Конспект коррекционно - развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект урока (старшая группа)

Беленькая Елена Сергеевна

Представленное занятие актуально для воспитателей и специалистов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста (в том числе, имеющих нарушения развития) тем, что оно позволяет охватить образовательной, коррекционно-развивающей деятельностью детей и с двигательной расторможенностью, многоречивых, и малоподвижных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya._belenkaya_e.s.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области - Центр психолого-педагогической, медицинской - социальной помощи, детям

«Областной центр диагностики и консультирования» -

Купинский филиал

Конспект коррекционно - развивающего занятия  для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Весеннее путешествие».

Составила:

Беленькая Е.С.,

учитель - дефектолог

Купинского филиала ГБУ НСО «ОЦДК».

Купино 2019г.

Актуальность:

Представленное занятие актуально для воспитателей и специалистов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста (в том числе, имеющих нарушения развития) тем, что оно позволяет охватить образовательной, коррекционно-развивающей деятельностью детей и с двигательной расторможенностью, многоречивых, и малоподвижных. Кроме того, подобранные упражнения и приемы соответствуют специальным образовательным потребностям детей, имеющих трудности познавательного развития. Сниженный уровень саморегуляции, нарушения тонуса (гипо- и гипер-) имеют и те, и другие дети. Данный факт имеет большую значимость в процессе детского познавательного развития, так как у ребенка с низким уровнем саморегуляции, трудностями формирования самоконтроля, чаще всего, возникают трудности развития познавательных процессов и, как следствие, освоения образовательной программы. Таким детям необходима смена видов деятельности, наглядный материал, отвечающий их интересам, четкие инструкции, помощь педагога. Помимо вышеперечисленного, в структуре занятий обязательно должны быть двигательные упражнения. Комплекс представленных упражнений позволяет учитывать психофизические особенности каждого ребенка.

Адресная группа: старший дошкольный возраст.

Цель: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с нормативным и нарушенным развитием.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Повторить прямой счет от одного до десяти и обратный счет от десяти до одного. Закрепить знание последовательность чисел.
  • Продолжить работу по закреплению у детей представлений о последовательности дней недели, частей суток, времен года.
  • Организовать продуктивную деятельность детей на закрепление знаний геометрических фигур, составлять из них знакомые предметы (дом, дерево, лодочка и т.д.), чередуя их по цвету и величине. Упражнять детей в ориентировке на плоскости листа.
  • Развивать умение составлять целое из частей. Закрепить знание понятий: большой, средний, маленький, высокий, низкий.  
  • Продолжить формирование элементарных представлений о весне. Расширять знания о животных и птицах; знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной.

Коррекционно - развивающие задачи: 

  • Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей.
  • Развивать зрительное внимание и восприятие.
  • Развивать речь детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать общую и мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

  • Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.
  • Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.
  • Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.

Оборудование: столы, стулья, доска, оборудование для изо. деятельности.

Демонстрационный материал: мягкая игрушка ёж, д\и «Времена года».

Раздаточный материал: д\и «Играем и учимся», геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, дидактические картинки «Перелетные птицы», звукозапись «Пение птиц», подарки ёжика для зверей, тарелочки с заготовками к аппликации.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Ритуал приветствия. Цель: создание положительного эмоционального фона на занятии.

- Ребята, какое у вас настроение? Если хорошее, то руки в вверх, если грустное, то ладошки вместе. По моему счету 1-2-3, настроение покажи.

- Молодцы! Я очень рада, что у вас хорошее настроение.

2. Основная часть.

Дефектолог: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в лес. Давайте закроем глаза и посчитаем шаги в лес от 1 до 10. Кто умеет считать до 10? (счёт от 1до 3 под контролем; от 4 до 7 с направляющей помощью; от 8 до 10 самостоятельно).

Дефектолог: Пришли в лес. Поиграем? дети, а в лесу можно шуметь? Почему?

