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
  • стиль семейных отношений (диалоги между героями);

уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;

устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и тому подобное).  уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);

уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;

умение обобщать (способность быстро находить подходящий лоток для каждой игрушки), сообразительность;

на групповых (5 – 7 человека) занятиях – уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками. На основании полученных результатов планируется будущая работа с детьми.

Используемая литература и интернет ресурсы

- Сапожникова О.Б., Е.В. Гарнова «Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет».  Издательство «Т.Ц. Сфера, 2016г.

- Сапожникова О.Б., Е.В. Гарнова «Песочная терапия в развитии дошкольников» ООО «ТЦ Сфера», 2014г.

- pups.suigry/pesochnaya-terapiya.html

- kopilkaurokov.ru

Приложение 1

 Содержание занятий

 Занятие 1

 Тема: «Чувствительные ладошки»

Материал: Песочница - деревянный ящик, окрашенный в синий цвет, в нем песок (сухой и влажный)

Ход занятия Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью

 Педагог: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Мы с вами сегодня начнем знакомство с волшебной страной. Она не обычная песочная. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал «входа» в Песочную страну: Звучит музыка

Педагог: Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы и взяться за руки. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:

 В ладошки наши посмотри, в них доброту, любовь найди чтоб злодеев побеждать, мало просто много знать Надо быть активным, Смелым, добрым, сильным, а еще желательно делать все внимательно!

 Педагог снимает ткань с песочного листа

Педагог: Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками, познакомитесь с жителями этой прекрасной страны. Вы пока их не видите, а знаете почему? Они вас еще боятся, не доверяют вам. Ведь они не знают мы добрые или злые, пришли творить хорошее или плохое Педагог: Жители немножко за нами понаблюдают, и если мы им понравимся, то на следующих занятиях они обязательно придут к нам в гости

 Педагог: Будем с вами делать все правильно? (Ответы детей)

Педагог: Хорошо, тогда начинаем

 - Сейчас с вами поиграем в одну очень интересную игру «Отпечатки рук»

Ход игры:

 На ровной поверхности песка дети и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям

Педагог: Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. А вы? (Ответы детей) Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы? (Ответы детей)

Далее педагог переворачивает свои руки ладонями вверх Я перевернула руки, мои ощущения изменились Теперь я по - другому чувствую песок, по - моему он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы? Мне не очень удобно держать так руки. А вам? Если у детей похожие ощущения, то можно обсудить, как сделать лучше

Педагог: Давайте «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представьте, что это проехала машина, санки или проползла змея - Поставьте ладонь на ребро и выполните те же движения

- Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы, представив, что это мы путешествуем с вами

 - А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры

- Сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой.

 Потом - одновременно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками)

 - Поиграем по поверхности песка как на пианино

 - А теперь нарисуем с вами солнышко из отпечатков наших рук……

- Молодцы, а сейчас нарисуйте на песке каждый свое настроение по окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья

Рефлексия занятия:

Педагог: Дети, сегодня мы с вами начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. Чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей)

Ритуал «выхода» из Песочной страны теперь мои милые, протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

 Педагог: До следующей встречи!

Занятие 2

Тема: «Знакомство с Песочным Человечком»

 Материал: Песочница, в ней песок (сухой и влажный)

Ход занятия Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг песочницы

 Педагог: Здравствуйте! Ребята, сегодня к нам пришел песок, чтобы поведать свои тайны, рассказать интересные истории и сказки. Здесь, в нашей песочнице, живет властелин песка — Песочный Человечек. Он очень веселый и знает много игр. Но раскрывать свои секреты он сможет только тем, кто готов соблюдать его законы. Песочный Человечек редко показывается людям, но если мы настоящие волшебники, то сможем его увидеть

 Педагог: Для этого нам необходимо встать вокруг песочницы, взяться за руки. И каждый должен назвать свое имя

Педагог: а теперь мы должны поведать Песочному Человечку о наших добрых делах. Но давайте договоримся, что Вика расскажет о том, какие добрые дела совершил Рома, Рома расскажет о Сереже, Сережа — о Кате. Так мы докажем Песочному Человечку, что мы — настоящие волшебники. Ведь волшебники постоянно совершают добрые дела

Педагог: Хозяин нашей песочницы очень чутко прислушивается ко всему, что здесь происходит. Другое дело, если мы ему не понравимся, не сможем доказать, что мы достойны узнать его тайны и сказки, сыграть с ним в увлекательные игры, — он так и не появится!

