Дополнительная образовательная программа ДО по развитию у детей интеллектуально - творческих способностей "Развивайка"
рабочая программа (подготовительная группа)
Одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в п. 1.4. ФГОС ДО, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования). Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6) В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программ | 588 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание | ||
Паспорт программы | 3 | |
1 | Пояснительная записка | 4 |
1.1 | Цели и задачи реализации Программы | 6 |
1.2 | Планируемые результаты освоения Программы | 7 |
2 | Содержание психолого-педагогической работы по реализации дополнительной программы | 9 |
2.1 | Содержание Программы «Развивайка» | 12 |
2.2 | Тематическое планирование работы с детьми | 13 |
3 | Организационно – педагогические условия | 15 |
3.1 | Учебный план | 15 |
3.2 | Расписание занятий | 15 |
3.3 | Календарный учебный график | 15 |
3.4 | Программно – методическое обеспечение | 16 |
3.5 | Материально – техническое обеспечение | 16 |
4 | Мониторинг освоения детьми программного материала | 17 |
4.1 | Требования к уровню подготовки воспитанников | 17 |
5 | Контроль за реализацией программы | 17 |
6 | Механизм реализации программы | 18 |
7 | Список литературы | 19 |
Приложения |
Паспорт программы
Наименование программы | Программа дополнительной платной услуги по развитию у детей интеллектуально-творческих способностей «Развивайка» (для детей от 5 до 7 лет) |
Основание для разработки Программы | Программа по дополнительной платной услуге «Развивайка» (далее Программа) разработана в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами в системе дошкольного образования:
|
Заказчик программы | МАДОУ № 38 «Домовёнок» родители (законные представители) воспитанников |
Составитель Программы | Воспитатель Хасанова Зилина Юнусовна |
Цель Программы | Успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую; создание предпосылок к школьному обучению. |
Задачи Программы |
|
1. Пояснительная записка
Одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в п. 1.4. ФГОС ДО, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования).
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества с взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
У будущего первоклассника должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Рабочая программа по подготовке детей 6-7 лет к школе «Развивайка» разработана в рамках работы по преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и образовательной школой первого уровня обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Рабочая учебная программа обеспечивает современное качество образования согласно потребностям личности, общества и государства. В её основе лежит интеграция базовой программы ДОУ, дополнительной программы и используемых современных педагогических технологий.
Программа по дополнительной платной услуге «Развивайка» (далее Программа) разработана в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами в системе дошкольного образования:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»;
- Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
- Программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014- 2020 года»;
- Постановление администрации города Нижневартовска от 17.09.2014г. №185 «Об утверждении муниципальной программы «Развития образования города Нижневартовска на 2015-2020 годы»;
- Программа «Развитие МАДОУ г. Нижневартовска ДС №38 «Домовенок» на 2015- 2020г.»
- Положения о порядке оказания дополнительных платных образовательных услуг в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Нижневартовска детский сад №38 «Домовёнок», на основании заявления, договора между МАДОУ и родителями (законными представителями).
В соответствии с ФГОС ДО Программа платных услуг направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, его всестороннего и познавательного развития. А также развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки), сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Методика работы платной услуги «Развивайка» направлена на освоение детьми задач образовательных областей:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и ориентирована на сложившиеся традиции группы.
Обучение дошкольников осуществляется в соответствии с программой дополнительных платных услуг и создает условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности, высокого
интеллекта. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, лучше ориентироваться в современном социуме.
1.1. Цели и задачи реализации Программы
Дополнительная образовательная Программа - «визитная карточка» направления, являющаяся своеобразным путеводителем, в первую очередь, для заказчиков данной дополнительной образовательной услуги – родителей (законных представителей) воспитанников. Дополнительная образовательная программа обусловлена образовательными потребностями конкретной категории воспитанников. Это объективная заинтересованность в определенных дополнительных образовательных услугах, субъективно выраженная в обращенных к системе образования интересах и ожиданиях. Дополнительная образовательная программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание дополнительной образовательной услуги.
Цель программы: успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую; создание предпосылок к школьному обучению.
Программа «Развивайка» направлена на решение следующих задач:
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- развитие воображения и творческой активности
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми). Обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности. Готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
- Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья будущих первоклассников на начальном этапе адаптации к школе;
- Формирование комфортной образовательной среды;
- Снижение уровня тревожности и психической защиты у будущих первоклассников;
- Эмоциональное благополучие ребенка;
- Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
- Выработка стратегий индивидуального (личностно – ориентированного) подхода к воспитанникам.
В ходе реализации Программы ребёнок научится:
- владеть понятием: «слово», «звук», «буквы», «предложение»;
- распознавать первый звук в словах;
- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
- уметь составлять простые предложения;
- пересказывать по серии картин или по наводящим вопросам;
- участвовать в коллективных разговорах;
- различать малые фольклорные жанры: загадки, скороговорки, чистоговорки;
- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми; использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;
- показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными предметами;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- называть числа в прямом и в обратном порядке от 1 до 10;
- сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше»;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
- конструировать буквы; штриховать по образцу.
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
- владеть элементарными графическими навыками.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Они обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
- ребёнок физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
- знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения;
- владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
- осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
Объём образовательной нагрузки
Срок реализации Программы - 1 год. Программа рассчитана на два занятия в неделю продолжительностью 30 минут. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Количество детей – 10.
2. Содержание психолого-педагогической работы по реализации дополнительной Программы «Развивайка»
Методическую основу программы составляет: положения детской психологии, раскрывающие закономерности развития детей дошкольного возраста, а также положения, раскрывающие принципы, содержание и педагогические условия воспитания детей старшего дошкольного возраста. Программа составлена с учетом принципов дидактики, учитывающим уникальность дошкольного возраста детей.
В основе реализации Программы лежат основные подходы:
- культурно-исторический (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
- деятельностный (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- личностный (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский и др.)
Данные подходы предполагают принципы построения Программы в соответствии с ФГОС ДО:
1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, которые отражаются в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.
Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми происходят в процессе сотрудничества
с взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых - родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации Программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей, как в содержательном плане, так и в организационном плане.
7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).
8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса. А также появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л. С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии с ФГОС ДО Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.
12. Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности, рациональность сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- фронтальный метод: одновременная работа со всеми детьми,
- индивидуально – фронтальный метод: чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,
- групповой метод: организация работы в группах, в парах;
- индивидуальный метод: индивидуальное выполнение заданий, решение проблемных задач, ситуаций.
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
2.1. Содержание Программы
Содержание Программы предусматривает комплекс адаптационных занятий, включающих следующие направления деятельности:
«Раз ступенька, два ступенька». На занятиях воспитанники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Учатся распознавать цифры и сравнивать числа. У детей развиваются навыки логического мышления, основы представлений о математике, появляется активный интерес к конструированию, играм-головоломкам.
«По дороге к азбуке». Большая роль отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого раздела является развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка. Дети знакомятся с понятиями: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», «ударение». Таким образом, в процессе обучения у детей формируются умения анализировать звуковой состав слов, т.е. различать и выделять звуки в слове, определять их последовательность и количество звуков в слове, давать качественную акустическую и артикуляционную характеристику каждому звуку. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, подбирать слова на заданный звук (букву), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения, составлять схемы предложений. Также включены логические задания на развитие памяти, внимания, воображения и мышления. На занятиях используется пальчиковая гимнастика, логоритмика (речь + движения), деятельность в рабочих тетрадях.
«Волшебные строчки». В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев». Поэтому очень важно поставить руку, подготовить ее к работе. Целью данного раздела является развитие мелкой моторики. Подготовка руки к письму, укрепление руки, улучшение координации движений, усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке, умение
ориентироваться в пространстве листа, строки, снижение психологической нагрузки ребенка.
По наблюдениям ученых, известно, что мускульная память у детей от четырех до пяти, до семи лет очень цепкая и наиболее возбудимая. Обучение же каллиграфии начинается тогда, когда все дефекты уже утвердились и физиологический период работы этого вида памяти уже миновал. При этом всем известно, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. И если при обучении письму какой-либо буквы у него не получается элемент, буква написана неверно, некрасиво, малыш начинает нервничать. А буква не получилась потому, что еще очень слабы мелкие мышцы ею пальцев и кисти рук. В этом случае полезны задания по штриховке предметов, как вид работы, укрепляющий мускульную силу кисти руки и пальцев. На занятиях используется деятельность в рабочих тетрадях, штриховка в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш, обведение по трафарету, по контуру раскрашивание, рисование и т. д.
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Взаимодействие с детьми и их родителями строится на принципах сотрудничества, содружества, сотворчества. Совместные мероприятия с родителями (участие в творческих и интеллектуальных конкурсах на разных уровнях, ежегодные выставки - отчеты о работе платной услуги) побуждают родителей проявлять интерес к деятельности ребенка.
Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, творческой самореализации детей, их участие в творческой жизни учреждения, в смотрах – конкурсах, фестивалях, детских концертах и других мероприятиях.
Данная Программа разработана для детей старшего возраста 6 -7 лет, реализуется на базе МАДОУ г. Нижневартовска детский сад № 38 «Домовёнок» (корпус 2). Группа включает 10 детей. Адаптационные занятия организуются на базе ДОУ и имеют следующую временную структуру: 1 комплексное занятие, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут. Занятия проводятся вне образовательной деятельности. Форма обучения очная. Срок реализации программы 1 учебный год.
2.2. Календарно-тематическое планирование
«По дороге к азбуке» (обучение грамоте и развитие речи) – 24 занятия, из них 2 занятия используется для диагностики. «Раз ступенька, два ступенька» (математика) – 24 занятия, из них 2 занятия используется для диагностики. «Волшебные строчки» (работа по укреплению мускульной силы руки и пальцев)- 24 занятия, из них 1 занятие используется для диагностики.
Раздел | № п/п | Тема занятия | Кол-во занятий |
По дороге к азбуке | 1 | Давайте познакомимся! | 1 |
2 | Умение выражать свои эмоции. | 1 | |
3 | Умение выражать свои мысли. | 1 | |
4 | Для чего мы говорим? Слово и предложение? | 1 | |
5 | Деление слов на слоги. Чистоговорки. | 2 | |
6 | Произношение звуков. Выделение звуков на слух. | 2 | |
7 | Различие на слух и произношение гласных и согласных звуков. | 4 | |
8 | Звуковой анализ слов. | 4 | |
9 | Звуки и буквы. | 2 | |
10 | Составление рассказов по опорным картинкам. | 1 | |
11 | Путешествие в сказку. | 1 | |
12 | Составление рассказов об эпизодах из жизни на заданную тему. | 2 | |
13 | Диагностические исследования | 2 | |
Итого: | 24 | ||
Раз ступенька, два ступенька | 1 | Представления об элементарных геометрических фигурах. Конструирование фигур из палочек. | 1 |
2 | Цифра и число: 1. Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт. | 2 | |
3 | Цифра и число: 2. Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами. | 2 | |
4 | Цифра и число: 3. Логические задания на развитие внимания, воображения | 2 | |
5 | Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, над, под). | 2 | |
6 | Цифра и число: 4. Составление фигур из частей и деление фигур на части. | 2 | |
7 | Цифра и число: 5. Взаимосвязь между целым и частью. | 2 | |
8 | Цифра и число: 6. Представление: один – много. | 2 | |
9 | Цифра и число: 7. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. | 2 | |
10 | Цифра и число: 8. Измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки. | 2 | |
11 | Цифра и число: 9. Конструирование фигур из палочек. | 2 | |
12 | Цифра и число: 10. Прямой и обратный счет в пределах 10. | 2 | |
13 | Обобщение и систематизация знаний детей. Диагностические исследования. | 1 | |
Итого | 24 | ||
Волшебные строчки | 1 | Школьные принадлежности. Знакомство с тетрадью в клетку. | 1 |
2 | Зрительно-пространственная ориентация на листе в клетку. Упражнения для развития мелкой моторики. | 2 | |
3 | Пальчиковые игры (проведение непрерывных, параллельных линий). | 2 | |
4 | Обведение сложного рисунка, не отрывая карандаш от бумаги. | 2 | |
