Петербургская Палитра
рабочая программа (подготовительная группа)

Тиганова Ксения Юрьевна

Рабочая программа на 2020 – 2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной программы туристско-краеведческой направленности «Петербургская Палитра» для детей 6-7- лет социально педагогической направленности составлена на основе учебно-методического пособия «Город сказка, город быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом» издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020  г. Программа модифицированная, направленная на создание условий для ознакомления детей с Санкт-Петербургом, через организацию восприятия архитектурно-скульптурной среды городского пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_novaya_1.docx62.79 КБ

Предварительный просмотр:

администрация красногвардейского района санкт - петербурга

государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26  красногвардейского района санкт – петербурга

«ПРИНЯТО»                                                                          «УТВЕРЖДЕНО»

                                                                                      Заведующий ГБДОУ № 26

на заседании Педагогического Совета                                            приказ  от _____ № _______

     

протокол от ___________№ _______                                               Семёнова А.В.___________

                                                                                                 

Тихонова О.С._______________________

Рабочая программа на 2020-2021 учебный год дополнительной общеобразовательной программа туристско-краеведческой направленности

«ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПАЛИТРА»

Социально – педагогической направленности

(1 год обучения)

Программа составлена на основе учебно-методического пособия «Город сказка, город быль». Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом.

Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020 г.

Составитель:

Воспитатель первой квалификационной категории

Тиганова К.Ю.

                                                                             

Санкт – Петербург

2020 г.

Паспорт рабочей программы на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Петербургская Палитра»

Тип программы

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности

Наименование

«Петербургская Палитра»

Педагог исполнитель

Тиганова Ксения Юрьевна

Номер группы воспитанников

Группа № 5 «Совята»

Направленность

Социально-педагогическая направденность

Адресат программы:

Дошкольники 6-7 лет

Характеристика контингента по уровню подготовленности и по составу

Группа одного возраста, с разным (низким, средним, высоким) уровнем подготовки, требует коррекционной работы.

Обучающиеся разного социального статуса, большинство девочек, есть гиперактивный ребёнок

Цель:

  • Ознакомление детей с Санкт-Петербургом через восприятие архитектурно-скульптурной среды городского пространства
  • Развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга

Задачи:

  • Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к городу
  • Развивать способность воспринимать и понимать архитектурно-скульптурный облик города, символику Санкт-Петербурга
  • Создать условия для становления у детей первоначальных представлений о памятниках культурного наследия Санкт-Петербурга
  • Содействовать развитию художественно-творческих способностей детей в продуктивной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт-Петербурге

Форма и режим занятий:

занятия групповые, подгрупповые, проводятся 1 раза в неделю по 25 – 30 минут во второй половине дня (после дневного сна)

Объём и срок реализации:

программа «Петербургская Палитра» рассчитана на 1 год обучения, З6 часов в год. Сроки реализации программы: с 01.09.2020г по 25.05.2021г

Описание материально- технического и учебно-обеспечения

Учебный кабинет; комплекты игрушек по тематике занятий;; видеоматериалы; интерактивная доска; google презентации; макеты архитектурных зданий Санкт-Петербурга; 3-D пазлы; картотека альбомов по достопримечательностям Санкт-Петербурга

Формы проведения итогов

Фотовыставка продуктивной детской деятельности, детских индивидуальных и групповых поделок;

Открытые занятия.

Ожидаемые результаты:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа на 2020 – 2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной программы туристско-краеведческой направленности «Петербургская Палитра» для детей 6-7- лет социально педагогической направленности составлена на основе учебно-методического пособия «Город сказка, город быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом» издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020  г. Программа модифицированная, направленная на создание условий для ознакомления детей с Санкт-Петербургом, через организацию восприятия архитектурно-скульптурной среды городского пространства.

Актуальность

Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребёнка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию. Процесс социокультурного развития ребёнка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город. Многочисленные материальные объекты культурного окружения (предметы, вещи, городские объекты) – видимый, обоняемый, осязаемый, звучащий мир, сотворенный гением и трудом человека, – являются идеальным пространством, в котором индивидуальное развитие ребенка находит и реальные стимулы, и безграничные возможности самореализации. Обращение к подобным объектам позволяет как расширить представления детей о закономерностях развития культуры, о роли человека - творца и наследника, так и научить дошкольников новым алгоритмам исследования. Ведь анализ памятников архитектуры и скульптуры, садово-паркового и декоративно-прикладного искусства требует иных подходов и решений, так как все перечисленные объекты представляют собой единство утилитарного смысла и символических значений.

Краеведческое образование детей дошкольного возраста может рассматриваться, как процесс и результат целенаправленного приобщения детей к ценностям культурного наследия Санкт-Петербурга, ориентированный на формирование интереса к культурному наследию города и процессу его познания, развитие творческой деятельности на основе представлений, впечатлений, ассоциаций, связанных с индивидуальным восприятием родного города.

Новизна

Новизна данной программы заключается в форме организации работы по ознакомлению детей с культурным наследием города, а именно вводится понятие «встреча с Санкт-Петербургом». Это основная форма совместной деятельности воспитателя и детей, предоставляющая детям возможность увидеть объекты культурного наследия Санкт-Петербурга, узнать их, проникнуться отношением к ним и выразить его в творческой деятельности, рисовании, речевом творчестве и т.д.

Встречи с Санкт-Петербургом для детей дошкольного возраста организуются преимущественно в виртуальном пространстве с использованием компьютерной презентации. Это обусловлено рядом причин и требований современных тенденций. Так же необходимо учитывать, что многие детали городского убранства труднодоступны для обозрения даже с высоты роста взрослого человека. Ребенок не может рассмотреть то, что видно взрослому, часть объектов городской среды закрыта на реставрацию, а куда-то просто трудно доехать. Поэтому на помощь ребенку и педагогу могут прийти компьютерные технологии. Мультимедиапрезентация позволяет не только приблизить объект городской среды к ребенку, рассмотреть его с разных точек зрения, но и дает возможность кругового обзора, что необходимо например, для правильной организации рассматривания скульптуры. Мультимедиапрезентация помогает в формировании у ребенка зрительного ассоциативного ряда, который необходим для понимания специфики воспринимаемого объекта.

«Встреча с Санкт-Петербургом» имеет трехчастную форму.

Начало встречи обеспечивает первоначальную заинтересованность детей в проблеме, вызывает интелектуальные эмоции (удивлени, предвкушение)

Основная часть встречи посвящена разгадыванию смыслов архитектурных сооружений и городской символики, построению «диалога» с ними. «Диалог» осуществляется через организацию восприятия декоративных элементов, скульптурного убранства зданий, раскрытия их смысла.

Завершение встречи направлено на формулирование итогового вывода, создание мотивации к дальнейшему познанию.

Каждая встреча имеет сюжетную канву, которая постепенно развертывается. Дети переходят от одного маленького открытия к другому. Происходит развитие и активизация интересов детей, творческих способностей, воображения. Создание эмоционально положительного фона познания, организация поисковой деятельности ребенка позволяют высказывать предположения, догадки и проверять их.

Основой построения диалога между педагогом и ребенком по ходу «Встречи…» выступает проблемное обсуждение. Проблемное обсуждение позволяет педагогу выстроить процесс визуального восприятия культурного наследия города ребёнком, делает его интерактивным, вербализует создаваемые ребёнком образы и гипотезы. У ребенка развивается способность высказывать предположения и догадки, сравнивать приобретаемые знания с высказываемыми ранее предположениями.

 Встреча имеет открыты конец, который позволяет продолжать делать открытия и после её завершения.

Программа «Петербургская Палитра» разработана с учетом приоритетов, обозначенных в нормативно – правовых документов в области дополнительного образования:

  • Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  • Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам// Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008
  •  Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726

(Комментарий: Концепция направлена на воплощение в жизни миссии дополнительного образования как социокультурной практики, развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту)

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.// Распоряжение Правительство РФ от 29.05.2015 №996-р

(Комментарий: Определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания)

(Комментарий: Проект ставит цель - охватить дополнительным образованием как можно больше детей от 5 до 18 лет и сделать общеобразовательные программы максимально разнообразными и интересными, увеличить доступность дополнительного образования в регионах)

  •  Национальный проект Развитие образования
  •   СанПин 2.4.4.3172-14
  •  Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025//от 04.10.2000 №751
  •  Об образовании в Санкт - Петербуре // Закон СПБ от 17.07.2013 г. №461 - 83
  • Государственная программа Спб "Развитие образования в Санкт - Петербурге" на 2015 - 2020г.// Постановление правительства Спб от 04.06.2014 г. №453
  •  Комплекс мер по реализации в Спб Концепции развития дополнительного образования детей на 2015 - 2020г.// Распоряжение Комитета по образованию от 25.06.2015
  • Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в ГОО Санкт - Петербурга

При разработке Программы были изучены:

 - Боголова С.Ю. Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой: автореф. Дис. …канд. Пед.наук. – М., 1996

- Борчанинова К.В. Развитие интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт Петербурга в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореф. Дис. …канд. Пед. Наук. – СПб., 2009

- Гревс И.М. Город как предмет школьного краеведения // Краеведение. – 1924. - №3

- Гурович Л. Петербургские истории // Дошкольное воспитание. – 2003. - №5

- Зинкевич – Квстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000

- Канн П.Я. Прогулки по Петрбургу. – СПб., 1994.

- Современный словарь-справочник по искусству. – М., 1999

- Солнцева О.В., Коренева -  Леонтьева Е.В. Особенности профессиональной компетентности воспитателя в области краеведческого образования детей дошкольного возраста // Современный детский сад. Методика и практика: журнал. – М.: Аркти, 2010. - №2

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной Программы составляет 6-7 лет.

Группы комплектуются по одновозрастному принципу, без предварительной подготовки с любым уровнем сформированности интересов и мотивации к данному виду деятельности.

Принимаются все желающие, наполняемость группы 15-20 человек.

Cроки реализации и особенности организации образовательного процесса

Продолжительность обучения по данной программе составляет:

1 год

для обучающихся 5 (6) лет

количество часов в неделю

1

количество учебных часов по программе

36

Программой не предусмотрен каникулярный отдых.

Формы и режим организации занятия

Форма занятий - групповая совместная игровая-познавательная, практическая, продуктивная деятельность взрослого и детей.

Режим занятий составлен в соответствии СанПиН 2.4.4.3172-14. и годовым учебным календарным графиком ГБДОУ №26. Основной формой организации учебного процесса являются групповые занятия, которые проводятся 1 раз в неделю (СРЕДА) в учебном кабинете, во второй половине дня по 25 -30 минут.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: Развитие и поддержка интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1.  Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к городу.  
  • Развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на неё.
  • Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и петербургской семьи; поддерживать традиции, чувствовать свое единство с петербуржцами.
  • Развивать чувство гордости, сопереживание деяниям великих петербуржцев, бережное отношение к родному городу.

  1. Развивать у детей способность воспринимать и понимать архитектурно-скульптурный облик города, символику Санкт-Петербурга.
  • Включить детей в активную познавательную и практическую деятельность, способствующую «расшифровыванию» символов и смыслов, заложенных в архитектурно-художественных памятниках Санкт-Петербурга.
  • Развивать познавательные умения: находить ассоциации, связанные с раскрытием символики городского пространства, выдвигать и проверять гипотезы, экспериментировать сравнивать, сопоставлять.
  • Способствовать развитию воображения и фантазии детей в процессе восприятия архитектурно-скульптурного облика города.
  • Развивать у детей способность обосновывать свои суждения, составлять рассказы о достопримечательностях Санкт-Петербурга.  

  1. Создать условия для становления у детей первоначальных представлений о памятниках культурного наследия Санкт-Петербурга.
  • формировать у детей представления об улицах и архитектурных особенностях ближайшего окружения, их неповторимости и красоте.
  • Расширять представления детей о том, что делает город красивым, декоративном убранстве городских строений.
  • Познакомить детей с основными архитектурными ансамблями исторического центра Санкт-Петербурга, раскрыть единство архитектурно-скульптурного облика города.
  • Познакомить детей с жизнью и творчеством знаменитых петербуржцев.
  • Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-топонимов петербургской тематики, названий некоторых деталей архитектурных сооружений.

  1. Содействовать развитию художественно-творческих способностей детей в продуктивной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт-Петербурге
  • Способствовать отражению представлений о Санкт-Петербурге и знаменитых петербуржцах в рисунках, играх-фантазиях, сказках, загадках.
  • Развивать опыт участия в проектной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт-Петербурге.
  • Включать детей в создание коллекций, связанных с культурным наследием Санкт-Петербурга.

Целевые ориентиры.

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности по восприятию культурного наследия Санкт-Петербурга; проявляет инициативу и самостоятельность играх краеведческого содержания, общении и познавательно-исследовательской деятельности на содержании культурного наследия Санкт-Петербурга, конструировании компонентов городской среды и др.; способен выбирать себе род занятий по ознакомлению с культурным наследием города, работать над освоением культурных способов деятельности в коллективе;

- ребенок реализует развитое воображение в изобразительной деятельности и конструировании, содержанием которой являются представления о Санкт-Петербурге;

- ребенок может выражать свои мысли, строить речевое высказывание в ситуации общения на содержании культурного наследия Санкт-Петербурга;

- ребенок проявляет любознательность, задает взрослым и сверстникам вопросы о культурном наследии Санкт-Петербурга, интересуется причинно-следственными связями и пытается самостоятельно придумывать объяснения и выстраивать культурноисторические параллели, осваивая представления о культурном наследии Санкт-Петербурга

ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

МЕСЯЦ

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ЗАДАЧИ

Сентябрь

«Сказки и были петропавловской крепости»

1 неделя

01.09 – 4.09

Встреча «Что такое крепость? Тайна имени крепости»

  • Обогащение представлений детей о типе фортификационного сооруружения «крепость»;
  • Развитие у детей сособности любоваться Петропавловской крепстью;
  • Развитие элементарных умений семантического анализа двухкорневых слов;
  • Обогащение словаря: «остров», «крепость»,  «башня», «стена», «Петропавловская»

2 неделя

7.09 – 11.09

Встреча « Очем расссказывают скульптуры богини Афины у Петровских ворот?»

  • Обогащение представлений детей о значении триуфальных ворот и символическом значении Петровских ворот и декоративной скульптуры, украшающей их
  • Обогащение словаря: «барельеф», «триуфальные ворота»,

«Петровские ворота», «богиня Афина».

3 неделя

14.09 – 18.09

Встреча «Тайны Царского ботика»

  • Обогащать представления детей об архитектурном сооружении «Ботный домик», и его значении и убранстве;
  • Развитие воображения детей за счет воссоздания истории ботика Петра I
  • Обогащение словаря: «ботик», «корабельных дел мастер», «навес», «архитектор», «навигация»

4 неделя

21.09 – 25.09

Встреча «Легенды ангела Петропавловского собора»

  • Обогащение прадставлений детей об архитектурном сооружении «Колокольня Петропавловского собора», его назначении и убранстве;
  • Развитие воображения детей за счет воссоздания легенд об ангеле Петропавловского собора;
  • Обогащение словаря: «колокольня», «шпиль», «яблоко», «карильон», «колокол»

5 неделя

28.09 – 02.10

Встреча «О чем рассказывают фонари Иоанновского моста»

  • Обогащение представлений детей о назначении и и стории Иоанновского моста и его декоративном убранстве, происхождении фонарей в Санкт-Петербурге и профессии фонарщика;
  • Развитие воображения детей за счет воссоздания легенд а декоре фонарей Иоанновского моста;
  • Обогащение словаря: «мост», «решетка моста», «фонарь»,  «медуза Горгона».

Октябрь

«Сказки и были адмиратейства»

1 неделя

05.10 – 09.10

Встреча «Тайна адмиралтейского кораблика»

  • Обогащиение представлений детей об архитектурном сооружени «Адмиралтейство», его назначении и главном символе;
  • Развитие воображения детей за счет воссоздания истории страительства первых русских кораблей для флота;
  • Обогащение словаря: «Адмиралтейство», «шпиль», «парусник», «корабельная пушка»

2 неделя

12.10 – 16.10

Встреча «Адмиралтейская набережная. Легенды львов»

  • Обагащение представлений детей о назначении набережных и пристрастий нашего города, ознакомление детей с декоративным убранством Дворцовой пристани, её историей и легендами;
  • Развитие воображения детей за счет воссоздания легенд о львах – хранителях;
  • Обогащение словаря: «павильон», «гранит», «набережная», «пристань», «реставрация».

3 неделя

19.10 – 23.10

Встреча «Тайны Медного всадника. Легенды памятников Петру I в Санкт-Петербурге»

  • Обогащение представлений детей о функциональном назначении памятников;

  • Обагащение представлений детей об исторической личности Петра I, закрепление представлений о скульптуре «Царь-плотник» на Адмиралтейской набережной;
  • Обогащение словаря: «памятник», «Медный всадник»;
  • Закрепление материала по сквозной линии «Венок славы».

4 неделя

26.10 – 30.10

Встреча «Сказки воробья Адмиралтейства: О чем может рассказать здание Адмиралтейства и его окрестностей?»

  • Закрепелние представлений о скульптурном убранстве Адмиралтейства, его архитектурных особенностях, истории и символике;
  • Обогащение представлениц детей о назначении декоративной скульптуры, представляющей стихии, времена года, направления ветра в нашем городе, ей истории и легендах;
  • Развитие воображения детей за счет воссоздания легенд о богине Флоре, Геркулесе, истории о путешественнике Пржевальском;
  • Развитие эстетического восприятия здания Адмиралтейства и его окрестностей;
  • Обогащение словаря: Флора, Геркулес, бульвар.

ноябрь

«Грифоны, сфинксы, обитатели водной стихии, сказочные животные и птицы в нашем городе».

1 неделя

Встреча «Миф о грифоне. Грифоны Банковского моста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий весеннего праздника "Петербургский фестиваль"

 праздник для дошкольников старшего возраста....

Петербургский этикет "Белый ночи"

Сценарий итогового праздника для детей 6-7 лет по ознакомлению с городом Санкт-Петербургом, к разделу Петербуговедения....

"ПЕТЕРБУРГСКИЕ СТРАНИЧКИ"

Загадки..Считалки...Дразнилки...Стихи...на  тему "Санкт-Петербург"...

Мини-музей "Петербургские фонари"

Викторина: «Мы юные петербуржцы» (Совместная работа  с детьми и родителями)  Задачи. Прививать интерес к нашему городу.Развивать фантазию память, воображение,Расс...

Методическая разработка «Петербургские фонари». Рисование на тему «Петербургские фонари». Подготовительная к школе группа.

Расширяем представления детей о родном городе - Санкт-Петербург, о его достопримечательностях. Знакомство детей с историческим прошлом, с историей появления "Волшебных фонарей" любимого горо...

Игра – путешествие «Петербургские фонари». Рисование на тему «Петербургские фонари». Подготовительная к школе группа.

Расширяем представления детей о родном городе - Санкт-Петербург, о его достопримечательностях. Знакомство детей с историческим прошлом, с историей появления "Волшебных фонарей" любимого горо...

Конкурс "Многогранье" ("Осенняя палитра"). Номинация "Палитра красок"

Конкурс «МНОГОГРАНЬЕ» («Осенняя палитра»). Номинация «Палитра красок»...