Педагог: Песочный Человечек нас слушает очень внимательно и пустым словам не доверяет, ему нужны факты Милый Песочный Человечек! Я – Мария Антоновна, я хочу рассказать тебе о Полине. Полина очень любит животных, она заботится о наших хомячках, всегда накормит их, напоит, вычистит клетку. Благодаря Полине они у нас не болеют и всегда веселы. Теперь твоя очередь, Полина!  Полина. Я расскажу о Роме? Рома хороший, он конфеты всем дает Педагог: Песочный Человечек, Ася тебе хочет сказать, что Рома щедрый, заботливый мальчик, всегда думает о своих друзьях и знает, чем их порадовать я правильно тебя поняла, Вика?

 Ритуал «входа» в Песочную страну: Звучит музыка

 Педагог: Когда с помощью взрослого ребята рассказали о добрых делах друг друга, то взрослый просит их разъединить руки, положить свои раскрытые ладошки в песочницу, закрыть глаза и произнести заклинание: в ладошки наши посмотри, в них доброту, любовь найди, Песочный Человек, приди! Педагог: Откройте глаза, дети! (От лица Песочного Человечка) Я вас слушал, я вас слышал, Вы такие молодцы! Вы — волшебники-творцы я открою вам секреты, только знать надо при этом Правила моей страны очень все они просты! Я сейчас их изложу и запомнить попрошу! Вы готовы мне внимать? Значит, можно начинать? Повторяйте все за мной! Вредных нет детей в стране — Ведь не место им в песке! Здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок — мирная страна можно строить и чудить, можно много сотворить: Горы, реки и моря, чтобы жизнь вокруг была Дети, поняли меня? Или надо повторить?! Чтоб запомнить и дружить! (Несколько раз дети повторяют правила работы с песком, начиная со слов «Здесь нельзя кусаться, драться ...»)

 Педагог: Ребята, а сейчас Песочный Человечек нам предлагает сыграть в игру «Песочный круг». Правила игры просты: вы можете нарисовать любыми способами круг и украсить его различными предметами: камешками, семенами, ракушками, монетами, пуговицами и т.д. После этого вам нужно дать название своему песочному кругу, рассказать о нем. Так же можно украсить отпечатки своих ладоней, придумайте историю о каждом пальчике: кто он такой, что он любит и не любит - Прежде чем приступить к игре Песочный Человечек нам подсказывает, что песок должен быть влажным. А как это сделать? - Правильно, его нужно полить. Теперь приступайте!

- Молодцы, а сейчас нарисуйте на песке каждый свое настроение. Давайте, попрощаемся с Песочным Человечком! Дети прощаются по окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья

Рефлексия занятия:

Педагог: Дети, сегодня мы с вами познакомились с волшебной страной, с Песочным Человечком. Узнали, какой бывает песок. Чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей) Ритуал «выхода» из Песочной страны В ладошки наши посмотри — Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог! После произнесения этих слов ребята прощаются с Песочным Человечком

Занятие 3 

Тема: «В гостях у Песочной феи»

 Материал: Песочница, в ней песок (сухой и влажный), кукла – Песочная фея, кисточки, пульверизаторы, магнитофон

 Ход занятия звучит спокойная, тихая музыка. Дети заходят в кабинет и подходят к педагогу, здороваются.

Педагог: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает Песочная фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться

Педагог: а вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ней? ...

Педагог: Но, чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова. Может быть, кто-то из вас знает волшебные слова из сказок? ...

Педагог: Я сейчас скажу вам заклинание, а вы постарайтесь его запомнить: Песочная фея нам помоги, в страну волшебную перенеси, в ладоши мы хлопнем раз, два и три, Сердце свое для добра распахни! Звучит музыка Педагог: Вот мы и очутились в сказочной стране.

 Педагог берет куклу - Песочную фею и говорит: Ребята, посмотрите фея очень грустная… Давайте я спрошу у феи, что случилось? Педагог делает вид, будто фея говорит ему что-то на ухо, при этом меняет свое выражение лица: удивленное, озадаченное…

 Педагог: Фея рассказала мне, что во Вселенной была песочная страна с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами. Жители этой страны были очень счастливы, потому-то им никто ничего не запрещал. Они могли, есть конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами и цветами, дружить с гномами, петь и танцевать. Но однажды злой волшебник уничтожил все в песочной стране. И стала песочная страна темной и безжизненной.

Педагог: Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь фее вернуть красоту в ее страну? ...

Педагог: Спасибо, что вы согласились помочь фее. Нам в пути помогут: верность, доброта, смелость и дружба Давайте крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова: Песочная фея нам помоги, в страну волшебную перенеси, в ладоши мы хлопнем раз, два и три, в песочной стране окажемся мы!