5 | Штриховка. Упражнения для развития мелкой моторики. | 2 | |
6 | Виды штриховок (прямые, линии, точки, спирали). | 2 | |
7 | Копирование линий (прямых, волнистых и т. д.) | 2 | |
8 | Копирование изображений по клеткам и точкам | 2 | |
9 | Графические диктанты | 4 | |
10 | Работа с пластилином (лепка цифр и букв) | 2 | |
11 | Ориентировка на линованной бумаге | 2 | |
Итоговое | занятие | 1 | |
Итого | 24 | ||
Итого за год | 72 |
- Организационно-педагогические условия
3.1. Учебный план
Наименование платной услуги | Количество часов в неделю, длительность, возрастная группа | |
Старший дошкольный возраст | ||
Проведение занятий по развитию интеллектуальных способностей у детей «Развивайка» | 1 | |
Итого в неделю | 2 | 30 минут |
ИТОГО в год | 72 | 36 часов |
3.2. Расписание занятий
Дни недели | Старший дошкольный возраст |
Понедельник 11.45 – 12.15 | 30 минут |
Среда 11.45 – 12.15 |
|
3.3. Календарный учебный график
Темы | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
«По дороге к азбуке» | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
«Раз ступенька, два ступенька» | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
«Волшебные строчки» | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 |
Итоговое занятие | 1 | 1 | |||||||
Итого в месяц | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
ИТОГО в год | 72 занятия |
3.4. Программно - методическое обеспечение
№ | Наименование услуги | Наименование программы | На основании какой программы разработана, и кем утверждена, рекомендована |
1 | Проведение занятий по развитию интеллектуальных способностей у детей «Развивайка» | Программа ДПУ по проведения занятий с детьми, посещающие группу ОРН «Развивайка» | «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ |
«Математика — это интересно». Парциальная программа. ФГОС. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Полякова М. Н. |
- Материально – техническое обеспечение
Организация занятий осуществляется в кабинете, расположенном на 3 – ем этаже МАДОУ города Нижневартовска ДС № 38 «Домовёнок» / корпус II.
- Печатные пособия
- Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв).
- Наборы сюжетных (предметных) картинок.
- Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).
- Технические средства обучения
- Интерактивная доска с набором электронных таблиц, и картинок.
- Мультимедийный проектор
- Компьютер
- Экранно-звуковые пособия
- Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
- Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
- Слайды, соответствующие тематике программы.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
- Игры и игрушки
- Настольные развивающие игры (типа «Эрудит» и др.)
- Игровизор (развивающие игры Воскобовича)
- Оборудование
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбою.
- Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр.
- Мониторинг освоения детьми программного материала
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы
Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка педагог оценивает словесно и только положительно.
Для выявления уровня психического развития ребенка педагогом заполняется анкета. Перед ее заполнением следует провести наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им заданий на занятиях. Вопросы анкеты являются ориентирами для организации направленного наблюдения за детьми, а также для проведения дальнейшей образовательной работы (см. Приложение 1).
Формирование предпосылок УУД и предметных умений определяется с помощью диагностических методик (см. Приложение 2).
4.1. Требования к уровню подготовки воспитанников: с учётом возрастных особенностей
К концу учебного года (май) дети умеют:
Познавательные универсальные учебные действия (УУД):
- ориентироваться в тетрадях на печатной основе;
- находить ответы на вопросы на картинках, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы группы и воспитателя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
5. Контроль за реализацией программы:
№ | Направление контроля | Методы контроля | Дата проведения | Ответственные за контроль |
1 | Ведение документации | документальный | 1 в квартал | заведующий, педагог - организатор |
2 | Создание условий (материально-технические, программно-методические) для реализации программы | документальный | 1 в квартал | зам. зав. по образовательной работе |
3 | Уровень достижений воспитанников по реализации программы | мониторинг | январь-май | зам. зав. по образовательной работе |
4 | