Семинар "«Проектирование индивидуальной траектории развития педагогических работников в условиях инновационной среды»
материал

Полежаева Инесса Геннадьевна

Актуальность профессионального роста педагогических работников и необходимость инновационных изменений связаны со значительными реформами в образовании РФ. Главная задача федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование"- внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, повышение профессионального мастерства.

Профессиональный рост педагогических работников- это процесс приобретения педагогом знаний, умений, позволяющих ему решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию и сохранению здоровья воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное

автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края

Семинар

«Проектирование индивидуальной траектории развития педагогических работников в условиях инновационной среды»

Цель: определение и анализ индивидуальных профессиональных затруднений педагогических работников дошкольной образовательной организации. 

1. Непрерывное повышение квалификации педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование».

     Актуальность профессионального роста педагогических кадров и необходимость инновационных изменений связаны со значительными реформами в образовании РФ. Внедрение федеральный системы профессионального развития педагогов, которая является одним из приоритетных направлений Национального проекта «Образование» отражена в федеральном проекте «Учитель будущего», должно к 2024 году охватить 70 % молодых педагогов в возрасте до 35 лет, а уровень профессионального мастерства должен быть повышен у 50 % педагогических работников

        Главная задача федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» – внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников.

В связи с внедрением проекта «Учитель будущего», предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы образовательной ситуацией. Разработана "Модель профессионального развития педагогических работников МАДОУ «Детский сад № 6»" с целью создания условий для становления профессионально-личностной компетенции педагога, определяющей его универсальную способность проектировать и обеспечивать новое качество. И одна из годовых задач, запланированных на 2020-2021 учебный год направлена на непрерывное образование и профессиональное совершенствование педагогических работников через проектирование индивидуальной траектории развития. 

Профессиональный рост педагога – это процесс приобретения педагогом знаний, умений, позволяющих ему решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, и сохранению здоровья воспитанников.

2. Методика «Квадрат функций» как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО (С.В. Кузьмин, канд. пед. наук, доцент кафедры управления образованием ИРО Ивановской области)

        Назначение методики: определить индивидуальные профессиональные затруднения у педагогических работников дошкольной образовательной организации.

      Почему именно «квадрат функций»? Квадрат - геометрическая фигура, в форме которой представлена основная матрица данной методики (приложение 1).

        Функции в нашем случае - это пять образовательных областей согласно ФГОС дошкольного образования. Их содержание приводится в Стандарте (п. 2.6 приказа Минобрнауки России от 17.11.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

        «Функции» в данной методике - это деятельность педагога по реализации образовательных областей в соответствии со Стандартом.

          Поскольку ФГОС дошкольного образования устанавливает пять образовательных областей, каждая из них должна характеризоваться пятью компонентами (для того, чтобы получился «квадрат»: 5x5 = 25). Пять видов деятельности педагогов по каждому компоненту мы поместили в квадрат по диагонали. Так появилась основная матрица данной методики, с которой и начинается работа.

В методике используются условные обозначения образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

  •  СК - социально-коммуникативное развитие;
  •  П - познавательное развитие;
  •  Р - речевое развитие;
  •  ХЭ - художественно-эстетическое развитие;
  •  Ф - физическое развитие.

Для эффективной работы с рассматриваемой методикой предлагается следующий алгоритм:

ШАГ 1 В предложенной «Матрице функций» (приложение 1) по вертикали педагог ранжирует конкретные действия в ходе непосредственно образовательной деятельности от 1 до 5 (не повторяясь): «Что у меня получается лучше всего?». Результат записывается в левом верхнем углу.

ШАГ 2 То же самое предлагается выполнить по горизонтали, результат записывается в правом нижнем углу.

 ШАГ 3 Таким образом, в каждом квадрате будет по две цифры. Они суммируются для каждого квадрата, сумма вписывается в соответствующие ячейки таблицы 1, которая является «ключом» предлагаемой методики.

Таблица 1

Бланк ответов к методике «Квадрат функций»

 (по ФГОС дошкольного образования)

ф-

хэ-

р-

п-

ск-

хэ-

р-

п-

ск-

ф-

р-

п-

ск-

ф-

хэ-

п-

ск-

ф-

хэ-

р-

ск-

ф-

хэ-

р-

п-

ШАГ 4 По этой же таблице считается сумма (общее количество баллов) предложенных функций (по диагоналям), результаты заносятся в соответствующие ячейки таблицы 2. Если работа выполнена правильно, сумма в строке «Количество баллов» будет равна 150. Если сумма получилась другая, то работа выполнена некачественно и ее стоит переделать.

Таблица 2

Итоговая таблица по результатам обработки методики «Квадрат функций»

Функции

  СК  

    П    

     Р    

  ХЭ

   Ф  

Сумма баллов

Количество баллов =150

Место по значению

ШАГ 5 По сумме полученных баллов в таблице 2 определяется место (от 1 до 5) по значению каждой функции. Функция, набравшая наибольшее количество баллов, получает первое место, наименьшее - пятое.

ШАГ 6 Расшифровывается содержательная часть функций (не обязательно всех, а только интересующих, например первого места и последнего).

ШАГ 7 Заполнив и обработав анкету, педагоги дошкольной образовательной организации могут сделать для себя вывод, какая из необходимых функций у них реализуется наиболее успешно, какая наименее, определить содержательный характер затруднений, наметить пути дальнейшего профессионального самосовершенствования.

ШАГ 8 

Далее проектируется беседа с каждым педагогом. Возможны два варианта.

Первый предусматривает исправление наиболее «слабых» функций, т. е. получивших наименьшее значение. В этом случае совместно с педагогом может быть выбрана соответствующая тема для самообразования (индивидуальная методическая тема) на ближайший период. Второй вариант предусматривает дальнейшую работу с функцией, показавшей наивысший результат, т. е. это образовательная область, в которой у данного педагога накоплен наибольший положительный опыт. Естественно предположить, что этими знаниями и навыками он сможет поделиться с другими членами коллектива, у которых именно они оказались «слабыми». Следовательно, по одним функциям (образовательным областям) педагог совершенствуется, а по другим - сам проводит обучение с коллегами. Это вариант новой сетевой формы организации методической работы в дошкольной образовательной организации.

Содержание образовательных областей и характеристика деятельности педагога по их реализации

 в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Образовательная область

Содержание образовательных областей (по ФГОС ДО)

Деятельность педагога (перепроектирование компонентов)

Социально-коммуникативное развитие (СК)

1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых..

  1. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  2. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

1. Способствую усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Способствую развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

3. Способствую становлению самостоятельности детей.

4. Развиваю социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость.

5. Формирую основы безопасного поведения в быту, социуме, природе

Познавательное

развитие (П)

1. Развитие интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации.

2. Формирование познавательных действий, становление сознания.

3. Развитие воображения и творческой активности.

4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

6. Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

1. Развиваю интересы детей, их любознательность и познавательную мотивацию.

2. Развиваю воображение и творческую активность.

3. Формирую первичные представления о себе, других людях и объектах окружающего мира.

4. Формирую первичные представления о малой родине и Отечестве.

5. Формирую первичные представления о планете Земля как общем доме людей, и об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

Речевое развитие (Р)

1. Владение речью как средством общения и культуры.

2. Обогащение активного словаря.

3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

4. Развитие речевого творчества.

5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонем-го слуха.

6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров

детской литературы.

7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

1. Обогащаю активный словарь ребенка.

2. Развиваю связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

3. Развиваю речевое творчество детей.

4. Развиваю звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.

5. Знакомлю с книжной культурой, детской литературой, добиваюсь понимания на слух текстов различных жанров детской литературы

Художественно

эстетическое развитие (ХЭ)

1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.

3. Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной

литературы, фольклора.

4. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

5. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

1. Развиваю предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы.

