Проект «Приобщение духовно – нравственным ценностям младших дошкольников через сказку»
проект (младшая группа)

Методический материал для детей младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_-nravstvennoe_vospitanie.docx62.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района Чувашской Республики

Курсовой проект:

 «Приобщение духовно – нравственным ценностям младших дошкольников через сказку»

Выполнила воспитатель МБДОУ детский сад №1 «Колосок»

Комсомольского района

Чувашской Республики

Федосеева А.М.

                                                  с. Комсомольское

Содержание:

  1. Введение.
  2. Актуальность.
  3. Объективные свидетельства.
  4. Анализ внешней среды, анализ внутренней среды.
  5. Постановка проблемы.
  6. Цель и задачи проекта.
  7. Поэтапное реализация проекта.
  8. Тематический план работы с детьми
  9.   Тематический план работы с родителями.
  10.   Мониторинг.
  11.   Выводы.
  12.   Список используемой литературы.

Введение:

     Обращение к проблемам духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной  плеядой выдающихся ученых – педагогов: К.Д. Ушинским, Н.Н. Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым и, А.В.Запорожец, Т.П.Гавриловой, С.А.Козловой, Т. И. Бабаевой, A.M. Виноградовой, М. А. Скребцовой и др.

     Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Прекрасному и благородному, они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии самосознание, и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом случае, ранние привычки будут служить основанием, на долгую жизнь» А. Добролюбов

      «Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» В.А. Сухомлинский

      «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о нашем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Народные отличия сохранятся 

     Народные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний» Д.С.Лихачёв. Высказывания великих людей «Те высокие, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства, под влиянием социальных условий жизни и воспитания» А.В. Запорожец

      Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к наследию российского народа. Именно этого так  недостает в настоящее время в нашем современном обществе.

       Одним из основных принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

     В числе задач, на решение которых направлен ФГОС есть следующие: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно–нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

     Духовно – нравственное и патриотическое развитие детей дошкольного возраста через социокультурный системный подход к истокам в образовании, разработанный профессором Российской академии естественных наук И.А. Кузьминым, является одним из приоритетным направлением деятельности дошкольных образовательных учреждений. Основная цель программы «Социокультурные истоки» - заложить формирование духовно – нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

     Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека, целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно–волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения, в основе которых гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие.

     Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям,               содействует  зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям нашего народа.

     « Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу, … прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится» В.В. Зеньковский. Поэтому и духовно - нравственное  и гражданско – патриотическое  воспитание наиболее эффективно осуществляется в дошкольном детстве, когда  ребенок еще всецело открыт.

Актуальность:

Объективные свидетельства:

     Мы живем в сложном мире. Российское общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остается в обществе самый страшный кризис – нравственный. Сегодня в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу. Поэтому проблемы нравственного воспитания относятся к числу тех, которые представляют живой интерес практически для всех.

     Об актуальности  духовно -  нравственного   воспитания свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического  воспитания; у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

     Сегодня все реже можно встретить семью, где не утеряна та духовность, та любовь и уважение традиций, которые были присущи поколениям лет 20-30 назад. С давних пор известно, что формирование моральных качеств происходит в раннем детстве, когда человек еще не готов к встрече с большим, незнакомым миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за этот процесс самые близкие люди, семья.

Социологические исследования показывают:

●Семьи с высоким уровнем нравственных отношений:

      В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Это семьи, где знают классическую литературу, посещают театры, проводят с детьми  культурно - досуговое время. Таких семей около 5%-10%.

●Семьи со средним уровнем духовно-нравственных отношений:

      Семьи, в которых родители озабочены, прежде всего, добыванием средств к существованию, что сводит общение с ребенком к минимуму. Но личный пример родителей – главный критерий в поведении детей. Нет высоких идеалов, но есть нравственный стержень. Работа с такими семьями по повышению уровня духовной культуры может давать положительный результат. Таких семей около 35-40%.

●Семьи, где внимание родителей к детям гипертрофировано, где ребенок – центр забот:

      Это внешне благополучные семьи, в которых, к сожалению, отсутствуют истинные нравственные ценности. Дети в таких семьях эгоистичны, избалованы. 5-10%.

●  Семьи, где родителям не до детей. Все пущено на самотек, нет разумного воспитания. Семьи, где часто происходят конфликты, социокультурный уровень низок. 10%

●  Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Это семьи, от которых нужно защищать детей. 3-5%.

     Социологические исследования показывают, что  на воспитание ребенка влияет: семья – 50%, телевидение -30%, д/с – 10%, улица – 10 %

Анализ внешней среды.

Благоприятные факторы

Отрицательные факторы

- Законодательная база РФ по охране и здоровья детей;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Конвенция о правах ребенка;

- СМИ;

- ЗОЖ;

- Проведение  культурно - досуговое  время;

Неблагоприятные факторы окружающей жизни:

- Экологическое неблагополучие;

-Социально – экономическое положение в семье;

-Социально – бытовые условия в семье;

- Фильмы и передачи о жестокости,

насилии;

-Не высокий социально – культурный уровень;

- Биологические факторы: генетика, предрасположенность;

Анализ внутренней  среды

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Закон об образовании РФ;
  2. Концепция дошкольного воспитания;
  3. ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  4.  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

    5)     Истоковедение. Духовно - нравственное воспитание дошкольников в контексте » под редакцией И.А Кузьмин. Издательский дом « Истоки» Л.П. Сильвестрова. Москва 2012.

- Недостаточный уровень знаний родителей по формированию у детей нравственных ценностей;

- Отсутствие положительного примера со стороны взрослых;

- Отсутствие разумного воспитания;

 

- Недостаточное обогащение предметно – развивающей среды в группе.

 

Возможности

Угроза

- Тесное сотрудничество с родителями.

- Использование методической литературы по теме.

- Планирование системы мероприятий по формированию  у детей нравственных ценностей.

 - Планирование системы работы с родителями по данной теме.

- Отсутствие у родителей времени и потребности часто общаться со своими детьми.

- Отсутствия контроля со стороны родителей за действиями детей.

    Средства и методы духовно–нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее.

     Огромную роль в формировании нравственных качеств у детей младшего возраста играет знакомство со сказками.

     Карл Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

     Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Через сказку малыш познает свое место в мире, получает свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваги и трусости. Именно через сказку знакомятся дети с понятием, что такое хорошо и что такое плохо, а значит, закладываются моральные и духовные ценности.

      Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.  Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время.  Возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста огромны. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования духовно - нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.  Сказки  могут быть основой в воспитании ребёнка в формировании его нравственных качеств.

     В настоящее время сказка, как и другие ценности, традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствуют современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения.

      Многие родители не знают, чем занять ребёнка в свободное время. Намного проще посадить ребёнка около компьютера или телевизора.  Одновременно с этим в современных  молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, учили законам добра и красоты.

     Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Учеными доказано, что сказки развивают мышление, учат думать, анализировать  поступки героев, тренируют память, внимание, речь.

      Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злом.

     Актуальность  состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребенка.

Постановка проблемы:

     Из  наблюдений за детьми, происходящими в ДОУ в возрасте3 – 4 лет, дети не имеют ни малейшего представления о правилах поведения в обществе. Дети не умеют приветствовать друг друга, не умеют общаться, помогать друг другу, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

     Имеются такие семьи, у которых на первом месте потребительские отношения и материальное благополучие. В таких семьях забывают о духовном, эмоциональном общении, дети не умеют проявлять ни любовь, ни сострадание. Образ жизни многих семей порождает детскую грубость, равнодушие. Именно в семье закладываются основы характера и морального облика человека.

Анализ наблюдений показал:

- недостаточный уровень духовно – нравственного гражданско – патриотического воспитания в семье;

- недостаточное время уделяют  чтению и рассказыванию поучительных сказок;

- недостаточно знаний среди родителей о ценности сказок в воспитании детей.

На  основе анализа всех наблюдений определить тему проекта: «Приобщение духовно – нравственным ценностям младших дошкольников через сказку»

Тип проекта: творческий, групповой.

Участники проекта: дети младшей группы 3-4 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Длительность: долгосрочный, октябрь – май.

Образовательная область: социально – коммуникативное, познавательное,  речевое,  художественно – эстетическое и физическое развитие

Цель проекта:

  Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, побуждая у детей интерес к русским народным сказкам. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

3. Расширять представления детей об окружающем мире посредством ознакомления сказками.

Развивающие задачи:

1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.

4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

5. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.

5. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.

6. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

8. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

3. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Ожидаемые результаты у детей:

     - Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

     - Формирование основ нравственности и межличностных, коллективистических  отношений среди детей в группе.

     - Воспитание культуры поведения и трудолюбие.

     - Ответственное отношение за свои дела и поступки.

 Ожидаемые результаты для родителей:

      -   Повышения знаний для обеспечения успешного развития детей;

- Повышение осознанной позиции  чтению и рассказыванию сказок детям.

- Получение знаний о роли сказок  духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания в семье:

-  Укрепление связей между детским садом и семьей.

 Этапы реализации проекта:

   1 -ый этап: подготовительный

     ● Выстроить работу по нравственному воспитанию, опираясь на следующую литературу и документы:

​  - Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ от 17 октября 2013 г., № 1155)

 -  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 2016), которая реализуется в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

 - «Истоковедение. Духовно - нравственное воспитание дошкольников в контексте » (Под редакцией И.А Кузьмин. Издательский дом « Истоки» Л.П. Сильвестрова). Москва 2012.

​  -Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2002. Серия "Духовно-нравственное воспитание дошкольного возраста».

​  - « Сказкатерапия в ДОУ и  семье» Методическое пособие, под редакцией Микляевой Н.В., Толстиковой С.Н.,Целикина Н.П. М.: ТЦ Сфера, 2010.

     ●Провести наблюдение  по выявлению уровня сформированности нравственных ценностей у детей 3-4 лет.

    ●Провести анкетирование среди родителей по выявлению знаний о духовно – нравственном и гражданско - патриотическом воспитании детей.

    ●Сообщить родителям название проекта и сроки ее реализации.

2-ой этап основной: Решение  поставленных задач всех мероприятий проекта.

   ●Подготовка и пополнение предметно – развивающей среды:

   ● Подбор сказок, соответствующих возрасту детей  младшего возраста.

   ●Составления тематического плана реализации проекта по данной теме.

  ●Работа с детьми.

   -Знакомство детей со сказками – чтение, рассказывание, беседы по содержанию о воспитательных ценностях: «Чему учит сказка?», рассматривание иллюстраций.

  - Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, обыгрывание сюжетных игровых ситуаций, дидактические игры и упражнения, помогающие воспитанию у детей нравственных ценностей, подвижные игры с персонажами сказок.

 - Художественно эстетическое восприятие – рисование, лепка, конструирование, музыкальная деятельность.

   ●Работа с родителями.

 -Оформление информационных стендов, консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы, домашние задания, тренинги.

 - Изготовление совместно с родителями атрибутов для драматизации сказок

- Организация выставок рисунков, поделок «В гостях у сказки», сделанных совместно с родителями.

- Организация мини  музея «Мои любимые сказки из детства» совместно с родителями.

   ●Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей по реализации

проекта.

3 –ий этап: заключительный.

   ●Анализ проделанной работы.

   ●Мониторинг.

   ●Выводы.

   ●Презентация проекта в форме проведения развлечения: « Добрая  сказка в гостях у ребят»  

  Тематическое планирование с детьми 3-4 лет

Тема

Задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность

Родителей с детьми

Октябрь

Тема: «Там, где дружат, - живут, не тужат».

Сказка: «Репка».

                                             

Развивать умение откликаться на просьбу, принимать помощь. Даже самую малую.

-Лепка: «Репка»

Инсценировка сказки «Репка».

-Пальчиковая игра «Репка»

-Д/и «Назови овощи».

-Настольная игра: «Сложи картинку из частей».

- Пение песен о дружбе.            

-Составлять творческий рассказ на тему совместной взаимопомощи членов семьи.

-Нарисовать вместе с ребенком картинку к сказке.

- Сочинить сказку о дружбе

Ноябрь

Тема: «Хитрость, осторожность, осмотрительность, хвастовство.

Сказка: «Колобок».

Посредством сказки дать детям понять, почему хвастовство не доводит до добра, почему опасно быть самонадеянным, учится послушанию.

Учить детей быть осторожными в поступках, анализировать поступки героев сказки и их последствия.

- Беседа «Чему учит эта сказка?

- Чтение рассказа В.Нечаева «Самый вкусный пирожок».

-Рисование: «Колобок».

