Рабочая программа по песочной терапии «Песочная фантазия»
рабочая программа
Игра с песком, как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому, мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_pesochnoy_terapii.docx | 160.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 18» г.Канаш Чувашской Республики
Рабочая программа по песочной терапии
«Песочная фантазия»
младший дошкольный возраст
Составила: воспитатель Матвеева З.Н.
Пояснительная записка
Игра с песком, как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Что-то созданное самим ребенком однажды разрушается либо сами создателем, либо кто-то неосторожно раздавит творение – ребенок расстраивается недолго. На прежнем месте, с еще большим энтузиазмом закипает работа. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому, мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий.
Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей.
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким, ускользающим или влажным, плотным и пластичным.Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начитают просеивать песок, строить тоннели, горы ит.д. А если к этому добавит миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним стабилизирует эмоциональное состояние.
Так или иначе, наблюдение и опыт показывают, что игра в песок оказывает положительное влияние на психическое состояние детей, стабилизирует эмоциональное состояние.Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психологическую травму.
Актуальность программы
Песочная терапия – научно обоснованный метод терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психологических травм, нахождению путей избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы, оценить уровень агрессии и избежать стрессов. Погрузившись в творческий процесс, человек начинает лучше понимать себя, контролировать собственное поведение и поведение других.
Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок положительно влияет на эмоциональное самочувствие детей, нормализацию социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребенку обстановки внешней безопасности, внутренней защищенности, снижает уровень тревожности, агрессивности, оказание ему максимальной поддержки.
Цель программы:Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику своей работы.
Задачи программы
Образовательные
- Развитие познавательных и психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
- Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
- Закрепить представления об окружающем мире.
Воспитательные
- Вызывать эмоционально положительное состояние удовольствия от игр и совместной деятельности с другими детьми.
- Воспитывать слуховое внимание и память.
- Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
- «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
Развивающие
- Развивать психические процессы (внимание, память).
- Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
- Развивать умение действовать по инструкции.
Предполагаемый результат
- Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения).
- Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление.
- Развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников.
- Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей.
- Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы и приемы песочной терапии:
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом.
2. Игровая деятельность – обыгрывание ситуаций, инсценировки, элементы драматизации.
3. Словесные методы: беседы, рассказ воспитателя, чтение произведений, использование фольклорного жанра.
4. Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин, иллюстраций, моделирование.
Занятия организованы в формах:
- индивидуальная;
- в парах;
- групповая;
Занятия проводятся 1 раз в неделю.Длительность занятия определяется желанием ребенка.
Методы организации процесса обучения
- беседы
- игры – коммуникации
- экологические игры
- познавательные игры
- рисование песком
Условия реализации программы
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие друг с другом в разных видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- поддержка самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Комплексно – тематическое планирование
Конспекты занятий
«Песочек»
Цель. Познакомить детей с песком. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, кругозор детей.
Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка ...»
«Пятнышки»
Цель. Учить детей проводить четкие пятна при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков.
Воспитатель и дети оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и пальцев, а затем дополняют отпечатки камешками, ракушками и т. д.
«Кучки»
Цель. Познакомить детей со способом сгребания песка в кучки. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков.
Воспитатель подводит группу детей к песочнице. Раздает детям совочки. Показывает, как можно собрать песок в кучку руками и при помощи совочка. Предлагает детям сделать кучки из песка.
«Насыпушки»
Цель. Приучать детей набирать песок в кулак и сыпать его струйкой. Воспитывать аккуратность в работе.
А вот и песочная страна, где живут друзья песочной Феи. Посмотрите, как здесь пусто и тоскливо. Нет ни солнышка, ни радуги. Один песок. Но этот песок не простой, он волшебный. Он может чувствовать прикосновения, слышать. Прежде чем подойти и потрогать песочек, нам нужно с вами повторить правила пользования песком.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Обижать детей нельзя!
Воспитатель предлагает детям потрогать песок, положить ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий, рассыпается, сыпется, сыпучий).
«Мышки в норках»
Цель. Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.
Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.
«Найди шарик»
Цель. Знакомство с качеством предметов – размером, формой. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.
Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
«Точки»
Цель. Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования кончиком пальцев. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.
Воспитатель предлагает детямсделать отпечатки на песке кончиками своих пальцев. Можно отпечатками пальцев нарисовать дорожку, солнце.
«Палочки»
Цель. Учить детей проводить четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков.
Педагог показывает детям как можно на песке нарисовать палочки. Дети повторяют за воспитателем, проводят линии сверху вниз, ритмично чередуя их.
«Отпечатки наших рук»
Цель. Закреплять умение рисовать ладонью. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.
Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.
«Тарелка с баранками»
Цель. Учить рисовать круги нужного размера. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.
Воспитатель предлагает детям нарисовать тарелку с баранками. Дети рисуют круги разного размера.
«Цветные заборчики»
Цель. Развитие у детей сенсорного восприятия. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
«Домашние животные»
Цель. Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных. Развивать мелкую моторику, поддерживать положительный эмоциональный настрой детей. Развивать внимание, воспитывать интерес к окружающему.
Песчинка очень любит делать сюрпризы. Вот и сегодня для нас в песке она оставила сюрприз. Давайте погрузим руки в песок, и поищем, что же там спрятано? Не доставайте то, что нашли, ощупайте и догадайтесь, что это? Попробуйте угадать. (Дети погружают руки в песок и находят там фигурки животных.)
- Давайте расскажем, что мы нашли в песке. А я буду первой. - Я нашла в песочнице корову, а ты, Настенька? Дети по очереди отвечают.
«Кто где живет?»
Цель. Способствовать релаксации детей при играх с песком. Развивать тактильное восприятие. Закреплять представление о диких и домашних животных и их месте жительства.
Педагог показывает детям картинки диких и домашних животных, дети называют их. Затем предлагаются силуэты животных, и дети насыпают песок поверх силуэта.
«Угощения для животных»
Цель. Закрепить знания детей о свойствах песка: песок - сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный.
Педагог предлагает «выпечь» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая его рукой или совочком. Затем нужно «угостить» животных.
«Кто к нам приходил?»
Цель. Развитие зрительного и тактильного восприятия.
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания – игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
«Новогодние украшения»
Цель. Научить детей рисовать на песке. Развивать творческие способности детей. Воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования.
Вначале изображаем елочную игрушку. Для этого обратной стороной кисточки в центре картины рисуем круг. Наносим узор на елочную игрушку. Готовую работу украшаем декоративными камнями.
«Секретики»
Цель. Развивать интерес к играм с песком. Учить элементам поисковой деятельности (что нужно сделать, чтобы найти секретики в песке.) Закрепить правила безопасности при работе с сухим песком.
Педагог напоминает правила безопасности при играх с песком.
Сообщает о том, что приготовил ребятам сюрпризы, которые нужно найти в песке. Правила: искать, используя подручные средства, не мешать друг другу, после обнаружения с сюрпризом можно поиграть в песке (построить, что-то, или спрятать для друга, обменяться игрушками).
«Колеса»
Цель. Учить составлять изображение колес из знакомых простых форм пятна. Продолжать работу по закреплению знаний, умений и навыков в технике рисования кончиком пальца. Воспитывать чувство удовлетворения от результатов работы.
Предложить кончиками пальцев нарисовать круги – колеса.
«Необыкновенные следы»
Цель. Развитие тактильной чувствительности, воображения.
- «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
- «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
- «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
- «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Дорожки»
Цель. Научить детей новому способу - отпечаток ладони. Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе.
Воспитатель с ребенком«шагает» по песку ладонями, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ! » Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
«Что спряталось в песке?»
Цель. Развить у ребенка способность представлять предметы по их словесному описанию.
Взрослый предлагает ребенку, используя маленькие фигурки, построить песочную картину. После того, как работа завершена, ребенку необходимо рассказать о том, что у него получилось.
«Чьи это следы?»
Цель. Продолжать знакомить со свойствами песка. Формировать представление о понятиях большой, маленький. Учить соотносить следы на песке и объекты.
Педагог с детьми оставляет разные отпечатки (камушек, ладонь, формочек и т.д.)
