Главные вкладки

    Рабочая программа
    рабочая программа (средняя группа)

    Цуканова Юлия Ивановна

    для сайта

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  24 «ПЧЕЛКА»

    «Согласовано»

    Старший воспитатель

    МБДОУ 24 «Пчелка»

    _____________А.Ю. Ламина

    __________________

    Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми.

    Средняя группа 4-5 лет.

    .

    Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

    на 2019 -2020  учебный год

    Воспитатели: Цуканова. Ю.И  

                                                                                     Геллер.В.Н.

    г. Бердск, 2019  год

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

     п/п

    Содержание рабочей программы  

    Стр.

    I

    Целевой раздел

    3

    1.1

    Пояснительная записка

    3

    1.2

    Цели и задачи основной образовательной программы  

    4

    1.3

    Временная продолжительность и срок реализации программы

    6

    1.4

    Принципы и подходы в организации образовательного процесса

    6

    1.5

    Значимые для разработки программы характеристики. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.

    7

    1.6

    Планируемый результат освоения программы

    8

    II

    Содержательный раздел

    11

    2.1

    Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях

    11

    2.1.1.

    Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

    11

    2.1.2.

    Образовательная область «Познавательное развитие»

    12

    2.1.3.

    Образовательная область «Речевое развитие»

    13

    2.1.4

    Художественно-эстетическое развитие.  

    14

    2.1.5

    Физическое развитие

    15

    2.2.

    Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

    17

    2.3.

    Взаимодействие с семьей

    21

    III

    Организационный раздел

    25

    3.1.

    МаМатериально-техническое обеспечение программы, обеспеченность

    меметодическими материалами и средствами обучения и воспитания

    25

    3.2.

    0рганиция режима пребывания детей в ДОУ

    25

    3.3.

    Расписание образовательной деятельности

    28

    3.4.

    Максимально допустимый объем нагрузки.

    29

    3.5.

    Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

    30

    3.6.

    Организация развивающей предметно-пространственной среды

    31

    Приложение

    Приложение (к содержательному разделу).

    Комплексно – тематическое планирование.

    I. Целевой раздел программы

    1.1Пояснительная записка

    Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

    -  Федеральный закон от 29.12.2012  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

    -«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года 1014 г. Москва);

    - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года 26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

    Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса группы от 5 до 6 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида  24 «Пчелка». Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми группы и обеспечивает:

    - социально – коммуникативное развитие;

     - познавательное развитие;

     - речевое развитие;

    - художественно – эстетическое развитие;

     - физическое развитие.

     от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

    Программа сформирована в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ  24 «Пчелка» и на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                              1.2. Цели и задачи реализации программы:

     Цель реализации основной образовательной программы дошкольного общего образования – обеспечение выполнения требований ФГОС ДО. Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому программа «От рождения до школы» создана авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.  

    Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника .

    Программа «От рождения до школы», разработанная на основе ФГОС дошкольного образования, ориентирована на:  

    • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;  
    •  обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
    •   обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
    •  создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;  
    •  объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
    •   формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
    •   обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
    •   формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;  
    •  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  

    Приоритетными задачами развития и воспитания детей по программе «от рождения до школы» являются:  

    • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

    • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

    • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

    • творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

    • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

    • уважительное отношение к результатам детского творчества;

    • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

    • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

    Реализуемая Программа строится на принципах ФГОС ДО: (ФГОС ДО п. 1.2.)

    1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

    2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

    3) уважение личности ребенка;4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

    1.3. Временная продолжительность и срок реализации программы

    Настоящая рабочая программа рассчитана на один учебный год – с 1 сентября 2017 по 31 августа 2018

    1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

    Реализуемая Программа учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО: (ФГОС ДО п. 1.4.)

    1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

    2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);

    3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

    4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    5) сотрудничество детского сада с семьёй;

    6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

    7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

    8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

    1.5. Значимые для разработки программы характеристики. Возрастные особенности детей.

    Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей.

    Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги. В группе 25 человек, 11 девочек, 14 мальчиков. B 2 ребенка с ОВЗ : Гомозов Арсений, Семёнов Денис.

    Возрастная категория

    Направленность групп

    Количество детей

    4-5

    Комбинированной направленности

    25

    Социальный паспорт родителей

    Характеристика контингента родителей (законных представителей)

    1.

    Количество полных семей

    20

    2.

    Количество неполных семей

    5

    3.

    Число семей, где одна мать

    5

    4.

    Число семей, где один отец

    -

    5.

    Количество замещающих семей (опека приёмные семьи)

    -

    6.

    Количество семей, где не работают оба родителя

    -

    7.

    Количество семей, где не работает мать

    3

    8.

    Количество семей, где не работает отец

    -

    9.

    Количество многодетных семей

    4

    10.

    Количество семей нуждающимся в получении социальной услуги

    -

    11.

    Количество семей, где есть родители- инвалиды

    1

    12.

    Количество семей, где родители (родитель) являются участниками (ветеранами) боевых действий

    2

    13.

    Образовательный уровень родителей (законных представителей) :                                                                           -основное общее образование                                                     - среднее общее образование                                                      - среднее профессиональное образование                                 -высшее образование

                    5       -       25    15

    14.

    Количество семей иностранных граждан (не имеющих гражданства РФ)

    -

    15.

    Количество семей находящихся в социально опасном положении ( по постановлению КДНиЗП)

    -

    Возрастные особенности развития детей 4-5 лет (старшая группа)

    В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

    1.6. Планируемые результаты освоения Программы детьми.

    В соответствии с ФГОС, результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

    Целевые ориентиры освоения программы:

    - ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

    - ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

    - ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

    Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре;

    - творческие способности ребенка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

    - у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

    - ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

    - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, математики, и т. п., у ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

    Содержание основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка. Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий. К 7 годам – по завершению дошкольного образования – ребенок способен:

    - использовать основные культурные способы деятельности;

    - принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

    - проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

    - проявлять положительное отношение к миру, другим людям и самому себе;

    - чувство собственного достоинства; адекватно проявлять свои чувства (в том числе чувство веры в себя), сопереживать неудачам и радоваться успехам других);

    - активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и участвовать в совместных играх, стараясь продуктивно разрешать конфликты, договариваясь, учитывая интересы и чувства других;

    - следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, проявляя способность к волевым усилиям;

    - проявлять развитое воображение в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре;

    - выражать свои мысли и желания, демонстрируя достаточно хорошее владение устной речью; использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний в ситуации общения;

    - контролировать свои движения и управлять ими;

    - соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

    К основным (ключевым) характеристикам возможных достижений воспитанников относится также то, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:

    - владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

    - проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

    - обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живѐт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

    - у него складываются предпосылки грамотности;

    - подвижен, вынослив, владеет основными движениями, у него развита крупная и мелкая моторика.

    Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни и требованиям общеобразовательной организации и образовательной деятельности. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

    II. Содержательный раздел

    2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях

    Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

    - социально-коммуникативное развитие;

    - познавательное развитие;

    - речевое развитие;

    - художественно-эстетическое развитие;

    - физическое развитие.

    В связи с этим, реализуемые ранее 10 образовательных областей (по ФГТ) вложены в 5 направлений развития и образования (взаимодополняющие образовательные области) ФГОС ДО следующим образом:

    «Социализация», «Коммуникация», «Труд» - социально-коммуникативное развитие;

    «Познание» - познавательное развитие;

    «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» - речевое развитие; «Художественное творчество», «Музыка», «Познание. Развитие конструктивной деятельности», «Чтение художественной литературы» - художественно-эстетическое развитие;

    «Физическая культура», «Здоровье» - физическое развитие.

    Образовательные области «Коммуникация» и «Безопасность» взаимодействуют со всеми направлениями развития и образования по ФГОС ДО.

    Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением со стороны педагога-психолога.

    2.1.1 Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»

    Цели и задачи:

    - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

    - развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

    - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

    - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательном учреждении;

    - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

    - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Работа по реализации задач социально-коммуникативного развития планируется календарно в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методическое пособия.

    Организованная образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию не проводится. Задачи социально-коммуникативного развития реализуются интегрировано со всеми образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

    Направления образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

    - игровая деятельность;

    - развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

    - культурно-нравственное и этическое воспитание;

    - гендерное, семейное, гражданское воспитание;

    - трудовое воспитание;

    - основы безопасной жизнедеятельности.

    Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом план.

