Статья на тему: "Особенности поддержки детских игровых инициатив"
статья

Гончарова Ульяна Валерьевна

Для полноценного развития дошкольникунеобходима спонтанная игра, развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность дошкольника. Поддержка детской инициавтивы-это незначительное оказание помощи ребенку в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Гончарова Ульяна Валерьевна, воспитатель

 ГБДОУ детский сад №90

 Красногвардейского района Санкт – Петербурга

Особенности поддержки детских игровых инициатив

Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира. Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.

Направления поддержки детской инициативы – это поддержка самостоятельности в замыслах и их воплощении, поддержка спонтанной игры, развитие ответственной инициативы, учитывая детский интерес ребёнка

Способы поддержки детской инициативы

  1. Построение предметно – развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей, учёт проявления интереса детей к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Внесение расширяющих личный опыт игрушек для сюжетно –ролевых игр. Наполняемость предметно – игровой среды различными играми: сюжетно-ролевыми, строительно-конструктивными, режиссерскими, театральными, народными, хороводными.
  2. Поощрение интереса ребенка к играм сверстников, умения играть, не мешая другим, не обучение игровым действиям, а скрытое руководство, внимательное отношение к замыслам и стремлениям детей
  3. Партнёрские детско-взрослые отношения на основе взаимного уважения, проявление внимания к каждому ребенку в группе. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу.
  4. Создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливая на поиск новых творческих решений, стремление заинтересовать детей, но при первых же затруднениях не спешить на помощь ребенку, а дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий. Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.

Эффективные формы работы по поддержке детской инициативы

  1. Групповой сбор – это когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Впоследствии инициатором группового сбора становятся дети, они сами приглашают взрослого для обсуждения возникших вопросов.
  2. Проект При создании проблемной ситуации, ребенок должен проявить самостоятельную активность, инициативу. Детская инициатива выражается в том, чтобы ребенок не только захотел что-либо самостоятельно сделать, а то, что придумал сам, оказалось важным для других. В таком случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником социальных отношений.
  3. Презентация продуктов детского творчества, при этом поддерживается чувство гордости у детей за свой труд и удовлетворение его результатами.
  4. Совместная и самостоятельная деятельность педагога и детей - это игровые экспедиции, викторины, КВНы, импровизированные презентации, фантазийные путешествия;
  5.  Свободная деятельность – спонтанные игры в режиме дня, продуктивная деятельность (разнообразие материала, пространства, общение, ведение экологического дневника, календаря природы, коллекционирование, природоохранный труд, чтение художественной литературы
  6. Непосредственно-образовательная деятельность с включением разнообразныех дидактических игр в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.

В детском саду распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом.

Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Инициативность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов), способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение, а также деятельность и поведение других детей. Инициативный ребенок реализует свою деятельность творчески, проявляет познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе. 

Таким образом, работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться или включать в себя достаточный спектр игр, организуемых по инициативе взрослого, а также традиционных игр, имеющих содержание соответствующей направленности. Параллельно обязательно должна быть организована специальная работа по развитию инициативы детей в игре, которая и обеспечивает становление целевых ориентиров. Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО"

Инициатива:1. Внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание, почин.  Руководящая роль в каких-либо  действиях. 2. Способность к самостоят...

Статья "Способы и рекомендации поддержки детской инициативности"

                                                      ...

Статья на тему "Особенности проектирования образовательной деятельности в детском саду в контексте ФГОС ДО"

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, которое отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса...

Поддержка детских игровых инициатив

Аннотация: в данной статье рассматриваются методы поддержки и развития игровой инициативы детей 3-4 лет....

Статья на тему : "Особенности организации и проведения режимных моментов в детском саду"

Консультации для воспитателей по организации и проведению режимных моментов в детском саду...

"ПОДДЕРЖКА ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ ИНИЦИАТИВ "

Развитие нравственных качеств, происходит в игре при непосредственное общение со сверстниками. Ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, развиваясь и получая подготовку к дальнейшей д...

Поддержка детских игровых инициатив (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Поддержка детских игровых инициатив (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)....