Поддержка детских игровых инициатив
статья

Аннотация: в данной статье рассматриваются методы поддержки и развития игровой инициативы детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popova_m._g._podderzhka_detskoy_initsiativy_v_igre.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Попова Марина Геннадьевна
воспитатель

                                                        ГБДОУ детский сад №43 компенсирующего вида Центрального района г. Санкт-Петербург

Поддержка детских игровых инициатив

        В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детстваПоддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

        На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС ДО, предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т. д.».

       Инициатива - это

       1. Внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание, почин. Руководящая роль в каких-либо действиях.

       2. Способность к самостоятельным, активным действиям; предприимчивость.

       3. Активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

       Методы и способы развития детской инициативы в игре.

       Как известно, игра не имеет очевидного продукта. В игре важно играть, а не выигрывать. Поэтому встает задача поиска форм активности, носящих продуктивный характер. Здесь можно обратиться к изобразительной и конструктивной деятельности. Однако, в большинстве своем, эти формы активности инициируются педагогом, а если и реализуются ребенком, то их результат не выступает как важное достижение дошкольника, связанное с его личностным ростом. Личностный рост предполагает, что ребенок выступает в качестве субъекта социальных отношений.

       Для развития инициативности нужно:

       1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу.

       2. Давать задания интересные или где у ребенка есть личный интерес что-то делать.

       3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).

       4. Научить ребенка грамотно реагировать на собственные ошибки.

       Развитие - это всегда что-то новое, а новое всегда сопровождается и ошибками в том числе. Особенно у маленьких детей не проходит дня без приключений и новых открытий.

      Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе. Чтобы дети чаще проявляли инициативу, нужно вначале их обучать практическим навыкам. Инициативность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов, способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение, а также деятельность и поведение других детей.

       Существуют различные методы поддержки и развития детской инициативы в разных периодах дошкольного детства.

       Дети 3-4 года жизни.  

       Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержания инициативы ребенка 3-4 лет взрослым необходимо:

       • создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;

       • рассказывать детям о из реальных, а также возможных в будущем достижениях;

       • отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

       • всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;

       • помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;

      • способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;

      • в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;

      • не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;

      • учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

      • уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

      • создавать в группе положительный психологический микроклимат,в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;

      • всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

      • создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;

      • при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;

      • не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;

      • обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);

      Задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей.

      Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности и инициативности дошкольников.

      В условиях ДОУ распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом.

      • Непрерывно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.

      • Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

      • Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований, а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

      Содержание работы по развитию и педагогической поддержке инициативы в игре должно соответствовать возрасту воспитанников.

      В заключение можно сделать следующие выводы:

      Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

      Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

       Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Стандарт дошкольного образования в отличие от Стандарта начальной школы не зря называют «Стандартом условий». Основной посыл Федерального государственного стандарта дошкольного образования – обогащение условий развития дошкольников. В третьем разделе Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5, называются:

      • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

      • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

      • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

      Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

      Таким образом, работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться или включать в себя достаточный спектр игр, организуемых по инициативе взрослого, а также традиционных игр, имеющих содержание соответствующей направленности. Параллельно обязательно должна быть организована специальная работа по развитию инициативы детей в игре, которая и обеспечивает становление целевых ориентиров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"О создании каталога методических разработок педагогов по технологиям поддержки детских инициатив"

Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с уче...

«Взаимодействие детского сада и Дома культуры как модель открытой образовательной среды ДОО в поддержке детских инициатив.»

Взаимодействия МБДОУ  детского сада № 5 «Звездочка» с учреждениями социума  создание модели открытой образовательной среды, ориентированной на поддержку творческих инициатив дошк...

Статья на тему: "Особенности поддержки детских игровых инициатив"

Для полноценного развития дошкольникунеобходима спонтанная игра, развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность дошкольника. Поддержка детской инициавтив...

«Развитие и поддержка детских инициатив в проектной деятельности»

Перед нами встал вопрос: как организовать (создать) условия для развития детских инициатив и творческого самовыражения?...

Проект «Профи я и вся семья»: поддержка детских инициатив, профессиональное самоопределение и ранняя профориентация дошкольников

Одной из задач ранней профориентации для педагогов и родителей является выявление интереса, склонностей, особенностей характера дошкольника для создания будущей базы в выборе из многочисленных и разно...

"ПОДДЕРЖКА ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ ИНИЦИАТИВ "

Развитие нравственных качеств, происходит в игре при непосредственное общение со сверстниками. Ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, развиваясь и получая подготовку к дальнейшей д...

Поддержка детских игровых инициатив (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Поддержка детских игровых инициатив (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)....