Дети: сейчас ранняя весна, звери еще спят, могут проснуться; птицы готовятся высиживать птенцов и готовят гнезда. Лес живет своею жизнью.

Дефектолог: игра называется «Верно-неверно», если вы услышите то, что считаете правильным, так бывает - хлопайте в ладоши, если же то, что не бывает – топайте.

- утром солнышко встает;

- зимой жарко;

- по утрам нужно делать зарядку;

- осенью опадают листья;

- нельзя умываться по утрам;

- днем ярко светит луна;

- утром дети идут в детский сад;

- ночью люди обедают;

- в неделе 7 дней;

- за понедельником следует четверг;

- всего 4 времени года

Дефектолог: (Слышат пыхтенье и шум.) Загадка: Никого не обижает, хоть колючками пугает. Это кто, дети?

Дети: еж.

Ежик: вы так шумели, что меня разбудили, за время зимнего сна, я все забыл и ни чего не помню.

Дефектолог: ничего, ежик, не сердись, дети не просто пришли, они помогут тебе все вспомнить и многое новое узнать.

Ежик: дети, у нас лес непростой, как и у вас в городе у нас в лесу есть улицы: улица Времени, улица Геометрических фигур.

Чтобы пройти по улице Времени нужно знать времена года, части суток, дни недели, а я всё позабыл.

Дефектолог: дети какое сейчас время года? Что бывает весной? (солнце греет, тепло, тает снег, он рыхлый, в него можно провалиться; появились сосульки; бегут ручьи, в лесу просыпаются звери) Какие птицы прилетают? (показ картинок, педагог и дети называют птиц).

Дефектолог: показывает картинки с временами года (целые и разрезные и в контурном изображении); дети должны определить времена года.

Дефектолог: Ребята, какое время суток вы знаете?(ответы детей). Я вам буду загадывать загадки, а вы мне отвечайте, в какое время суток это бывает? Кто знает, тот поднимает руку.

1 загадка: «Когда петушок всех раньше встает, голосисто поет, солнышко вставать зовет?» ( утро).

2 загадка: «Солнце в небе ярко светит, на прогулку вышли дети. Когда это бывает?» (днем).

3 загадка: «Стало за окном темнеть, птицы стали тише петь, убирать игрушки нужно, мама всех зовет на ужин» ( вечер).

4 загадка: «Звезды на небе зажглись, спать ребята улеглись. Вечер, день умчались прочь, им пришла на смену...( ночь).

Дефектолог: Молодцы! Правильно отгадали загадки. Вспомнил Ёжик?

Ёжик: Я теперь знаю, когда бывает утро, день, вечер, ночь и по каким признакам это можно определить.

Дефектолог: Ёжик, а какой день недели сегодня?

Ёжик: не помню, давно сплю.

Дефектолог: дети научим ёжика дням недели?, он выучит стихотворение и будет их знать.

Дети: читают стихотворение П.Башмакова «Дни недели».

4. Пальчиковая гимнастика

Тили-тели, тили-тели!
Птицы с юга прилетели.
(Скрещиваются большие пальцы, машут ладошками)
Прилетел к нам скворушка – 
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
(Поочередно, начиная с указательного пальца все пальцы «здороваются» с большим пальцем)
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели,
(Скрещиваются большие пальцы, машут ладошками).

5. Затруднение в игровой ситуации.

Ёжик: дети, у меня живут друзья-соседи на улице Геометрических фигур. У меня есть подарки им и их адреса, характеристика. Я позабыл все геометрические формы.

Дефектолог: предлагаю вам, дети, вместе с ежиком пройти по улице Геометрических фигур, чтобы пойти по этой улице нам надо знать геометрические фигуры.

Ёжик: к первому пойдем (читает загадку) Длинноухий и пушистый, не догонишь в поле чистом.

Дети: заяц.

Ёжик: а живет заяц в доме:

Меня легко узнаешь ты
У меня всего по три.
Три вершины, 3 угла, 3 стороны
Догадался кто же я? 