«Я пеку, пеку, пеку…»
Цель. Развивать тактильные ощущения, умение делать куличики из песка с помощью формочек. Воспитывать желание участвовать в совместных со сверстниками играх с песком.
Воспитатель предлагает рассмотреть формочки. Детям предлагается испечь печенье из песка.Действуя с сухим песком, воспитатель подводит детей к выводу, что из сухого песка нельзя ничего вылепить. Спрашивает, что можно сделать, чтобы получились куличики. После полива песка водой и перемешивания идет совместная деятельность по лепке из песка с использованием совочков и формочек.
«Песочные прятки»
Цель. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку – «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
«Солнышко»
Цель. Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.
Предложить детям нарисовать солнышко с лучиками. Ребенок на песке рисует круг; украшает лучики солнца макаронами.
«Улиточки»
Цель. Закреплять умение рисовать круги и спирали нужного размера. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.
Выполнение движений кончиками пальцев, рисование кругов и спиралей.
«Дождик»
Цель. Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.
Взрослый говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
«Найди домик»
Цель. Знакомство с геометрическими фигурами, развитие логики, мышления.
Разровняйте песок и, взяв несколько формочек, оставьте на песке их отпечатки. А теперь скажите, что это домики, что настал вечер и фигуркам нужно возвращаться по домам и ложиться спать. Кто же в каком домике живёт? Уровень сложности можно менять, используя сначала простые геометрические фигуры, а позже – детали сложных форм, а также увеличивая количество игрушек. В процессе поисков домика достаточно проговаривать всё, что происходит: называть формы, обращать внимание ребенка на характеристики предметов (форму, цвет, размер), задавать вопросы о формочке, уточняющие представление о предмете (какого цвета звезды, что ест пчела, какие части тела есть у котика и т.д.).
«Ветер»
Цель. Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.
Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. ... Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
«Игры с решетом»
Цель. Развитие тактильных ощущений. Воспитывать самостоятельность в работе.
Воспитатель показывает, как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»).
«Колобок»
Цель. Продолжать закреплять умение рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.
Предложить детям нарисовать Колобок. Дети рисуют круг, кончиками пальцем точки – глаза, нос; затем рот.
«Мячики»
Цель. Закреплять умение рисовать круги с использованием декоративных элементов. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.
Вначале нарисовать круг - мячик. Нанести узор на мяч. Готовую работу украшаем декоративными камнями, ракушками.
«Угощения друзьям»
Цель. Знакомство со свойствами песка, развитие моторики, координации движений.
Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки. Для этого используются разные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.
«Песочные узоры»
Цель. Дать детям понять, какими свойствами обладает песок, а также развить координацию движений, воображение и мелкую моторику.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Пример: сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу – из треугольников.
Материально-техническое обеспечение
- Песочница
- «Коллекция» миниатюрных фигурок
В набор игрушек могут войти:
- человеческие персонажи
- животные
- транспорт
- растения
- сказочные герои
- бросовый материал
- геометрические фигуры
- формочки
Список литературы
1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010. – 74с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
3. МариеллаЗейц. Пишем и рисуем на песке. – М.: ИНТ, 2010. – 94 с.
4. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В.. Песочная терапия в развитии дошкольников. – ООО «ТЦ Сфера», 2014. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...
Мастер-класс педагога психолога по песочной терапии "Песочный мир чудес"
Мастер-класс по пескотерапии...
План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии. «Песочные Фантазии»
План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии....
Конспект НОД для детей с ТНР 5-6 лет по развитию речи с использованием метода песочной терапии «Песочная страна»
конспект занятия направлен на:- закрепление обобщающих понятий «насекомые», «цветы», умение правильно употреблять простые и сложные предлоги, умение образовывать существит...
Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"
Программа по песочной терапии, разработанная для работы в детском саду со средним и старшим возрастом....
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи с использованием песочной терапии "Песочная страна"
Задачи:образовательные: закреплять обобщающие понятия «насекомые», «цветы», продолжать учить правильно употреблять простые и сложные предлоги, образовывать сущ...
Рабочая программа кружка "Песочная фантазия"
Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консульт...