Значение беседы в жизни детей дошкольного возраста
методическая разработка

Яликова Ольга Вячеславовна

Значение беседы в жизни детей дошкольного возраста имеет большое теоретическое и практическое значение и является неким катализатором в развитии познавательного интереса у дошкольников, что в свою очередь постепенно выводит ребёнка на новый уровень развития.  Поэтому важно обратить внимание на значение беседы в жизни детей дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение беседы в жизни детей дошкольного возраста

Прежде чем приступить к рассматриванию вопроса о значении беседы в развитии связной речи детей дошкольного возраста, нам необходимо понять, а каково же значение беседы в жизни ребёнка?

Как показывают исследования отечественных учёных (М.П. Денисовой, Н.Л. Фигуриной), и их зарубежных коллег (Ш. Бюлер, и А. Валлон) первые потребности, которые формируются у ребёнка в дошкольном возрасте являются социальными, ему крайне необходимы взрослые и потребность в общении с ними у малыша растёт с каждым часом. Но мир взрослых –это огромный и незнакомый мир для него, который пока еще чужд и непонятен, именно поэтому в дошкольном возрасте у детей «просыпается» познавательный интерес ко всему. Познавательная активность малыша растёт с каждым днём и взрослые всё чаще и чаще слышат от него бесконечные вопросы «почему?», этот период в жизни дошкольников в детской психологии принято называть периодом «почемучки».

Чтобы ответить на выше поставленный вопрос, необходимо рассмотреть какие бывают беседы, какую цель они преследуют и каково их назначение. Итак, условно беседы можно разделить на две категории:

  1. Целенаправленные беседы.
  2. Спонтанные беседы.

Первая категория бесед всегда заранее тщательно продумана и спланирована взрослым и всегда преследует определённую цель, например, познакомить дошкольников с миром насекомых или с правилами перехода улицы по светофору. Воспитатель всегда заранее планирует такие беседы и готовится к ним, чаще они носят ознакомительный характер.  Данная категория бесед применяется воспитателем и другими педагогами на всех видах занятий в дошкольном учреждении. Тема беседы в этом случае всегда напрямую будет завесить от темы занятия и всегда инициатором будет выступать взрослый, который либо сам начнет беседу на задуманную им тему, либо создаст такие условия, чтобы ребенок сам начал беседу на заранее спланированную воспитателем тему.

Вторая категория бесед значительно отличается, инициатором чаще всего выступает сам дошкольник и беседы чаще всего начинаются с вопроса. Например, «… а почему утки летают?..» или «…из чего сделано дерево?..» Данная категория бесед никогда заранее не планируется и всегда носит спонтанный характер, целью такой беседы будет познакомить ребёнка с чем-то новым, или помочь понять уже имеющуюся у него информацию.

Но необходимо понимать, что и целенаправленные и спонтанные беседы всегда знакомят с чем-то новым и интересным. И тем самым играют важное значение в развитии детей дошкольного возраста: прежде всего знакомят с окружающим миром и тем самым стимулируют их умственное развитие (наглядно-образного и логического мышления), воображения и фантазии, а также происходит развитие связной речи детей (растёт их пассивный и активный словарь, формируются правильные грамматические и лексические структуры). Важно также отметить, что беседа является взаимосвязывающим звеном между взрослым и ребёнком и чем интереснее и познавательнее беседа для дошкольника, тем крепче и устойчивее будет эта связь.

         Значение беседы в жизни детей дошкольного возраста имеет большое теоретическое и практическое значение и является неким катализатором в развитии познавательного интереса у дошкольников, что в свою очередь постепенно выводит ребёнка на новый уровень развития.  Поэтому важно обратить внимание на значение беседы в жизни детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сказки в жизни детей дошкольного возраста

Роль сказки в развитии речи ребенка играет огромную роль...

Консультация для родителей: "Значение лепки в жизни детей дошкольного возраста"

Значение лепки в дошкольном возрасте: знакомство с объёмной формой предмета, взаимосвязью его частей, формирование навыка работы двумя руками, скоординированность движений, развитие мышления, глазомер...

Статья. «Значение игры в жизни детей дошкольного возраста»

Игра является жизненной потребностью и средством всестороннего развития ребёнка. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Имея возможность действовать самостоятельно, они знакомятся с ок...

Значение игры в жизни детей дошкольного возраста»

Игра представляет собой особую деятельность, которая важна в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста....

Значение лепки в жизни детей дошкольного возраста

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предме...

Консультация в группе младшего возраста «Значения плавания в жизни детей дошкольного возраста»

Плавание – мощный эмоционально-положительный фактор, который позволяет решать важные задачи. Способствует коррекции нарушения осанки, предупреждает плоскостопие, способствует снятию мышечно...