    2.1.2 Образовательная область «Познавательное развитие»

    Цели и задачи:

    - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

    - формирование познавательных действий, становление сознания;

    - развитие воображения и творческой активности;

    - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

    Направления образовательной области «Познавательное развитие»:

    - сенсорное развитие;

    - познавательно-исследовательская деятельность;

    - формирование элементарных математических представлений;

    - формирование целостной картины мира, расширение кругозора (предметное окружение, социальное окружение, ознакомление с природой).

    Содержание образовательной области «Познавательное развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом план.

    К познавательному направлению следует относить представленную в Программе «От рождения до школы» образовательную область «Познание» (за исключением конструктивной деятельности).

    Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию планируется по программе «От рождения до школы» и методическим пособиям:

    -«Занятия по формированию элементарных математических представлений» И.А. Помораева, В.А. Позина

    - «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина

    - «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов

    - «Ознакомление с природой в детском саду» О.А.Соломенникова

    Задачи познавательного развития реализуются также интегрировано с другими образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

    2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»

    Цели и задачи:

    - владение речью как средством общения и культуры;

    - обогащение активного словаря;

    - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

    - развитие речевого творчества;

    - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

    - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

    - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Направления образовательной области «Речевое развитие»:

    - формирование словаря;

    - звуковая культура речи;

    - грамматический строй речи;

    - связная речь;

    - подготовка к обучению грамоте;

    - знакомство с детской литературой.

    Содержание образовательной области «Речевое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане.

    К речевому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы».

    Организованная образовательная деятельность по речевому развитию планируется перспективно по методическим пособиям:

    - «Занятия по развитию речи» В.В. Гербова

    Задачи речевого развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Работа в данном направлении планируется календарно.

    2.1.4. Художественно - эстетическое развитие

    Цели и задачи:

    - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

    - становление эстетического отношения к окружающему миру;

    - формирование элементарных представлений о видах искусства;

    - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

    - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

    - реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

    Направления образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

    - продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование);

    - приобщение к искусству;

    - музыкально-художественная деятельность (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах).

    Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане.

    К художественно-эстетическому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Художественное творчество» и «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание» (подраздел «Конструктивная деятельность»), «Труд» (подраздел «Ручной труд»).

    Организованная образовательная деятельность по продуктивной деятельности планируется по методическим пособиям:

    - «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова

    - «Конструирование из строительного материала» Л.В. Куцакова

    Организованная образовательную деятельность по музыке планирует и осуществляет музыкальный руководитель в музыкальном зале ДОУ. Воспитатели присутствуют на занятии, оказывают помощь музыкальному руководителю в проведении музыкально-дидактических игр, разучивании танцевальных движений и песенного репертуара, инсценировках.

    Задачи художественно-эстетического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, культурно-досуговой деятельности.

    2.1. 5. Физическое развитие

    Цели и задачи:

    - способствовать приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

    - способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

    - формировать начальные представления о некоторых видах спорта;

    - способствовать овладению подвижными играми с правилами;

    - способствовать становлению целенаправленности и саморегуляция в двигательной сфере;

    - способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

    Направления образовательной области «Физическое развитие»:

    - двигательная активность (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, спортивные игры, подвижные игры);

    - воспитание культурно-гигиенических навыков (питание, одевание-раздевание, умывание, содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати);

    - формирование основ культуры здоровья.

    Организованная образовательная деятельность по физическому развитию планируется и организуется инструктором по физическому воспитанию.

    Организованная образовательную деятельность по физическому развитию планируется в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методические пособия:

    Задачи физического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, досуговой деятельности. Работа в данном направлении планируется календарно.

    Воспитание культурно-гигиенических навыков планируется перспективно на каждый месяц в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» и с опорой на методическое пособие.

    Содержание образовательной области «Физическое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане.

    К физическому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье».

    Для реализации задач физического развития детей воспитатели средней группы используют в воспитательно-образовательном процессе современные здоровьесберегающие технологии.

    Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

    • физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
    • социально-коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения, дежурства, навыки самообслуживания; посильная помощь взрослым; формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
    • познавательное развитие: наблюдение, ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, обсуждения близких детям тем (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур), элементарная опытно-исследовательская деятельность;
    • речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультимедиа просмотров; поощрение речевой активности детей;
    • художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

    Самостоятельная деятельность детей

    • физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде, самокате и пр.);
    • социально-коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
    • познавательное развитие: наблюдение, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
    • речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры;
    • художественно эстетическое развитие: создание условий для самостоятельной продуктивной и художественной деятельности детей: рисование, лепка, конструирование, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музицирование (пение, танцы, игра на детских музыкальных инструментах), слушание музыки.

