«Методическое сопровождение педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ: проблемы и пути их решения»
консультация

Максименко Ольга Павловна

«Методическое сопровождение

 педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ:

проблемы и пути их решения»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступающий:

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Максименко Ольга Павловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 2020 год, Южно-Сахалинск

 

 

 

 

 

 

 

В условиях модернизации системы дошкольного образования в Сахалинской области  значительно возрастает роль  воспитателя, компетентного в обучении и воспитании детей с ОВЗ и инвалидов.  На современном этапе развития образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидов повышаются требования к  личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции воспитателя.

            Особенно сложно в условиях инклюзивного образования  работать молодым  педагогам. Особенностью их труда является то, что они с первого дня работы должны проявлять профессиональные качества в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями, поскольку имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели  с многолетним стажем. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. В связи с этим молодым педагогам в условиях инклюзивной деятельности нужно целенаправленно помогать, создавая необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для  их профессионального роста и более легкой адаптации в условиях инклюзивной деятельности.

       Статистические данные  за последние несколько лет психолого-педагогических обследований воспитанников МАДОУ №1 «Загадка» их речевого и умственного развития показали  тенденцию к увеличению количества дошкольников с  особыми педагогическими потребностями. Так, к примеру,  ещё в 2016 году воспитанников с ОВЗ и инвалидов в нашем образовательном учреждении  насчитывалось около 0,03 %, но уже в  2019 количество данной категории детей резко возросло до  4%. По мере того, как количество детей с ОВЗ и инвалидов возрастало, возрастала  и проблема перед педагогами в освоении инклюзивной деятельности. Особенно трудным вопрос инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидов дошкольного возраста оказался для наших молодых воспитателей. Молодые педагоги нашего учреждения не имели опыта в работе с детьми данной категории, поэтому появилась потребность в наставничестве.

Хотелось бы отметить, что  Наставничество в нашем учреждении существует уже не первый год.  И начала она свое существование в  рамках помощи молодым педагогам педагогами  со стажем. На  сегодняшний день Наставничество в нашем учреждении, в связи с переходом к инклюзивной деятельности,  приобрело иную цель. В Наставничестве мы видим одну из самых эффективных форм подготовки педагогических кадров для реализации инклюзивных задач в дошкольном учреждение. В связи с этой работой мы определили приоритетные направления деятельности:

-обучение молодых  педагогов основам инклюзивного образования;

 

-разработка учебно-методических материалов и АОП для обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов;

-обучение молодых педагогов альтернативным средствам коммуникации;

-адаптация  образовательных программ для воспитанников с ОВЗ и инвалидов;

- знакомство с современными педагогическими методами и формами интерактивного образования детей с ОВЗ и инвалидов;

-приобретение навыков в использовании в своей педагогической работе молодыми воспитателями интерактивных средств;

-освоение и использование в своей  работе  приёмов здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих технологий.

     Опыт Наставничества  показал, что воспитатели дошкольного учреждения,  которое не имеет в своей структуре специальных групп, испытывают большие трудности в выборе подходов, методов и приёмов в обучении, воспитании и сопровождении детей с особыми педагогическими потребностями и их семьями. В этом случае роль специалистов учреждения, как наставников для  воспитателей, работающих в инклюзивной деятельности,  имеет большое значение.

В прошедшем 2019-2020 учебном году наше учреждение приняло участие в Конкурсе проектов на получение педагогами образовательных организаций поддержки (субсидий). Через реализацию проекта «Зажги свечу»  мы планировали реализовать направление проектной деятельности- оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении. В самом начале реализации нашего проекта мы планировали охватить только молодых педагогов, однако в процессе его реализации пришли к выводу, что все педагоги, которые начинают работать в инклюзивной деятельности, нуждаются в помощи.

В своей наставнической деятельности нами была обозначена цель- организовать методическую работу  по обеспечению помощи и поддержки педагогам в становлении их профессиональной компетенции в условиях реализации  ФГОС ДО для осуществления инклюзивной практики.

Задачи:

  • оказывать практическую помощь педагогам в период их адаптации в группах, имеющих в своём составе детей с ОВЗ и инвалидов;
  • обеспечивать непрерывность профессионального образования  педагога, повышать его теоретико-методический уровень и квалификацию в работе с воспитанниками с особыми образовательными потребностями;
  • выявлять слабые стороны и проблемы  начинающих педагогов в работе с детьми разной нозологии (ТНР, РАС, ЗПР и умственная отсталость)  и обучать их преодолению;
  • оказывать практическую методическую помощь молодым педагогам в разработке АОП для детей с разной нозологией;
  • обеспечивать освоение ими современных педагогических технологий, а так же здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих приёмов в процессе  обучения и воспитания детей с особыми педагогическими потребностями;
  • обеспечивать обмен опытом успешной педагогической деятельности учителя-логопеда с молодыми педагогами ДОУ;
  • оказывать помощь в разработке занятий в соответствии с реализацией  ФГОС ДО в обучении и воспитании детей с особыми педагогическими потребностями;
  • создавать условия для обобщения  опыта молодым педагогам в работе с особыми детьми с целью самореализации и саморазвития;
  • поощрять молодых педагогов  и стимулировать их работу.