2. Способствую становлению эстетического отношения к окружающему миру.

3. Формирую элементарные представления о видах искусства; восприятии музыки, художественной литературы, фольклора.

4. Способствую стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений.

5. Способствую реализации самостоятельной творческой деятельности детей

Физическое развитие (Ф)

1. Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость.

2. Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, прыжки, повороты в обе стороны).

3. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.

4. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

5. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

1. Способствую приобретению опыта в двигательной деятельности детей, развиваю их координацию и гибкость.

2. Способствую правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

3. Формирую начальные представления о некоторых видах спорта, знакомлю с подвижными играми и с их правилами.

4. Способствую становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

5. Способствую становлению ценностей здорового образа жизни

Примечание. С целью соблюдения «формулы квадрата» при перепроектировании в «матрицу функций» были включены по пять пунктов из содержания каждой образовательной области.

 

 Педагог        __________________________________________________________________________________________________________ Дата заполнения ___________________

Способствую приобретению опыта в двигательной деятельности детей, развиваю их координацию и гибкость

Способствую становлению эстетического отношения к окружающему миру

Развиваю речевое творчество детей

Формирую первичные представления о малой родине и Отечестве

Формирую основы безопасного поведения в быту, социуме, природе

Развиваю предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы

Развиваю связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь

Формирую первичные представления о себе, других людях и объектах окружающего мира

Развиваю социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость

Способствую становлению ценностей здорового образа жизни

Обогащаю активный словарь ребенка

Развиваю воображение и творческую активность

Способствую становлению самостоятельности детей

Способствую становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Способствую реализации самостоятельной творческой деятельности детей

Развиваю интересы детей, их любознательность и познавательную мотивацию

Способствую развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Формирую начальные представления о некоторых видах спорта, знакомлю с подвижными играми и с их правилами

Способствую стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений

Знакомлю с книжной культурой, детской литературой, добиваюсь понимания на слух текстов различных жанров детской литературы

Способствую усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Способствую правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)

Формирую элементарные представления о видах искусства; восприятии музыки, художественной литературы, фольклора

Развиваю звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух

Формирую первичные представления о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

ф-

хэ-

р-

п-

ск-

хэ-

р-

п-

ск-

ф-

р-

п-

ск-

ф-

хэ-

п-

ск-

ф-

хэ-

р-

ск-

ф-

хэ-

р-

п-

        

Функции

СК

П

Р

ХЭ

Ф

Сумма

баллов

Количество баллов = 150 Место по значению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды

Инновационные подходы к развитию одарённого ребёнка должны стать основным средством работы с талантливыми детьми. Чтобы помочь каждому ребёнку стать многогранно одарённым, необходимо, создать все возм...

индивидуальная траектория развития (индивидуальная карта развития) музыкальных способностей

Оценивание уровня развития музыкальных способностей за 5 лет...

Инновационный проект «Индивидуальная траектория развития и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (4 – 6 лет) в дополнительном образовании»

Цели и задачиЦель: создание безбарьерной развивающей среды социализации и творческой самореализации детей с ОВЗ в общей группе обучения Школы раннего развития ребенка.Задачи:успешное включение детей с...

Положение о разработке индивидуальной программы профессионального развития педагогических работников

Материал содержит документ, регламентирующий разработку индивидуальной программы профессионального развития педагогов ОО...

Методическая практика «Цифровая педагогическая интернатура, как средство создания условий для профессионального развития педагогических работников».

В основе практики лежит  понятие цифровая педагогическая интернатура. Это деятельностное погружение интернов в реальную педагогическую деятельность в онлайн формате, которую сопровождают опы...

Проект «Создание интегрированной среды (детский сад, семья, социум) в театрализованной деятельности, как средство персонифицирования педагогический событий и осуществления индивидуальной траектории развития ре

Проект «Создание интегрированной среды (детский сад, семья, социум) в театрализованной деятельности,  как средство персонифицирования педагогический  событий  и осуществления инди...