    Работа проводится по календарно-перспективному плану.

    (ФГОС ДО п. 2.7.)

    Реализация целей и задач образовательных областей осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности (формах активности детей), таких как:

    • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
    • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
    • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
    • восприятие художественной литературы и фольклора;
    • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
    • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
    • изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

    8. музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

    9. двигательная (овладение основными движениями)

    Особенности образовательной деятельности разных видов

    и культурных практик.

    Осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально-культурных условий Западной Сибири направлено на развитие личности ребенка в контексте детской субкультуры, сохранение и развитие индивидуальности, достижение ребенком уровня психического и социального развития, обеспечивающего успешность познания мира ближайшего (социального, природного) окружения через разнообразные виды детских деятельностей, интегрированные формы совместной и самостоятельной деятельности.

    2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

    Формы работы по образовательным областям

    Направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

    Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

    Физическое развитие

    • Физкультурное занятие
    • Утренняя гимнастика
    • Игра
    • Беседа
    • Рассказ
    • Чтение
    • Рассматривание.
    • Интегративная
    • деятельность
    • Контрольно-
    • диагностическая
    • деятельность
    • Спортивные и
    • физкультурные досуги
    • Спортивные состязания
    • Совместная деятельность
    • взрослого и детей
    • тематического характера
    • Проектная деятельность
    • Проблемная ситуация

    Социально-коммуникативное

    • Индивидуальная игра.
    • Совместная с воспитателем игра.
    • Совместная со сверстниками игра
    • Игра
    • Чтение
    • Беседа
    • Наблюдение
    • Педагогическая ситуация.
    • Экскурсия
    • Ситуация морального выбора.
    • Проектная деятельность Интегративная деятельность
    • Праздник
    • Совместные действия
    • Рассматривание.
    • Проектная деятельность
    • Просмотр и анализ мультфильмов,
    • видеофильмов, телепередач.
    • Экспериментирование
    • Поручение и задание
    • Дежурство.
    • Совместная деятельность
    • взрослого и детей тематического
    • характера
    • Проектная деятельность

    Речевое развитие

    • Чтение.
    • Беседа
    • Рассматривание
    • Решение проблемных ситуаций.
    • Разговор с детьми
    • Игра
    • Проектная деятельность
    • Создание коллекций
    • Интегративная деятельность
    • Обсуждение.
    • Рассказ.

    • Ситуативный разговор с детьми
    • Сочинение загадок
    • Проблемная ситуация
    • Использование

    различных видов театра

    Познавательное развитие

    • Создание коллекций
    • Проектная деятельность
    • Исследовательская деятельность.
    • Конструирование
    • Экспериментирование
    • Развивающая игра
    • Наблюдение
    • Проблемная ситуация
    • Рассказ
    • Беседа
    • Интегративная  деятельность
    • Экскурсии
    • Коллекционирование
    • Моделирование
    • Реализация проекта
    • Игры с правилами

    Художественное –эстетическое

    развитие

    • Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.
    • Создание макетов, коллекций и их

    оформление

    • Рассматривание эстетически

    привлекательных предметов

    • Игра
    • Организация выставок
    • Слушание соответствующей

    возрасту народной, классической, детской музыки

    • Музыкально- дидактическая игра
    • Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания)
    • Интегративная деятельность
    • Совместное и индивидуальное

    музыкальное исполнение

    • Музыкальное упражнение.
    • Подпевка. Распевка
    • Двигательный, пластический

    танцевальный этюд

    • Танец
    • Творческое задание
    • Концерт- импровизация
    • Музыкальная сюжетная игра

    Способы и направления поддержки детской инициативы.

    Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

    Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

    • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
    • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
    • поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
    • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
    • при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
    • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты; создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

    2.3. Взаимодействие с семьей

    Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены поддержка родителей в воспитании детей и укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность.

    При планировании работы с семьями воспитанников группы учитывается социальный статус родителей, уровень материального состояния, образование, социальное положение.

    Основные направления работы с семьёй

    Важнейшим условием необходимым для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

    Цель взаимодействия детского сада с семьёй: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.

    Взаимодействие с семьёй должно быть построено на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признаётся право родителей на уважение, понимание, участие в жизни детского сада.