 Педагог: а вот и песочная страна, где живут друзья песочной феи. Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но этот песок не простой. Он волшебный. Он может чувствовать прикосновения. Слышать. Говорить Ритуал «входа» в Песочную страну Упражнение «Здравствуй, песок!» Дети различными способами дотрагиваются до песка

 Педагог: Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?..  (сухой, шершавый, мягкий) Педагог: Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!». Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите?.. Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом

 Педагог: а давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Вы слышите, как он смеется? ...

Педагог: Давайте его погладим между ладонями. Возьмите в руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем в руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. Песочек, мы тебе поможем!

Педагог: Молодцы, ребята, вот мы и развеселили песок! Игра-упражнение «Песочные прятки»

 Педагог: Злой волшебник заточил всех песочных жителей в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. Мы должны помочь выйти им оттуда. Но наших маленьких друзей охраняют слуги волшебника. Чтобы они нас не увидели, нам нужно спрятаться и сказать заклинание. Давайте с вами возьмем, друг друга за руки, закроем глаза и произнесем заклинание Песочная фея нам помоги, в темницу друзей заточили враги, взмахнем нашей кисточкой раз, два и три, и наших друзей мы спасем из беды Педагог предлагает детям взять кисточки и аккуратно раскопать песочек во всех уголочках Песочной страны и вызволить друзей из темницы. Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в песке игрушки

 Педагог: Я горжусь вами! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у них глазки, они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в ответ Педагог: Ребята, мы спасли жителей Песочной страны, но посмотрите вокруг все разрушено. Нам с вами предстоит все создавать сначала. Посмотрите на песок, он какой? Педагог: А из такого песка можно что – ни будь построить?

 Педагог: Но нам нужно оживить песок. А что нужно всему живому (растениям, птицам, животным, людям) для жизни?

Педагог: Конечно, вода. Но нам нужны будут помощники, так как мы одни не справимся. Давайте позовем дождик, который поможет нам все оживить, ведь у дождика все капли – волшебные Упражнение «Песочный дождик». Каждому ребенку выдается пульверизатор, с помощью которого они опрыскивают песок

Педагог: Посмотрите, сколько волшебных капель нам приготовил дождик. Берите их и начинайте поливать песок: Дождик, лей веселей! Теплых капель не жалей для лесов, для полей и для маленьких детей, и для мам, и для пап Кап – кап! Кап – кап! Педагог: Вы чудо помощники! Песок вам очень благодарен. Но ведь злого волшебника, который заколдовал песочную страну мы так и не прогнали, и не победили! Упражнение «Победитель злости». Звучит музыка

Педагог: Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого волшебника. А какой он, волшебник? Дети: (злой, не любит детей, не хороший) Дети по примеру взрослого делают из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот

 Педагог: Это «шар-злюка». Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого волшебника, не забывая про волшебные слова: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар

Педагог: Теперь медленно выровняйте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника? Я вас поздравляю, мы справились с заданием. Мы победили злость! Упражнение «Узоры на песке»

 Педагог: Посмотрите, в нашей Песочной стране нет радости и жизни. Нам надо вернуть красоту этому маленькому миру. Вы любите рисовать?.. Дети: ответы

Педагог: Я надеюсь, что вы хорошо рисуете. Я вам предлагаю рисовать необычным способом: на песке пальцами, руками. Давайте нарисуем красивые узоры на песке, а потом их украсим волшебными бусинами. Посмотрите, какие узоры на песке можно нарисовать. Педагог рисует узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Придумайте свой узор, рисунок

Педагог: Замечательно! Посмотрите на узоры своих друзей, вам понравились они? Дети: ответы Педагог: Теперь нужно, чтобы страна стала такой же радостной и счастливой, какой и была раньше (звучит фонограмма песни Н. Королевой «Маленькая страна»). Посмотрите, что расколдовали еще. Педагог протягивает детям коробочки с растениями (деревьями, цветами); различными зданиями, постройками; животными Дети расставляют предметы на песке

Педагог: Песочная страна ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники! А нам пора возвращаться по окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья Рефлексия занятия:

Педагог: Дети, сегодня мы с вами познакомились с волшебной страной, спасли жителей Песочной страны, оживили саму страну! Узнали, какой бывает песок. Чем отличается сухой песок от влажного. Сами приготовили влажный песок. Мы с вами сегодня совершили много хороших поступков. У меня радостное настроение, я рада помочь жителям Песочной страны. А какое у вас настроение и что нового узнали вы? (Ответы детей) Ритуал «выхода» из Песочной страны В ладошки наши посмотри — Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты нам смелее стать помог!