Проект реализовывался в три этапа:

1 этап. Декабрь Организация наставничества. Погружение

2 этап. Январь-февраль Работа с молодыми педагогами по программе, по плану

3 этап. Май Рефлексия. Защита методического продукта на заседании методического объединения

Реализация проекта «Зажги свечу» осуществлялась путем организации различных форм методической работы с педагогами, работающими с детьми ОВЗ и инвалидами: тренинги, консультации, анкетирование, самообразование, участие в вебинарах, дистанционное обучение, обобщение опыта в реализации АОП для воспитанников с особыми образовательными потребностями. 

Наш проект был рассчитан на три месяца, однако важность работы в этом направлении определило для нас необходимость в  продолжении наставнической работами с педагогами дошкольного учреждения, которые работают в инклюзивной деятельности.

 

I. За время реализации данного проекта у педагогов в инклюзии  сформированы:

1.Способность к разработке адаптированных образовательных программ для воспитанников с ОВЗ и инвалидов с учетом ФГОС ДО;

2. Способность вести образовательную и воспитательную деятельность  по адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ и инвалидов ;

3. Способность к социально-педагогической, организационной поддержке (сопровождению) обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в образовательной деятельности в условиях инклюзии;

4.Способность к созданию в образовательной организации социально-активной среды для  обучающихся  с особыми образовательными потребностями;

5.В работе с детьми с ОВЗ сформированы  предметные, методические, организационные, коммуникативные, рефлексивные, информацинно – коммуникативнцые,  компетенции;

6. Профессиональные качества педагога инклюзивной практики:  толерантность, чувство меры, гибкость и мобильность;

 

II. Повысился уровень профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивную практику:

- наше учреждение предоставило возможность  35 педагогам  нашего учреждения проути дистанционные курсы по теме : «Система работы с детьми с ОВЗ раннего и дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО дошкольное образование»;

-логопед учреждения провела с педагогами около семинары, мастер-классы с целью знакомства педагогов ДОУ  с инклюзией и приемами здоровьесбережения и укрепления;

- организован контроль за введение педагогами в занятия с детьми с ОВЗ и инвалидами здоровьеукрепляющих приемов.

 

III. Разработка учебно-методических материалов молодыми педагогами для обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов в условиях введения ФГОС ДО

-педагоги собрали материал по здоровьеразвивающим приемам для детей с ОВЗ  и разработали для своей работы картотеки специальных игр и упражнений.

 

IV. Улучшилось техническое оснащение групп специальными здоровьесберегающими и здоровьеукрепляющими  тренажёрами для детей с ОВЗ и инвалидов

- на средства, полученные от Департамента образования города Южно-Сахалинска в рамках данного проекта, нами были закуплены на каждую группу комплекты предметов для развития и укрепления здоровья  для детей с ОВЗ и инвалидов  (Массажные коврики и валики для ног, массажные мячики для развития мелкой моторики рук, массажеры для ладоней и пальцев):

-для эффективной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи мы приобрели комплекты с печатными и интерактивными играми для речевого развития детей с ОВЗ;

-мы приобрели Стабиллотренажёр для развития биологически обратной связи у детей с РАС,ю ЗПР, ТНР

 

Работа в инклюзивной деятельности- большой труд для всех лиц, которые принимают участие в образовании и воспитании ребенка с ОВЗ и инвалида. И чтобы улучшить качества образования в нашем дошкольном учреждении детей с ОВЗ мы считаем, что одним из приоритетных форм является организация наставничества с целью повышения у педагогов уровня компетентности в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методическое сопровождение

 педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ:

проблемы и пути их решения»

Выступающий:

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Максименко Ольга Павловна

 2020 год, Южно-Сахалинск

В условиях модернизации системы дошкольного образования в Сахалинской области  значительно возрастает роль  воспитателя, компетентного в обучении и воспитании детей с ОВЗ и инвалидов.  На современном этапе развития образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидов повышаются требования к  личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции воспитателя.

         Особенно сложно в условиях инклюзивного образования  работать молодым  педагогам. Особенностью их труда является то, что они с первого дня работы должны проявлять профессиональные качества в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями, поскольку имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели  с многолетним стажем. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. В связи с этим молодым педагогам в условиях инклюзивной деятельности нужно целенаправленно помогать, создавая необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для  их профессионального роста и более легкой адаптации в условиях инклюзивной деятельности.

       Статистические данные  за последние несколько лет психолого-педагогических обследований воспитанников МАДОУ №1 «Загадка» их речевого и умственного развития показали  тенденцию к увеличению количества дошкольников с  особыми педагогическими потребностями. Так, к примеру,  ещё в 2016 году воспитанников с ОВЗ и инвалидов в нашем образовательном учреждении  насчитывалось около 0,03 %, но уже в  2019 количество данной категории детей резко возросло до  4%. По мере того, как количество детей с ОВЗ и инвалидов возрастало, возрастала  и проблема перед педагогами в освоении инклюзивной деятельности. Особенно трудным вопрос инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидов дошкольного возраста оказался для наших молодых воспитателей. Молодые педагоги нашего учреждения не имели опыта в работе с детьми данной категории, поэтому появилась потребность в наставничестве.

Хотелось бы отметить, что  Наставничество в нашем учреждении существует уже не первый год.  И начала она свое существование в  рамках помощи молодым педагогам педагогами  со стажем. На  сегодняшний день Наставничество в нашем учреждении, в связи с переходом к инклюзивной деятельности,  приобрело иную цель. В Наставничестве мы видим одну из самых эффективных форм подготовки педагогических кадров для реализации инклюзивных задач в дошкольном учреждение. В связи с этой работой мы определили приоритетные направления деятельности:

-обучение молодых  педагогов основам инклюзивного образования;

-разработка учебно-методических материалов и АОП для обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов;

-обучение молодых педагогов альтернативным средствам коммуникации;

-адаптация  образовательных программ для воспитанников с ОВЗ и инвалидов;

- знакомство с современными педагогическими методами и формами интерактивного образования детей с ОВЗ и инвалидов;

-приобретение навыков в использовании в своей педагогической работе молодыми воспитателями интерактивных средств;

-освоение и использование в своей  работе  приёмов здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих технологий.

     Опыт Наставничества  показал, что воспитатели дошкольного учреждения,  которое не имеет в своей структуре специальных групп, испытывают большие трудности в выборе подходов, методов и приёмов в обучении, воспитании и сопровождении детей с особыми педагогическими потребностями и их семьями. В этом случае роль специалистов учреждения, как наставников для  воспитателей, работающих в инклюзивной деятельности,  имеет большое значение.

В прошедшем 2019-2020 учебном году наше учреждение приняло участие в Конкурсе проектов на получение педагогами образовательных организаций поддержки (субсидий). Через реализацию проекта «Зажги свечу»  мы планировали реализовать направление проектной деятельности- оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении. В самом начале реализации нашего проекта мы планировали охватить только молодых педагогов, однако в процессе его реализации пришли к выводу, что все педагоги, которые начинают работать в инклюзивной деятельности, нуждаются в помощи.

В своей наставнической деятельности нами была обозначена цель- организовать методическую работу  по обеспечению помощи и поддержки педагогам в становлении их профессиональной компетенции в условиях реализации  ФГОС ДО для осуществления инклюзивной практики.

Задачи:

  • оказывать практическую помощь педагогам в период их адаптации в группах, имеющих в своём составе детей с ОВЗ и инвалидов;
  • обеспечивать непрерывность профессионального образования  педагога, повышать его теоретико-методический уровень и квалификацию в работе с воспитанниками с особыми образовательными потребностями;
  • выявлять слабые стороны и проблемы  начинающих педагогов в работе с детьми разной нозологии (ТНР, РАС, ЗПР и умственная отсталость)  и обучать их преодолению;
  • оказывать практическую методическую помощь молодым педагогам в разработке АОП для детей с разной нозологией;
  • обеспечивать освоение ими современных педагогических технологий, а так же здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих приёмов в процессе  обучения и воспитания детей с особыми педагогическими потребностями;
  • обеспечивать обмен опытом успешной педагогической деятельности учителя-логопеда с молодыми педагогами ДОУ;
  • оказывать помощь в разработке занятий в соответствии с реализацией  ФГОС ДО в обучении и воспитании детей с особыми педагогическими потребностями;
  • создавать условия для обобщения  опыта молодым педагогам в работе с особыми детьми с целью самореализации и саморазвития;
  • поощрять молодых педагогов  и стимулировать их работу.

Проект реализовывался в три этапа:

1 этап. Декабрь Организация наставничества. Погружение

2 этап. Январь-февраль Работа с молодыми педагогами по программе, по плану

3 этап. Май Рефлексия. Защита методического продукта на заседании методического объединения

Реализация проекта «Зажги свечу» осуществлялась путем организации различных форм методической работы с педагогами, работающими с детьми ОВЗ и инвалидами: тренинги, консультации, анкетирование, самообразование, участие в вебинарах, дистанционное обучение, обобщение опыта в реализации АОП для воспитанников с особыми образовательными потребностями. 