Дети: треугольник
Ёжик отдает подарок зайцу.

Ёжик: ко второму пойдем (читает загадку) Косолапый любит мед, спит зимой весной встает.

Дети: медведь.

Ёжик: а живет медведь в доме:

Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? 

Дети: Круг

Ёжик отдает подарок медведю.

Ёжик: к третьему пойдем (читает загадку) Рыжая плутовка провела всех ловко.

Дети: лиса.

Ёжик: а живет лиса в доме:

У этой фигуры всего по четыре. Есть 4 уголка, 
И 4 стороны одинаковой длины,
Вам представиться он рад. А зовут его?

Дети: квадрат.

Ёжик отдает подарок лисе.

Ёжик: к третьему пойдем (читает загадку) Серенькая, живет в норке.

Дети: мышка.

Ёжик: а живет мышка в доме:

Нет углов, но он не круг
Очень длинный этот друг

Дети: овал
Ёжик: дети, огромное спасибо за помощь, без вас бы я запутался и не смог бы раздать своим друзьям подарки.

6. Физкультминутка:

Один-два – все вставайте,

Три-четыре – приседайте,

Пять-шесть –повернитесь,

Семь-восемь – улыбнитесь,

Девять-десять – не зевайте,

Свое место занимайте.

7. Открытие нового знания

Знакомство с новой геометрической фигурой трапецией.

Дефектолог: Сегодня вы познакомитесь с новой фигурой – трапецией. На что похожа трапеция? (на крышу дома, на лодочку, на крышку стола и т.д.) Выложите трапецию из счетных палочек.

Дети, а как получить трапецию из треугольника? Кто догадался?

Дети: нужно отрезать ножницами  угол. Дети берут треугольники и ножницами отрезают большой угол, получая трапецию.

Дефектолог: дети, давайте в память о нашей встрече подарим Ёжику картину сделанную своими руками (изготовление аппликации для Ёжика из готовых геометрических фигур).

8. Итог:

Ёжик: дети и я вам приготовил угощения. (Спасибо, Ёжик. До свидания). Дефектолог: Ребята, время нашего путешествия подошло к концу. Давайте закроем глаза и посчитаем шаги из леса от 10 до 1 (обратный счет). Вышли из леса.

Дефектолог: Понравилось вам путешествие? Что Вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Ритуал прощания. Дети становятся в круг, взявшись за руки, и по очереди сжимают ладони. Каждый друг с другом попрощались.

Литература:

1. Нищева Н.В. Развивающие сказки. Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста. СПб., 2002.

2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2 : Тематическое планирование занятий / под общей ред. С.Г. Шевченко. М., 2005.

3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ 2001.

4. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Животные / сост. П.Р. Ляхов; Под общей ред. О.Г. Хинн. М., 1994.

5. Васильева Л.В., Сорокина М.А., Шпис А.В. Методы коррекции нарушений психомоторного развития у детей. – Красноярск, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование интонационной выразительности речи в процессе коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией»

Отечественный психолог и философ Л. С. Рубинштейн в своем труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем б...

Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя в коррекционно-развивающем сопровождении детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волев...

Организация коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ VII вида

В современных условиях возникает необходимость разработки методики коррекционно-развивающего обучения в условиях группы компенсирующей направленности для достижения старших дошкольников ОВЗ VII вида п...

Использование деятельностного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы

В статье представлен опыт использования деятельностного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы на примере авторского пособия -...

Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (со зрительной патологией)

Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся све...

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-дефектолога в коррекционно-развивающем сопровождении детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Согласно данным исследований конца 90-х гг. XX века, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Уточняются и усложняются задачи, стоящие перед специалистами...

Использование метронома в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

В методическом материале представлен опыт коррекционно-развивающей работы с использованием метронома. Презентация к методическому материалу доступна по ссылке https://cloud.mail.ru/public/u3MM/VGAHrgq...