    Задачи взаимодействия детского сада с семьёй:

    • Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
    • Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития интегративных качеств ребёнка, а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
    • Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
    • Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;
    • Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в ДОУ;
    • Поощрение родителей за внимательное отношений к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

    В дошкольном учреждении созданы условия:

    1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

    2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

    3) для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

    Работа проводится по календарному план.

    Примерное годовое планирование работы с родителями

    на 2019 -2020  год

    (Средняя группа)


    Задачи работы с родителями:
    1.Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
    2.Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей;
    3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную поддержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада;

    Сентябрь 
    1. Оформление информационного уголка для родителей
    2. Оформление стенда «Золотая осень»
    3. Оформление папки – передвижки “Возрастные особенности детей 4 -5 лет”
    4. Родительское собрание» Цели и задачи по ФГОС ДО в средней группе.»


    Октябрь 
    1. Оформление папки – передвижки “Правильное питание”
    2. Оформление папки – передвижки “Профилактика гриппа”
    3. Изготовление дидактических игр по развитию речи.
    4. Праздник “Золотая осень”


    Ноябрь


    1. Оформление папки – передвижки по развитию речи «Возрастные особенности речевой деятельности детей 4-5 лет.
    2. День именинников - развлечение.

    Декабрь 

    1. Конкурс совместного творчества «Новогодняя гирлянда»
    2. Оформление стенда “Новый год спешит к нам в гости”
    3. Украшение группы к Новому году.
    4. Новогодний утренник.

    Январь 
    1. Постройка снежного городка на участке
    2. Консультация “Приобщение детей к физической культуре и спорту”
    3. Анкетирование “Вежливый ли мой ребенок?”

    Февраль 
    1. Оформление папки -передвижки. «Речевые игры для детей 4-5 лет.»
    2. Оформление папки – передвижки “Мужское воспитание”                                
    3. Буклет для родителей “Утренняя зарядка для детей в стихах”.
    4. Праздник, посвящённый 23 февраля.

    Март 
    1. Оформление поздравительной папки – передвижки к 8 Марта
    2. Праздник “Мамы всякие нужны - мамы всякие важны”
     

    Апрель

    1. Консультация для родителей “Значение дневного сна для детей”

    Май 
    1. Родительское собрание по итогам учебного года.
    2. Оформление папки – передвижки “Летний отдых детей”
    3. Совместное творчество детей и родителей “Этот день Победы порохом пропах”
    4. Экскурсия к памятнику Великой Отечественной войны. Эта разработка пригодится для педагогов ДОУ для составления перспективного плана работы с родителями для детей 4-5 лет.
    Задачи работы с родителями:

    III. Организационный раздел

     

    3.1 Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

    Материально-технические условия реализации программы соответствует:

    - санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН 2.4.1.3049-13;

    - правилам пожарной безопасности;

    - требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

    - требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде;

    - требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение, предметы).

    Материально-техническое оснащение

    В группе созданы условия для индивидуальных и коллективных игр, самостоятельной активности детей (музыкально- познавательной и исследовательской, проектной и интеллектуальной, театрализованной деятельности и др.). Это позволяет детям организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния.  

    При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих игр и увлечений. Среда своевременно изменяется (обновляется) с учетом программы, усложняющегося уровня умений детей и их половых различий.  На прогулках максимально используется территория ДОУ: площадка для прогулок, физкультурная площадка, летняя площадка для бесед и творчества детей, участки для наблюдений, экспериментальной деятельности и трудовых действий детей (огород, клумбы, зелёная зона). 

    Ведущим фактором укрепления здоровья является выполнение режима дня.    Физиологически правильно построенный режим имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей; создаёт предпосылки для нормального протекания всех жизненно-значимых процессов в организме.

       Режим дня в группе соответствует возрастным психофизиологическим особенностям ребёнка, представляет собой оптимальное сочетание режимов бодрствования и сна в течение дня при реализации принципа рационального чередования различных видов деятельности и активного отдыха.

    Основные физиологические принципы построения режима дня соблюдаются в рамках медико-педагогических требований, определяющих регламентацию умственных и физических нагрузок, своевременный отдых, сон, пребывание детей на воздухе, регулярный приём пищи, достаточный объём двигательной активности.

    В построении ежедневной организации жизни и деятельности детей учитываются возрастные и индивидуальные особенностей дошкольников и социальный заказ родителей (законных представителей), предусматриваются личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности.

    Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое (7.00-19.00) пребывание ребенка в детском саду при пятидневной рабочей неделе.

    В режиме учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). Продолжительность ежедневных прогулок в холодный период составляет 3 часа 35 минут в день. В холодный период прогулки организовываются 2 раза в день: в первую половину дня – после НОД и до обеда, во вторую половину дня - после ужина и до наступления тёмного времени суток или ухода детей домой.

    В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Приём детей осуществляется на улице, там же проводится утренняя зарядка, после завтрака и до обеда дети находятся на улице. Летне-оздоровительные мероприятия проводятся там же. Вторая прогулка организована после ужина и до ухода детей домой. При благоприятных погодных условиях прогулка в летний период составляет 7 часов 15 минут.

    Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.

    Дневному сну в режиме дня отводится 1 час 50 минут в холодный период.  

    Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к непосредственно образовательной деятельности, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня в холодный период 3-4 часа.

    Режим дня на холодный период

    Приём, осмотр детей, утренняя гимнастика

    • -8.00

    8.00 – 8.10

    Подготовка к завтраку, завтрак

    8.10 -8.30

    Игры, самостоятельная деятельность

    8.30 -9.00

    Второй завтрак

    9.00  -9.30

    Организованная детская деятельность, занятия со специалистами

    9.30 -10.30

    Подготовка к прогулке, прогулка

    10.30 – 11.15

    Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность детей

    11.15 – 11.45

    Подготовка к обеду, обед

    11.45 – 12.15

    Подъём, воздушные, водные процедуры, самостоятельная деятельность детей

    15.00 – 15.20

    Полдник

    15.20 -15.40

    Самостоятельная и организованная детская деятельность, игры

    15.40 – 16.30

    Подготовка к прогулке, прогулка, игры

    16:30-17:00

    Возвращение с прогулки, игры

    17:00-17:15

    Подготовка к уплотнённому полднику, полдник

    17:15-17:30

    Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой

    17:30-18:00

    Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой

    18:00-19:00

    3.3. Расписание организованной образовательной деятельности  

    Дни

    недели

    НОД

    Понедельник

     1.Художественная-эстетическое (Музыка) 09:10-09:30                                                                                        2. Познавательная развитие (Ознакомление с окружающим миром).                     09:40- 09:30                                                             

    Вторник

     1.Познавательное развитие (ФМПЭ).                                     1грпп 09:00-09:20                                                                 2 группа 09:30-09:50                                                       2. Физическое развитее 16:40-17:00

    Среда

     1.Речевое развитие                                                        1группа 09:00-09:20                                                             2 группа 09:00-09:50

    Четверг

    1.Художественно-эстетическое развитие (Музыка)      08:50-09:10                                                       2.Худоственно-эстетическое развитие (лепка-аппликация)                                                                      1группа 09:20-09:40                                                            2 группа 10:10-10:30                                                                                                                                                          3. Физическое развитее 16:05-16:25        

    Пятница

    1.Художественно-эстетическое развитие (Рисование) 1группа 09:00-09:20                                                             2группа 09:30-09:50                                                             2. Физическая культура 10:50-11:10

    3.4. Максимально допустимый объем нагрузки в средней группе.

    Направления развития

    Виды детской деятельности

    Количество НОД в неделю

    Формы образовательной деятельности

    Физическое развитие

    Двигательная деятельность

    75 мин.

    (3 НОД)

    Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники

    Познавательное развитие

    Познавательно-исследовательская деятельность

    20 мин. (1 НОД)

    ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины

    ФЭМП

    20 мин.

    (1 НОД)

    Дидактические и развивающие игры, реализация проектов, викторины

    Речевое развитие

    Развитие речи

    20 мин.

    (1 НОД)

    Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций

    Восприятие художественной литературы и фольклора

    20 мин.

    (1 НОД)

    Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра

    Социально-коммуникативное развитие

    Коммуникативная деятельность

    10 мин.

    (0,5 НОД)

    ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины

    Самообслуживание и элементарный бытовой труд

    не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22)

    поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ

    Игровая деятельность

    в режимные моменты

    Сюжетно-ролевые, дидактические и др.

    Художественно-эстетическое развитие

    Изобразительная деятельность

    70 мин.

    (3 НОД)

    Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка.

    Конструирование

    10 мин.