- Конструирование « Построим дом для колобка».

-Инсценировка сказки «Колобок».

-Моделирование сказки «Колобок».

Придумывание своего варианта конца сказки.

-Игра: «Рассказываем сказку вместе»

- Нарисовать вместе с ребенком картинку к сказке.

Декабрь

Тема: «Умение жить дружно».

Сказка «Теремок».

Воспитывать гостеприимство, доброжелательность, дружелюбие

- Беседа «Чему учит эта сказка?»

-Инсценировка сказки «Теремок»

-Хороводная игра «Теремок».

-Д/и «Плохо – хорошо».

-Конструирование «Теремок».

 - Нарисовать вместе картинку к сказке.

- сочинить сказку о доброте, о дружбе.

Январь

Тема: Доброта, сострадание, желание прийти на помощь.

Сказка « Золотое яичко»

В обработке К.Ушинского.

Воспитывать доброту, желание прийти на помощь в сложившихся ситуациях.

- Беседа: «Чему учит сказка?»

 - Инсценировка сказки «Золотое яичко».

- Лепка «Не золотое, а простое яичко»

- Конструирование: « Полочка для яичек»

- Хороводная игра « Вышла курочка гулять»                    

- Нарисовать вместе с ребенком картинку к сказке.

- Беседа: «Кому бы хотели подарить золотое яичко».

- Рассказать детям о православном светлом празднике «Пасха»

Февраль

Тема: «Послушание,  обман, доверчивость».

Сказка «Волк и козлята»

На примере сказки учить послушанию, безопасности, как добрые и миролюбивые побеждают.

- Беседа: «Чему учит сказка?»

-Инсценировка сказки.

-Показ кукольного театра «Волк и козлята».

- Конструирование «Построить забор к домику козлят».

- Обыгрывание игровых ситуаций

- Нарисовать вместе с ребенком картинку к сказкам.

- Сочинить сказку, используя героев данной сказки

Март

Тема: «Добро – зло, мудрость - хитрость, гостеприимство – коварство, осмотрительность – неосторожность

Сказка: «Заюшкина избушка»

(В обработке М. Булатова)

На примере сказки

учить детей мудрости и осмотрительности

в своих поступках.

Учить детей анализировать поступки героев

-Беседа: « Чему учит сказка?».

-Прочитать детям стихотворение И.Бурсовой «Доброта»

- Драматизация сказки.

- Конструирование « Построим дом для лисы»

-Сочинить сказку, используя героев этой сказки.

- Нарисовать дом для лисы.

 - Пение песен о доброте.

Апрель

Тема: ««Послушание, ответственность, любовь»

Сказка: « Гуси лебеди»

Учить детей  выполнять ошибки в поведении, преодолевать  трудности.

Воспитывать в  детях внимательность

и заботливость по отношению к родным. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Учить быть послушными и приветливыми.

Беседа: « Чему учит сказка?»

- Рассматривание иллюстраций к сказке.

- Драматизация отрывка из сказки.

- Обыгрывание игровых ситуаций «Семья».

-Д/и «Правильно не правильно».

- П./и «Гуси и хозяйка»

- Нарисовать вместе с детьми « Наша дружная семья».

-Сочинить вместе с детьми сказку о послушании.

-Нарисовать рисунок «Моя дружная семья»

Рассматривание семейного альбома.

Май

Презентация проекта в форме развлечения: «Добрая сказка в гостях у ребят»

Тематический план работы с родителями.

Формы работы с семьей

Темы

Цель

Анкетирование

«Сказка в жизни детей»

Выявить, часто ли родители читают сказки дома. Знают ли, что сказки имеют поучительный, воспитательный характер.

Родительское собрание

« Сказка, как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников»

Помочь родителям осмыслить основные нравственные ценности.

Консультация

«Сказка ложь – да в ней намек…»

Дать понять родителям, что сказка не только развлекает, но и навязчиво воспитывает.

Тренинг

«Как правильно сочинять сказки вместе с детьми»

Довести до сознания родителей, что сочинять сказки вместе с детьми полезно - они помогают в воспитании.

Дать конкретный план, как правильно сочинять сказки.

Индивидуальные беседы

«Какие сказки читать детям младшего возраста»

Предложить список  литературы для данного возраста

Домашнее задание

«Сочинить сказки вместе с детьми»

Дать понять, что сочинение сказок вместе с детьми дает лучше понять проблемную ситуацию во взаимоотношениях детей и родителей.

Совместное изготовление игрушек и пособий

«Изготовить театр на ложках»

Развивать творческое взаимодействие родителей и детей.

Продуктивная деятельность

Организация выставок рисунков и поделок

Показать творческое самовыражение родителей и детей

Праздники и развлечения

«Добрая сказка в гостях у ребят»

Поощрять родителей активному участию, созданию эмоциональному атмосферы на празднике.

3 – ий этап: заключительный.

Мониторинг.

 В ходе наблюдений в начале проекта было выявлено, что нравственные основы  у детей младшего дошкольного возраста находятся в стадии зарождения и становления.

Исследование проводилось в форме наблюдения и беседы. В эксперименте участвовало 18 детей.

В ходе беседы детям были заданы вопросы, для изучения представлений детей о нравственных качествах.

-Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

- Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

-Кого можно назвать добрым (злым?) Почему?

-Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

-Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

-Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

- С кем тебе больше всего нравится дружить в группе? Почему?

- Помогаете ли вы своим родителям по хозяйству  в семье?

Проанализировав результаты беседы, было выявлено:

  Дети с уровнем духовно – нравственного развития:

 - выше среднего – 12% (2 человека)

-  средний -32% (6 человек)

 -ниже  среднего – 44% (8 человек)

 - низкий уровень  - 12%  (2  человека)

 Проведенные  мероприятия с детьми и с родителями дали положительный результат.

Уровень сформированности нравственных ценностей у детей показал:

 - Выше среднего уровня  - 38% (7 человек)

 - среднего уровня - 50% (9 человек)

-  ниже среднего уровня – 12% (2 человека)

 Вывод:

      Проделанная работа отразилась на успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 88% детей имеют высокий и средний уровень нравственных ценностей.

     У детей стали развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

    Воспитательно-образовательная работа, проводимая в течение года, показала положительные результаты, так как были подобраны произведения не только в соответствии с возрастом детей, но и в соответствии с проблемой исследования, а именно такие сказки как: «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Гуси - лебеди» и др. положительно влияют на воспитание у детей таких качеств как: отзывчивость, доброта, трудолюбие, которые необходимы для формирования дружеских взаимоотношений. Только хорошо продуманная система работы может дать положительный результат. Необходимо расширить круг детского чтения в младшем дошкольном возрасте, так как программа рекомендуемых произведения по данной проблеме, достаточно ограничена.

     Эта  работа  помогла  наладить  контакт  с  семьями  воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психологического и физического здоровья семьи.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ от 17 октября 2013 г., № 1155)

 2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 2016), которая реализуется в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

 3. «Истоковедение. Духовно - нравственное воспитание дошкольников в контексте » (Под редакцией И.А Кузьмин. Издательский дом « Истоки» Л.П. Сильвестрова). Москва 2012.

​  4.Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2002. Серия "Духовно-нравственное воспитание дошкольного возраста».

​  5. « Сказкатерапия в ДОУ и  семье» Методическое пособие, под редакцией Микляевой Н.В., Толстиковой С.Н.,Целикина Н.П. М.: ТЦ Сфера, 2010.

 6. « Лучшая книга сказок» М.20003.

 7. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой. Л. Г.Гарбуза 2013.

 8. « Воспитание сказкой» Л.Б. Фесюкова 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье".

План по самообразованию на тему: "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье".ВведениеЗадачиФормы работы с родителями, детьми и педагогическим коллективомМетодическая ра...

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через нетрадиционные формы работы с родителями

Данный материал будет полезен педагогам, родителям, тем, кого интересует вопрос взаимодействия семьи и детского сада. В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся форм работы с родителями детей...

Проект по духовно-нравственному развитию младших дошкольников "Бабушка - ты моя душа".

Одной из самых важных задач считается воспитание такого будующего поколения, которое будет обладать духовно - нравственными ценностями. Именно такое поколение будет способно осуществлять дальнейшее ра...

«Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувств...

Проект "Воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников посредством сказки".

Проект "Воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников посредством сказки"....

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников посредством сказки»

Цель: формирование социально-нравственных качеств посредством сказки....