Блоки Дьенеша
материал

иванова валентина васильевна

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denesha.pptx1.54 МБ
Файл master-klass.docx64.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №11» г. Канаш Блоки Дьенеша – забавная игра для развития ума дошкольников Подготовила воспитатель Иванова Валентина Васильевна Канаш 2019

Слайд 2

Создатель логических блоков Венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» - Золтан Пал Дьенеш .

Слайд 3

Так какие задачи мы решаем, используя логические блоки в работе с детьми: Развиваем логическое мышление. Формируем представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания). Развиваем умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать. Знакомим с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развиваем пространственные представления. Развиваем умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. Воспитываем самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Развиваем познавательные процессы, мыслительные операции. Развиваем творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Слайд 4

Логические блоки Дьенеша

Слайд 5

Карточки с символами свойств

Слайд 6

Что за фигура?

Слайд 7

Что за фигура?

Слайд 8

Знакомство с блоками Дьенеша

Слайд 9

Игры для детей младшей группы Покажи блок такого же цвета как этот. Найди блок такой же формы. Найди такой же блок по цвету и форме. Найди не такой блок по цвету. Найди такой же блок как этот по цвету и форме, но другого размера. Помоги животным разделить блоки. Работа по схемам.

Слайд 10

Работа по схемам

Слайд 11

Дети средней группы Знакомятся с символами свойств - форма - размер - цвет - толщина

Слайд 12

Дети средней группы 2. Знакомятся с понятием «НЕ» не квадрат не круг не жёлтый не тонкий не большой

Слайд 13

Дети средней группы Строят цепочку по схемам

Слайд 14

Дети средней группы 4. Играют по картам-схемам

Слайд 15

Игры для детей старшей группы

Слайд 16

Подвижная игра «Посадим красивую клумбу» Рассада Клумба

Слайд 17

Методическая литература

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Канаш Чувашской Республики

        

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Кировчанка.ru - Форум * Просмотр темы - Игрушки для девочки …

Воспитатель: Иванова В. В.

2019 г.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных способностей, которые позволят ему легко усваивать новое. В решении этой задачи поможет одно из наиболее эффективных пособий - логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Думаю, многие их присутствующих знакомы с этим пособием.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками дошкольникиовладевают различными мыслительными умениями, такими как, умения анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать. А также логические операции отрицания или замещения. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритма, способность производить действия в уме. С помощью блоков тренируют внимание, память, восприятие.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур. Самое главное в этих блоках – это различие по четырем свойствам: формой, цветом, размером и толщиной.

Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Они являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер. Они подобраны по возрастам

Давайте, разберемся, что обозначает каждый символ.

  • Цвета в виде цветной кляксы,
  • Формы изображены контуром,
  • Размер в виде большого и маленького домика,
  • Толщина в виде двух человечков – толстого и тонкого.

Теперь давайте вместе попробуем расшифровать несколько закодированных фигур. (Показ слайда –1.  Большой красный тонкий круг. 2. Маленький желтый толстый круг. 3. Большой толстый синий прямоугольник).

Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

Переходим к практическим действиям коллеги. Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы.

Вначале предоставляется детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками они приходят к выводу, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т.д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогают в запоминании программного материала.

Предлагаю вашему вниманию игры для детей младшего дошкольного возраста. Разумеется, все игры невозможно показать в одном мастер-классе, поэтому мы вам раздадим картотеки игр по всем возрастам.

Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же»«Не такой». Давайте представим, что вы дети 3-4 лет.

1. Покажите блок такого же цвета как этот.

2. Найди блок такой же формы.

3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.

4. Найди не такой блок по цвету; по форме; по цвету и форме. Данный вид игры проводим индивидуально.

5. Более сложный вариант: Найди такую же как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально.

6. Можно использовать и задания с игрушками. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос«Какие фигурки у Мишки?»«Какие фигуры у зайца?» и т. д.

7. В этом же возрасте начинается работа по схемам. Предлагаются самые легкие.

Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы. Теперь представим, что вы дети 4-5 лет, т. е. средняя группа.

В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. И глядя на модель, выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.

Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).

Усложняется работа по схемам по стрелочкам. Постройте цепочку по схеме.

В этом возрасте дети, кроме работы по готовым схемам, должны работать по указанию педагога. Например, игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.

Игра по карте: «Довези машину до гаража»

В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?

Коллеги, мы с вами разобрали игры с младшими и средними дошкольниками, а как вы думаете, какие игры можно проводить с детьми старшего возраста?

Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (ответы присутствующих)Ответ: он некрасный, несиний, некруглый, нетреугольный, неквадратный, нетолстый, немаленький. Что можно сказать о красном треугольнике?

А сейчас я вам предлагаю, немного подвигаться. Проведем подвижную игру с блоками Дьенеша.

«Посадим красивую клумбу»

Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.

Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.

На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина, Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока. Если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Для проведения различных игр, нами была приобретена методическая литература, с  которой вы можете познакомиться на слайде. В данных пособиях визуально изображены и описаны возможные варианты игр.

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент (в образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности детей). А так же позволяет использовать их в индивидуальной работе как с одаренными детьми за счет усложнения заданий, так и с детьми, плохо усваивающими программу для закрепления ранее изученного материала в нестандартной форме.

Благодарю за внимание.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с блоками. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

Игры и упражнения с логическими   блоками Дьенеша...

Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....

Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"

В памятке для педагогов представлен практический материал по применению  блоков Дьенеша в работе с детьми ....

Программа по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие в стране блоков и палочек»

Программа для детей младшего и среднего дошкольного возраста по освоению детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр....

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...