консультация для родителей"Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольников»
консультация по рисованию

Лухнова Лариса Сергеевна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Изобразительная деятельность как средство развития

эмоциональной сферы дошкольников»

Лухнова Л.С

воспитатель Изо

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности.  На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение.

Развитие чувств ребенка - это важнейшая педагогическая задача, не менее, а в каком-то смысле даже более важная, чем воспитание его ума. Без чувственно-эмоционального постижения окружающего невозможно приобщение к культурным ценностям. Способность к сопереживанию, в чувствованию в предмет (живой, неживой), явление увеличивает возможность чувственно-эмоционального  постижения  мира.  В   свою   очередь, успешное развитие эмоциональной  сферы  возможно  на базе развития творческого воображения детей; развития самосознания.

На эмоциональное развитие дошкольника влияют такие факторы, как природа, искусство, музыка, художественная литература, изобразительная деятельность. Из них ведущим средством эмоционального воспитания дошкольников является изобразительная деятельность ребенка, т.к. она является собственной практической деятельностью. Изобразительная деятельность позволяет ребенку непосредственно пережить, почувствовать разнообразные состояния и чувства.

Эмоциональная сфера выступает важной составляющей в развитии личности дошкольников, поскольку никакое общение и взаимодействие не будет результативным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями. Для детей в дошкольном возрасте наиболее свойственны эмоциональная переменчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это обусловливает ключевую направленность педагогической работы с детьми дошкольного возраста  эмоциональное наполнение жизни ребенка и организация помощи в постижении эмоций и их регуляции.

Изобразительная деятельность содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств. Процесс творчества также эмоционально насыщен, художник (малыш или взрослый), выражая себя, переживает те или иные чувства, связанные с содержанием создаваемого образа. Изобразительное искусство, собственная изобразительная деятельность, изначально несут в себе огромный потенциал формирования личности, как художника, так и зрителя.

Для развития эмоциональной сферы у  старших дошкольников важно использовать: дидактические игры; организовывать интегрированные занятия (ИЗО + восприятие изобразительного искусства (рассматривание иллюстраций, картин); ИЗО + нетрадиционные техники); а также психогимнастические упражнения.

Дидактическая игра является одним из приемов эмоционального развития дошкольников и ведущим видом деятельности в данном возрасте.Использовать дидактические игры на закрепления знания классификации цвета: теплые и холодные, легкие и тяжелые; игры на закрепление эмоциональных проявлений; на закрепления способов выражения эмоций при помощи мимики. Дети принимают в них активное участие, с удовольствием играют.

Изобразительная деятельность является одним из средств эмоционального развития детей дошкольного возраста при условии:

• формирование позитивного отношения ребенка к процессу рисования;

• создание эмоционального микроклимата в группе;

• закрепление базовых навыков в изобразительной деятельности;

• использование произведений живописи как средства побуждения к собственной деятельности.

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Умение управлять своими эмоциями и знаниями об эмоциональных состояниях нужно  каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя.

Дошкольный возраст является активным  периодом для развития        эмоциональной сферы. Поэтому, на сегодняшний день, проблема эмоционального развития ребенка является актуальной.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописана необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка.

Изобразительная деятельность - это вид деятельности, результатом которой является создание произведения, специфическое отображение объективной реальности в форме художественных образов. Вместе с тем, одним из эффективных средств развития эмоциональной сферы дошкольников можно считать психогимнастику - это этюды, упражнения и игры, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы.

Рисование - это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим о внутреннем мире ребенка.

В изобразительной деятельности старших дошкольников замыслы становятся более устойчивыми, расширяются возможности использования материалов, которые ребенок выбирает. Он способен принимать на себя роль «художника», «скульптора», «мастера», в связи, с чем мотивирует выбор деятельности и материала: «Хочу нарисовать картину на мольберте, возьму палитру, кисти и краски».

