Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы ребенка"
    консультация на тему

    Данная консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В ней содержится информация о роли театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.docx15.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы ребенка».

     По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. Это связывают с тем, что в этом возрасте происходит бурное нарастание силы подвижности процессов, формируется высшая нервная деятельность. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.

    Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражимость, плаксивость, утомляемость.

    В процессе развития происходит изменение в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Возрастает способность ребенка контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, поэтому ее необходимо развивать.

    Л.С.Выготский писал о феномене “засушенное сердце” – отсутствие чувств, наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием. Эта проблема не потеряла актуальность и в наше время.  

    Причины, тормозящие развитие сферы ребенка, можно разделить на два вида: социальные и физиологические.

    К социальным причинам относится:

    - Технологизация. Замыкаясь на гаджетах, дети стали меньше общаться со взрослыми, сверстниками, а ведь именно через общение формируется эмоциональная сфера ребенка;

    - Запреты взрослых людей. Запрет на слезы, особенно у мальчиков, запрет на выражение страха, агрессии и др. – подчас взрослые ничем не мотивируют свои запреты. Для многих детей таких запретов, за которыми следует наказание, довольно много. Контроль со стороны взрослых в воспитании детей, конечно, необходим, но не должен преследовать исключительно интересы родителей.

    Физиологические причины.

    У детей с нарушениями психофизического развития (ЗПР), а также у детей с нарушением речи часто наблюдается незрелость развития эмоциональной сферы. Эти причины базируются на физиологических факторах: наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД), минимальной мозговой недостаточности (ММН), полученные в результате родовой травмы (быстрые или замедленные роды, кесарево сечение, любые отклонения от нормальных родов, асфиксия и т.д.). Нервная система у таких детей незрелая, хотя интеллект, может быть, не затронут.

    У детей с диагнозом дизартрия и стертая дизартрия наблюдаются помимо дефектов звукопроизношения голоса нарушение артикуляционной моторики и мимических мышц из-за   повышенного или пониженного мышечного тонуса, а также нарушений иннервации мышц языка, губ, лицевой и шейной мускулатуры.    

    Эмоции у таких детей примитивны, слабо развиты, недостаточно с помощью дифференцированы, маловыразительны, однообразны.

    Театрализованная деятельность – важное средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

    Театрализованная деятельность – самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

    Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности.

    Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания   необходимо преподносить в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.  Важен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.

    В играх-драматизациях ребенок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонации, мимики, пантомимики), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жестким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

    Таким образом, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.  

           

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

    Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....

    Русская сказка как средство развития эмоциональной сферы ребенка.

    НОД по сказке "Колобок" с привлечением родителей....

    Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

    В дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, поэтому очень важно научить ребенка понимать и различать эмо...

    Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольников»

    Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольников»...

    Из опыта работы на тему «Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста».

    В последнее время наиболее актуальным является внедрение в образовательную практику в ДОУ педагогических игровых технологий.Используемые в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основн...

    Статья.Средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

    Средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста....