Педагогическая этика в работе педагога ДОУ
консультация

Жуленкова Ольга Николаевна

Консультация для молодых педагогоы-дефектологов "Педагогическая этика в работе педагога ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для молодых педагогов-дефектологов

Педагогическая этика в работе педагога ДОУ.

     

«Только тот, кто владеет собой  может повелевать миром».

Говоря иными словами, только человек с высокими моральными

качествами может добиться многого. Мы должны быть более

совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает

выбранная нами профессия – Педагог.

Притча.

Великий  мудрец Эзоп, попавший в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

      «Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.

      «Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?!

Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?!

Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп.

      Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

      «Но почему?!», -  воскликнул Крез.

      «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец.

        

Эта мудрость, говорит о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Каждый знает, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может лечить или убить.

Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в установлении взаимоотношений между педагогом и другими участниками образовательного процесса: детьми, родителями, коллегами и администрацией.

Педагогическая этика - это правила, которые позволяют:

  • регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими участниками образовательного процесса;
  • защищающие их человеческую ценность и достоинство;
  • поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
  • создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога в воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию.

 Личность педагога

  • Педагог приходит в профессию по  призванию, предан своей работе и ответственно исполненяет свои обязанности.
  • Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию, самоопределению и самовоспитанию.
  • Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.
  • Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и психологическую защиту своих воспитанников.

Авторитет, честь, репутация

  • Своим поведением педагог поддерживает и защищает профессиональную честь педагога.
  • Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает участие в процессе культурного развития.
  • Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.
  • В общении  педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета.
  • Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
  • Педагог воспитывает на своем положительном примере.

Общение педагога с воспитанниками

  • Педагог сам выбирает стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
  • В первую очередь педагог требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
  • При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
  • Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем воспитанникам.
  • При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости.
  • Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
  • Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Общение между педагогами

  • Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
  • Педагоги избегают конфликты во взаимоотношениях.
  • Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться между педагогами, а не за пределами ДОУ. Высказывать ее следует на едине. Места сплетням нет.
  • Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать человеческое достоинство. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

Взаимоотношения с администрацией

  • В коллективе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.
  • Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения.
  • Интриги, конфликты, детение на группы в педагогическом сообществе мешают образовательному  учреждению выполнять свои непосредственные функции.
  • Учреждение дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и других сотрудников, администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель имеет право на воздействия в соответствии с законодательством.

Отношения с родителями и лицами их заменяющими

  • Педагог при общении с родителями (законными представителями)

постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

  • Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.
  • Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам родителей.
  • Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
  • Педагог не обсуждает с родителями (законными представителями)

проблемы детского сада, личные проблемы и проблемы своих коллег, а также не участвуют в обсуждении и оценке других родителей воспитанников.

  • Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
  • На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями.

 

Правила «Педагогического общения»

Памятка для педагогов ДОУ

  1. Входи в группу детей с улыбкой.
  2. Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.
  3. Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.
  4. Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов насилия.
  5. Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.
  6. Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.
  7. В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка.
  8. Помни, что по-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.
  9. Учись у своих коллег, родителей, детей.
  10. Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.
  11. Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет.
  12. Живи интересами детей и их надеждами.
  13. Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.
  14. Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.
  15. Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.
  16. Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребёнка.

Литература:

Гусева Н.В.О нравственно-педагогическом климате в педагогическом коллективе// Молодой ученый.-2011.-No11

Давыдова О.С. Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность

Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учебное пособие. Издательство: Феникс,2004

Наумчик В.Н. и др. Этика педагога. — М: Изд-во «Университетское», 1999

Этика: Уч. пос. / Сост. С.Г.Колбовская; Под ред. Т.А.Степановой. Ярославль: Ин-т разв.образов., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогическая этика в работе педагога в МАДОУ»

Педагогическая этика - это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью...

Консультация с элементами тренинга «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОО. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

В данной консультации представлены материалы по взаимодействию субъектов образовательных отношений....

Психолого-педагогический тренинг «Педагогическая этика в работе педагога ДОО»

Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей, оптимизация отношений к себе и своей личности....

Семинар - практикум для педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель семинара: познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи семинара:1. Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и воо...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель семинара: Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи:- сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностн...

консультация для педагогов «Педагогическая этика в работе педагога ДОУ»

Цели: - Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика»;- Сформировать первичную установку  на выбор конструктивных стратегий в межличностном взаимодействии; - выработать ...