У детей появляется избирательное отношение к различным видам изобразительной деятельности. В рисовании и лепке с натуры они передают характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Движения рук приобретают уверенность, становятся более координированными. Следовательно, проблема развитие эмоциональной сферы дошкольников - актуальна для рассмотрения и изучения. Так всё же, является ли процесс изобразительной деятельности результативным способом развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста? Можно сказать, что устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие их значение в связи с его потребностями и мотивами, называют чувствами. В состав эмоциональной сферы мы включаем: эмоции, чувства, самооценку, тревожность. Ребенок шестого года жизни - пленник эмоций. Детей старшего дошкольного возраста отличает очень высокая эмоциональность, они ещё не умеют управлять своими эмоциональными состояниями. Но постепенно они становятся более сдержанными и уравновешенными.

В настоящее время существует много способов работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста: арттерапия (изобразительная, сказка, музыкальная); поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика); игротерапия; мелотерапия, ипотерапия, изотерапия. Изобразительная деятельность развивает у дошкольников умения согласовывать свои действия, учит быть внимательным к чувствам и эмоциям других людей, то есть способствует развитию эмпатии. В процессе развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста происходят изменения. Меняется его взгляд на мир и отношение к окружающим. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера дошкольника не развивается. Её необходимо развивать.

Психогимнастика- это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Основные достоинства психогимнастики: игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста); сохранение эмоционального благополучия детей; опора на воображение; возможность использовать групповые формы работы.

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

1. Игра «Пиктограммы» Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

2. Упражнение «Зеркало»Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.

Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т. д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

3. Игра «Я радуюсь, когда… Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

4. Упражнение «Музыка и эмоции»Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая грустная, довольная, сердитая, смелая трусливая, праздничная будничная, задушевная отчужденная, добрая усталая, теплая холодная, ясная мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

5. Упражнение «Способы повышения настроения»Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

6. Игра «Волшебный мешочек»Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

7. Игра «Лото настроений» Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т. д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей - отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

8. Игра «Назови похожее»Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.

Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.

9. Упражнение «Мое настроение»Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т. д.

10. Игра «Испорченный телефон»Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

11. Игра «Что было бы, если бы…» Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?)

Для введения детей в мир искусства важно включать занятия на тему знакомства с профессией художника, его рабочим местом, процессом создания им произведения искусства, рассматривание картин, репродукций известных художников. Знакомить детей с произведением искусства,  которые помогают им проникнуть внутрь созданной художником картины, ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат, поговорить с героями картины. Совместно с ребенком исследовать эмоциональное состояние героев и характер пространства картины.

Особое значение для эмоционального развития детей имеет использования нетрадиционных техник в рисовании. К нетрадиционным техникам можно отнести кляксографию, монотипию, печатание листьями, набрызг, рисование по-сырому). Они создают хорошее настроение, способствуют развитию творчества, развивают цветовосприятие, чувство цвета. Каждое занятие в нетрадиционной технике вызывает у детей восторг, желание быстрее включиться в работу.

Большое значение в развитии эмоциональной сферы и личности в целом имеет изобразительная деятельность. Влияние эмоциональных воздействий разнообразно. Но с другой стороны, любое эмоциональное воздействие, не зависимо от того негативное оно или позитивное по своей сути, оказывает побудительное воздействие на ребенка.

Развитие эмоциональной сферы оказывает влияние на формирования навыков в изобразительной деятельности. В процессе восприятия произведений искусства у детей развивается способность эмоционально переживать содержания произведения, возникает желание выразить свое отношение к нему. Художественные образы воздействуют на его чувства и сознание, влияют на отношение к явлениям и событиям жизни, способствуют расширению кругозора.

Благодаря изобразительной деятельности дошкольники начинают понимать красоту окружающего мира, богатство и разнообразие его красок, форм, движений. На этой основе у детей формируется эстетический вкус, способность различать прекрасное и безобразное не только в искусстве, но и в окружающей действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы ребенка"

Данная консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В ней содержится информация о роли театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников....

Консультация для родителей «Влияние родительских установок на развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо ус...

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольников»

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольников»...

Консультация для родителей и педагогов: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников, как средство развития личности ребенка

Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о...

Театрализовано – игровая деятельность ,как средство развития эмоциональной сферы дошкольников.

Данная презентация содержит материал по развитию у детей дошкольного возраста театральных способностей....

Курсовая работа "Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"

Курсовая работа  "Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"...