Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников
статья (старшая группа)

Цуканова Юлия Ивановна

для сайта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СТАТЬЯ17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Цуканова Юлия Ивановна

Воспитатель 1 категории

МБДОУ №24 «Пчелка»

Новосибирская область, город Бердск

Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников

«Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях,

зарождает стремление в нём самому нести в жизнь прекрасное и доброе».

Т. И. Софронова «Через прекрасное к человечному».

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец) считают, что эмоции, подобно умственным и волевым процессам, формируются на протяжении детства, в результате овладения ребенком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм и идеалов.

Формирование эмоций и чувств, развитие понимания и вербализация эмоциональных состояний детьми должна рассматриваться педагогом в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере, повышается уровень понимания детьми эмоциональных состояний, что выражается в умении правильно реагировать на эмоциональные состояния окружающих, проявлять эмпатию, у ребёнка меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Способность ребёнка познавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать. Действенным средством для достижения этой цели является творческая театрализованная деятельность.

Эта тема выбрана мною не случайно, постоянные наблюдения за детьми позволяют мне предположить, что чаще всего гармоничному развитию современного ребенка препятствует недостаточное развитие именно эмоциональной сферы – дети чаще всего не способны выразить свои эмоции правильно, не всегда умеют адекватно трактовать эмоции окружающих. Ни для кого, ни секрет, что эмоции выполняют регулирующую и охранную функции, являются «центральным звеном» психической жизни ребенка. Поэтому направленная работа на развитие различных эмоций ребенка сегодня очень актуальна и важна.

Театрализованная деятельность активно развивает эмоциональную сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил, воспитанию положительных черт характера у детей. Также театрализованные занятия помогают ребенку понять и почувствовать эмоции персонажей, научиться сопереживать, распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на место другого человека в различных ситуациях.  Театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, позволяет формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Театрализованная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка, а самовыражение посредством искусства – существенный компонент творчества, способ эмоциональной разрядки. Также на занятиях по театральной деятельности у детей возникает возможность общаться и действовать в коллективе, что развивает их коммуникативный потенциал. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять, средства её достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.

Театрализованная деятельность в детском саду даёт возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Таким образом, театральные игры помогают всесторонне развивать ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....

Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы ребенка"

Данная консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В ней содержится информация о роли театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников....

"Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-творческих способностей дошкольников"

Доклад выступления на международной научно-практической конференции....

Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, поэтому очень важно научить ребенка понимать и различать эмо...

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольников»

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольников»...

«Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Мастер - класс для воспитателей на тему "Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"...

Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников...