«Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».
консультация (подготовительная группа)

Котрова Анна Сергеевна

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Котрова А.С.

Создай раньше материал нравственности, а потом её правила.
К.Д.Ушинский
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир. Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом». 
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», – писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа. 
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям) является приоритетной задачей нашего детского сада . 
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. 
Поэтому в нашем детском саду регулярно проводятся сезонные музыкально-игровые праздники: осенью - «Ярмарка»; зимой -«Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной - «Милые мамочки», «Праздник птиц», «День земли», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). 
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. 
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно.
Педагоги детского сада совместно с родителями, и воспитателем по художественной деятельности помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями. 
От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вводят ребенка в сказочный мир народной культуры. 
Детям интересно и полезно ходить на выставки в музеи, где видна жизнь и история своего края. В нашем детском саду педагоги организовали мини-музей «Русская изба».
Посещение русской избы – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним в нашем учреждении. В ней происходит осознание ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время», дети ощущают себя в потоке времени как продолжатели дела предков. 
Через рассказ воспитателя, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций происходит первое знакомство детей с предметами старины. Взрослые помогают увидеть в произведениях народно-прикладного искусства, промысловой деятельности красоту и высокое мастерство их создателей, рассмотреть в музейных экспонатах «лицо» времени, почувствовать, как меняются со временем предметы быта, одежда. 
Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются. 
После посещения избы мы создаем условия для самостоятельной творческой деятельности детей. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству. 
При оценке результатов детской деятельности педагоги подчеркивают индивидуальные особенности работы каждого ребенка, замечают, что это вообще характерно для настоящих мастеров, в том числе и для наших предков. 
Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить, почувствовать целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, поможет стать личностью, гражданином и патриотом своей страны. 

Обучение и воспитание исторически возникли с возникновением человечества. Действительно, для того, чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передавать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды и многое другое. Опыт расширялся, обогащался за счёт более глубокого познания окружающего мира, его предметов и явлений. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.
На Земле не встречается двух одинаковых культур, принадлежащим разным народам. Поэтому мы и говорим о народной культуре, характерной для данного конкретного народа, конкретной нации, конкретного региона.
Важной составной частью народной культуры являются народные праздники и традиции. Поэтому оно имеет важное место в воспитании дошкольников. Ибо они объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, загадку, художественную деятельность и другие. Народные праздники, связаны с трудовой деятельность человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.
Любой праздник начинается с ожидания его: детей радует праздничная атмосфера, подарки, красивая одежда и гости. Поэтому дети точно должны знать, какой и когда состоится праздник, в чём его смысл и отличие от других, что каждый из них будет делать, чтобы праздник не только состоялся, но и принёс всем больше радости. Они дают возможность в процессе их подготовки объединять весь коллектив детского сада, детей, взрослых, родителей
В каждом празднике мы используем народные традиции .
Рождество с калядками, так мы провели этот праздник, т.е. с ряжеными, прославлением добрых людей и пожеланиями им здоровья и счастья.
Дети с нетерпением ждут такие моменты используя старинный обряд. Они пели Калядки не только с добрыми пожеланиями, но ещё бросали горсть зерна для пожелания благополучия.
Очень важно сохранить традиционное развитие праздничного действия, присущее каждому конкретному празднику.
Первый месяц весны-март с сосульками, грачами, ярким солнышком. Обманчивый месяц!
У многих народов мира время перехода от зимы к весне отмечено особыми празднествами — карнавалами. На это же время приходится и русская Масленая неделя. Масленица — встреча Солнца и Весны. Вот где простор для фантазий. Этот праздник у нас проходит особенно весело, с песнями, играми, сказочными героями. . А с первым блином и весну закликали. 
Приди, приди, Солнце Красное,
Солнце Красное, Солнце доброе.
Веди Весну-красавицу,
Красавицу-Урожайницу.
Вот масленица пришла,
Вот широкая пришла
С блинами
С каравайцами,
С пирогами, со весельем.
Вот с такими песнями и встречали дети этот великий праздник добра! Важным элементом воспитания может стать и знакомство с традиционным народным костюмом, его изготовление и ношение во время праздников. Ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека.
Так как, главной целью детского праздника является приобщение детей дошкольного возраста к традиционной праздничной культуре, развитие детского творчества, особенно важным является вопрос о содержании праздничного действа.
Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи своего народа 
Этот праздник можно назвать семейным. Так как он способствует укреплению семейных уз. Ведь именно этого нам всем так не достаёт сейчас: внимания к старшим и родителям, благодарности и дружелюбия 
Ушинский писал: Воспитание созданный самим народом и построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов»
Светлое Христого Воскресенье,  Пасха- такого название самого великого, самого торжественного, самого радостного весеннего праздника, праздника обновления и спасения мира и человека, праздника торжества жизни и бессмертия, добра и света над злом и тьмою. Вот это мы и доносим до детей готовясь к этому празднику. Поём песни , танцуем танцы, а игры с крашеными яйцами приносят детям радость и знание того, что все эти игры не просто развлечение, но и имеют смысл способствовать возрождению и расцвету природы. 
Мы рассматриваем праздники как одно из основных средств взаимодействия с родителями, так как это способствует активному вовлечению родителей в педагогический процесс. Привлекаем родителей к подготовке к праздничным мероприятиям:  к изготовлению народного праздничного костюма, кукол, к участию в веселье. Мамы и папы перестали быть зрителями, а превратились в активных и полноправных участников. Такая форма проведения праздника создавала доверительные отношения между педагогами и родителями. А  главное, - показывала  каждому ребёнку огромную значимость семьи в его жизни, раскрывала потенциальные возможности детей, наглядно давала увидеть пути использования этого потенциала, помогала заметить проблемы ребёнка “изнутри”, заставляла родителей задуматься, какими они хотели бы видеть своих детей и что могли бы успеть скорректировать. Ведь теперь мама и папа шли на праздник рука об руку и сидели рядом с ребёнком, одной “большой семьёй”. Кроме того, в родителях стало пробуждаться желание поразмыслить, что они хотели и могли бы передать детям, как культурное наследие во время и в условиях праздника.
Не только эти, но и каждый любой праздник мы делаем в духе воспитания детей любви к родному краю, уважению старших, почитанию родителей.
Поэтому и 8 Марта и 23 февраля и Новый год и «Осенины», «День матери» и «Выпускной» это разумное включение ребёнка в освоение нравственных норм и отношений.
Сегодня во многих семьях возрождаются традиции проведения христианских праздников: Пасха, Рождество Христово, Благовещение, Троица, Покров и многие другие. Семейные праздники как нельзя лучше создают атмосферу доброты, любви, уважения, сострадания, единства в мыслях и поступках. А не это ли является основой духовно – нравственного воспитания детей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Духовно-нравственное обогащение личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры

Для тех, кому не безразлично будущее России, и в первую очередь, кто занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения,  предназначен проект "Духовно-нравственное обогащение личности реб...

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...

Выступление из опыта работы по теме: «Воспитание патриотизма дошкольников через приобщение детей к истокам русской народной культуры», ноябрь 2020 г.

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину; узнав её, стать подлинным патриотом…»(С. Михалков)Что может заинтер...

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры»

                      Приобщение детей дошкольного возраста к «истокам русской народной культуры», определяется следующая...