СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"
консультация (старшая группа)

Химич Елена Анатольевна

Основная цель системы работы ДОУ в рамках художественно-эстетического развития детей – это развитие творческих способностей каждого воспитанника, с учетом их индивидуальных особенностей. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере. Театральная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций, при проигрывании ролей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ea_wecompress.com_.docx724.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 3 «СОЛНЫШКО»

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

http://sad28.solkamsk.ru/netcat_files/359/356/h_53ecbae9410fdf492481c431b13b04d2

ВОСПИТАТЕЛЬ:

ХИМИЧ

ЕЛЕНА

 АНАТОЛЬЕВНА

р/п Коченево

       

Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира по законам красоты.

Реализация раздела “Художественно-эстетическое развитие” примерной основной образовательной программы “От рождения до школы” (Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.) предполагает сформировать к концу дошкольного периода такие интегративные качества, как любознательный, активный, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, эмоционально отзывчивый и др.

       Основная цель системы работы ДОУ в рамках художественно-эстетического развития детей – это развитие творческих способностей каждого воспитанника, с учетом их индивидуальных особенностей. Театральная  деятельность – это самый распространенный  вид  детского  творчества. Слово «творчество» в общественном  смысле     означает искать,  изображать нечто  такое, что не  встречалось в  прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творчество – это  не  только создание  нового  в  материальной и духовной  культуре, но  и совершенствование  человеком  самого себя,  прежде всего в духовной сфере.                                                                                                

Театральная  деятельность  близка и понятна ребенку, глубоко  лежит  в  его природе и  находит  свое  отражение  стихийно, потому что  связана  с игрой. Всякую свою  выдумку, впечатление из  окружающей   жизни ребенку хочется  воплотить в живые  образы и  действия. Входя  в образ, он  играет  любые  роли, стараясь  подражать  тому,  что  видел и  что  его  заинтересовало  и получая  огромное  эмоциональное  наслаждение.

Занятия  театральной  деятельностью помогают развить  интересы  и  способности  ребенка; способствуют общему  развитию; проявлению  любознательности, стремления  к  познанию нового, усвоению  новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению  общего  интеллекта, эмоций, при   проигрывании  ролей.                

Занятия театральной  деятельностью требуют от ребенка  решительности, систематичности  в  работе, трудолюбия, что  способствует формированию волевых  черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобразительность. Частые  выступления  на  сцене перед  зрителями способствуют  реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка.

Упражнения  на  развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой  аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий,  в образах животных и  персонажей из сказок,  помогает лучше овладеть  своим  телом, осознать пластические  возможности  движений. Театрализованные  игры и спектакли позволяют ребятам с большим  интересом  и легкостью  погружаться  в мир фантазии. Учат  замечать и оценивать свои  и чужие  промахи. Дети  становятся  более раскрепощенными, общительными; они  учат  четко  формулировать свои  мысли и излагать их  публично и  познавать  окружающий мир.

     

   Отечественная и зарубежная практика исследований убеждают, что художественная деятельность в дошкольном образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной  деятельности ещё не способны дать ребёнку доступных для этого средств. Театр является синтезом искусств, он

полностью удовлетворяет все указанные требования.

      Современная среда стала сложно динамичной, высоко конкурентной, обладающей высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. Современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и так далее). Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

     Таким образом, можно сделать вывод, что театральная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся развития творческих способностей,  развития речи,  художественно – эстетического и интеллектуального воспитания.

      Для продолжения работы по данной теме проанализировали имеющуюся литературу. Анализ существующих образовательных программ М.А.Васильевой «Воспитание и обучение в д/с», «Детство», “От рождения до школы” (Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.),   программа М.А.Васильевой «Радуга» и методических пособий, М.А.Васильева «Музыкальное воспитание в детском саду», М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду», Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» приводит к выводу, что «театральная деятельность» - это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания дошкольника.

      Исходя из анализа данной литературы разработаа модель развития творческой активности дошкольника, систему работы по организации театральной деятельности детей.

       На основе всего выше изложенного решила, что необходимо начать проводить театральный кружок «Театральные ступеньки».

        Основная цель моего кружка заключается в следующем:

   Формирование думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.  

                           Основные задачи:

     1. Последовательно знакомить детей с различными видами театра  

        (кукольный, драматический, оперный, балет и др.).

     2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

     3. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и    

         воплощения образа; моделирование навыков социального поведения в    

         заданных условиях.

       Содержание программы рассчитано на четыре года обучения:

             I год – с 3-4 лет

             II год – с 4-5 лет  

             III год – с 5-6 лет

             IV год – с 6-7 лет

     

  Для реализации цели и задач разработали на 4 года перспективный и тематический план кружка.

        В результате проведённой работы ребёнок  должен овладеть к концу обучения следующими умениями и навыками:

         1. Знает, что такое театр, виды театра, о нормах поведения в театре.

         2. Называет предметы театрально – игрового оборудования.

         3. Развивается творческая самостоятельность, побуждая передавать  

            настроение, характер музыки, пластикой своего тела, создавая яркий

            образ  героя.

         4. Следит за развитием действия в драматизациях и кукольных    

             спектаклях.

         5. Правильно строит предложения, добивается правильного  и чёткого  

             произношения слов.

         6. Передаёт мимикой, жестами, движением эмоции героев спектакля.

         7. Ребёнок может действовать совместно с другими героями спектакля.

         8. Дети могут сочинить песенную, танцевальную импровизацию для    

            спектакля.

         9. Дети сопровождают песенные и танцевальные импровизации  

            игрой на музыкальных инструментах.

        10. А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

       В работе театрального кружка я использую следующие методические принципы:

  • Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого- либо

отбора.

  • Занятия проводятся 1 раз в неделю. Процесс театральных занятий

строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

  • Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих

от детей и взрослого активных совместных поисков.

  • Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество.
  • В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.

       Я  стремлюсь воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получат они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.

       

Положительный результат в организации театральной деятельности гарантирован при условии полного взаимопонимания между педагогом и музыкальным руководителем. Мы, совместно с музыкальным руководителем уделяем большое внимание созданию предметно – развивающей среды в группе по театральной деятельности (наличие в группе различных видов театра, ширмы, уголка ряжения, шапочек – масок для игр драматизаций, дидактических игр, музыкальных инструментов).

        Особое внимание в системе работы в данном направлении следует уделять взаимодействию с семьей. Так в условиях родительского клуба интересно и увлекательно проходят театральные вечера с постановкой домашних спектаклей. Родители совместно с детьми выбирают вид постановки (кукольный или пальчиковый, инсценировка или спектакль), готовят афиши, распространяют билеты, создают костюмы. Все это создает атмосферу доверия, взаимного уважения, обеспечивает целостное развитие личности ребенка и способствует повышению культурного уровня родителей и их компетентности в области воспитания.

Частые  гости на праздниках, развлечениях, театральных вечерах  - школьники, бывшие выпускники детского сада. Они участвуют в театральных представлениях, исполняют роли сказочных героев.  

       Одним из условий успешной работы является выявление уровня знаний и умений детей по театральной деятельности. За основу взяла критерии оценки результатов театральной деятельности детей, разработанных

О.П. Радыновой и Е.А.Медведевой.

            В результате целенаправленной работы по организации театральной деятельности  выявлены следующие результаты:

2011 г. (май)

уровень

высокий

средний

низкий

18 детей

50%

28%

22%

       

2012 г. (май)

уровень

высокий

средний

низкий

20 детей

65%

25%

10%

2013 г. (май)

уровень

высокий

средний

низкий

20 детей

79%

20%

1%

     Таким образом, в организации занятий с детьми в театральном кружке виден положительный результат. У детей возникает  интерес к занятиям, появляется стремление к самостоятельной театрально – игровой деятельности, дети умеют выразительно передавать образ персонажа, умеют согласовывать свои действия с действиями товарищей, развивается речь, мышление, память, воображение у дошкольников. Безусловно, всё это развивает индивидуальность ребёнка и оказывает неоценимую пользу в подготовке его к школе.

       

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении людей творчеством. Талантливые люди появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающегося человеческого общества.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее.

И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие  способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

     На основании выше изложенного я считаю, что необходимо продолжать занятия в театральном кружке, так как необходимо продолжать развивать творческие способности  детей, прививать дошкольникам любовь к музыке, литературе и искусству. Занятия в кружке помогут легче воспринимать окружающий мир и войти в него развитой, полноценной личностью.

Литература:

1. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»

   М., Просвещение,2005 г.

2. Вакуленко Ю. А. «Игры, праздники и забавы в дошкольном образовательном учреждении для детей 4 – 6 лет», Волгоград 2009

2. Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М., 2003 г.

3. Иванова О. В. «Театрализованные праздники для дошколят и младших школьников», Ростов – на – Дону 2004

4. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г.  «Кукольный театр – дошкольникам», Москва 1982

5. Махнева Е. А. «Играем в театр», Новосибирск, 2008

6. Мазепина Т. Б. «Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах», Ростов – на – Дону 2002

7. Мигунова О.В. «Организация театральной деятельности в детском саду».      

    Великий Новгород, 2006 г.

8. Охорзина Т. П.  «Развитие общих и специальных способностей детей старшего дошкольного возраста в ролевой игре «театр»», Новосибирск 1996

9. Скоролупова О. А., Тихонова Т. М.  «Игра как праздник», Москва 2008

10. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». Издательство «Арки», 2004 г.

11. Сорокина Н.Ф. «Кукольный театр для самых маленьких». М., 2009 г.

12. Щёткин А.В. «  Театральная деятельность в детском саду». М., 2007 г.

        

F:\ \сказкафотки\ХИМИЧ ЕА\проект лена\2012-05-04 10.27.46.jpgC:\Users\Солнышко\Desktop\проект лена\2012-05-04 11.25.57.jpg  C:\Users\Солнышко\Desktop\проект лена\2012-05-04 10.07.44.jpg C:\Users\Пользователь\Desktop\сказкафотки\ХИМИЧ ЕА\проект лена\2012-05-04 10.40.47.jpg

C:\Users\Солнышко\Desktop\театр 2 мл.гр\сказкафотки\IMG_7965.JPG C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG_8523.JPG

C:\Users\Солнышко\Desktop\фото и документы\папка еа химич и кузнецова пю\фото Соня\IMG_8884.JPGC:\Users\Солнышко\Desktop\фото и документы\папка еа химич и кузнецова пю\фото Соня\IMG_8892.JPGE:\фотосказка\IMG_8898.JPGE:\фотосказка\IMG_8902.JPG

C:\Users\Пользователь\Desktop\сказкафотки\IMG_5726.jpgE:\фотосказка\IMG_8919.JPG

F:\ \сказкафотки\IMG_0070.JPG
C:\Users\Солнышко\Desktop\фото и документы\папка еа химич и кузнецова пю\театр 2 мл.гр\сказкафотки\getImage.jpgC:\Users\Солнышко\Desktop\театр 2 мл.гр\сказкафотки\getImage (2).jpgF:\ \сказкафотки\ХИМИЧ ЕА\IMG_1760.JPG

F:\ \сказкафотки\ХИМИЧ ЕА\IMG_7951.JPGC:\Users\Пользователь\Desktop\IMG_8523.JPG

C:\Users\Солнышко\Desktop\театр 2 мл.гр\сказкафотки\мини-музей\20130415_142422.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Театрализованная деятельность, как средство художественно- эстетического воспитания дошкольников"

Театрализованная деятельность ,одно из перспективных направлений развития современного дошкольного образования. Применение её в педагогическом процессе позволяет успешно решать многие воспитате...

Выступление старшего воспитателя МДОУ «Детского сада №210» Е.В.Кузнецовой на семинаре–педагогический практикум по теме:«Театрализованная деятельность воспитанников, через художественно – эстетическое и речевое развитие»

Выступление старшего воспитателя затрагивает тему: "Театр глазами ребенка дошкольного возраста"Тема: «Роль  театрализованных  игр  в  воспитании  дошкольников...

Стендовый доклад на тему "Изобразительная деятельность дошкольника как средство эффективного развития познавательной активности"

Способствовать становлению личности ребенка через развитие способностей к художественно-эстетической  деятельности....

Методическая разработка по теме: 《Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития.》

района В статье представлен опыт работы театра-студии « В гостях у сказки». Работа строилась в рамках единого образовательного пространства «детский сад – ребенок – семья». Педагогическая н...

Сообщение из опыта работы Тема: «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников».

Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания.Система художественно – эстетического в...