    (0, 5 НОД)

    Конструирование из бумаги, природного и иного материала

    Музыкальная деятельность

    50 мин.

    (2 НОД)

    Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения

    ИТОГО

    3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

    В старшей группе сложились традиции празднования определённых событий, праздников, мероприятий:

    Сентябрь – День знаний, День воспитателя.

    Октябрь – Международный день пожилых людей, Осенний праздник.

    Ноябрь – День матери.

    Декабрь – Новогодний праздник.

    Февраль – День защитника Отечества.

    Март – Международный женский день.

    Апрель – День космонавтики.

    Май – День Победы.

    Июнь – День защиты детей.

    Июль – День семьи.

    3.6. Организация развивающей предметно-пространственной среды

    Развивающая среда старшей группы соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

    В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

    Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому проявляется интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

    Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

    При оформлении в своей группе развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС, мы учитывали комплексирование и гибкое зонирование.

    Условно в пределах пространства группы мы выделили игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка.

    Зона познавательного развития включает в себя дидактические и развивающие игры (где имеются пособия по развитию памяти, мышления, логики, внимания; также  демонстрационный и раздаточный материал для формирования ЭМП; дидактические игры изготовленные своими руками).

    В зоне речевого развития имеется демонстрационный материал для проведения занятий, картотека речевых игр, доступных для ежедневного использования детьми,. Также созданы наборы предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам для составления детьми описательных и сюжетных рассказов по картинкам.

    Зона социально-коммуникативного развития представлена уголком безопасности, который включает в себя: методическую и художественную литературу (книжки-раскладушки, детские журналы, дорожная азбука, где ярко и красочно описаны и показаны ситуации по безопасности); дидактические игры и дидактический материал (домино, лото, различные виды транспорта: водный, воздушный, наземный, автомобили специальных служб, своими руками создали несколько макетов дорог, подготовили иллюстрации по темам); атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Полиция», «Пожарные» (дорожные знаки, костюмы, каски, шлемы, макеты орудий); наборы конструкторов; папки-передвижки; инвентарь по безопасности. Для закрепления знаний по безопасности жизнедеятельности часто организуются выставки детских и коллективных работ.

    Зона художественно-эстетического развития включает в себя уголок рисования, музыкальный уголок и уголок театрализации. В уголке рисования есть карандаши, краски, кисточки, стаканы-непроливайки, различные трафареты и бумага для рисования. Здесь дети могут прочитать и просмотреть книги, нарисовать иллюстрации к ним. Музыкальный уголок составляют: музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них самодельные. Здесь же присутствуют атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках. Уголок театрализации располагает различными видами театра, масками и шапочками сделанными совместно с родителями.

    В зоне физического развития имеется инвентарь и оборудование для физической активности, нестандартное оборудование для физического развития детей, также иллюстрации летних, зимних, олимпийских видов спорта, картотека оздоровительных упражнений, массажи и самомассажи различных видов, комплексы общеразвивающих упражнений и корригирующих гимнастик, физкультминуток, картотека подвижных игр народов мира, считалки, фотоальбомы победителей олимпийских игр и выдающихся спортсменов.

    Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. В группе представлены уголки для девочек (парикмахерская, предметы женской одежды, украшения) и мальчиков (разнообразные технические игрушки. В группе создан холдинг, который представляет собой полки с разнообразными видами предметов, как для мальчиков, так и для девочек.

    Развивающая предметно-пространственная среда подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Оснащение уголков меняется в соответствии с планированием образовательного процесса. Дети принимают участие в проектировании и изменении среды.

    На прогулочном участке также создана развивающая среда, которая способствует:

    - полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях;

    - продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни;

    - закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития.

    Оборудована веранда с необходимой мебелью и организованной предметно-развивающей средой, имеется уличное стационарное игровое оборудование: домик, столы, лестница, железные теневые навесы, веранда на которой также зонируем площадь для игры детей по интересам:

    - общения детей с книгой;

    - рисования;

    - настольно–печатных игр;

    - конструктивных игр;

    - оригами, аппликации, ручного труда, работы с природным материалом.

    Обязательно выносится на участок оборудование для спортивных игр: кольцебросы, скакалки, самокаты, ракетки для игр в бадминтон, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и т. д., предусмотрены площадки для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Автосалон», «Магазин».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

    Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

    Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

    Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

    Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

    Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

    Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

    Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

    рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

    Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

    Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...