Наш проект был рассчитан на три месяца, однако важность работы в этом направлении определило для нас необходимость в  продолжении наставнической работами с педагогами дошкольного учреждения, которые работают в инклюзивной деятельности.

I. За время реализации данного проекта у педагогов в инклюзии  сформированы:

1.Способность к разработке адаптированных образовательных программ для воспитанников с ОВЗ и инвалидов с учетом ФГОС ДО;

2. Способность вести образовательную и воспитательную деятельность  по адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ и инвалидов ;

3. Способность к социально-педагогической, организационной поддержке (сопровождению) обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в образовательной деятельности в условиях инклюзии;

4.Способность к созданию в образовательной организации социально-активной среды для  обучающихся  с особыми образовательными потребностями;

5.В работе с детьми с ОВЗ сформированы  предметные, методические, организационные, коммуникативные, рефлексивные, информацинно – коммуникативнцые,  компетенции;

6. Профессиональные качества педагога инклюзивной практики:  толерантность, чувство меры, гибкость и мобильность;

II. Повысился уровень профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивную практику:

- наше учреждение предоставило возможность  35 педагогам  нашего учреждения проути дистанционные курсы по теме : «Система работы с детьми с ОВЗ раннего и дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО дошкольное образование»;

-логопед учреждения провела с педагогами около семинары, мастер-классы с целью знакомства педагогов ДОУ  с инклюзией и приемами здоровьесбережения и укрепления;

- организован контроль за введение педагогами в занятия с детьми с ОВЗ и инвалидами здоровьеукрепляющих приемов.

III. Разработка учебно-методических материалов молодыми педагогами для обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов в условиях введения ФГОС ДО

-педагоги собрали материал по здоровьеразвивающим приемам для детей с ОВЗ  и разработали для своей работы картотеки специальных игр и упражнений.

 

IV. Улучшилось техническое оснащение групп специальными здоровьесберегающими и здоровьеукрепляющими  тренажёрами для детей с ОВЗ и инвалидов

- на средства, полученные от Департамента образования города Южно-Сахалинска в рамках данного проекта, нами были закуплены на каждую группу комплекты предметов для развития и укрепления здоровья  для детей с ОВЗ и инвалидов  (Массажные коврики и валики для ног, массажные мячики для развития мелкой моторики рук, массажеры для ладоней и пальцев):

-для эффективной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи мы приобрели комплекты с печатными и интерактивными играми для речевого развития детей с ОВЗ;

-мы приобрели Стабиллотренажёр для развития биологически обратной связи у детей с РАС,ю ЗПР, ТНР

Работа в инклюзивной деятельности- большой труд для всех лиц, которые принимают участие в образовании и воспитании ребенка с ОВЗ и инвалида. И чтобы улучшить качества образования в нашем дошкольном учреждении детей с ОВЗ мы считаем, что одним из приоритетных форм является организация наставничества с целью повышения у педагогов уровня компетентности в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Методическое сопровождение педагогов ДОУ на пути перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования»

ПРОЕКТ «Методическое сопровождение педагогов ДОУ на пути перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования»...

"Проектная деятельность в ДОУ. Проблемы и пути решения"

Проектная деятельность в детском саду. Этапы формирования. Актуальные проблемы возникающие при реализации проеков в ДОУ. Пример годового проекта "Дивный остров, чудный сад" с вовлечением территории де...

Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения

Методическое сопровождение  молодых  педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения...

Методическое сопровождение педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет: к постановке проблемы

В данной статье поднимается проблема методического сопровождения педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет....

Проект «Методическое сопровождение педагогов ДОУ на пути перехода к ФГОС дошкольного образования»

Введение в действие ФГОС ДО предполагает наличие у педагогов компетенций, необходимых для ууспешной разработки и последующей реализации названного докукмента....

Презентация "Методическое сопровождение педагогов по игровой деятельности детей дошкольного возраста"

Материал содержит цели и задачи методического сопровождения педагогов по игровой деятельности дошкольников, формы работы с педагогами(педсоветы, семинары, консультации). Также в презентацию входит инф...

Сценарий Педагогического совета с элементами деловой игры «Профессиональные требования Стандарта к педагогу ДОУ: проблемы и пути их решения»

Одним из ключевых вопросов, связанных с внедрением профессионального стандарта, неизбежно становится проблема повышения мотивации педагогов к его освоению.Педагог – ключевая фигура реформировани...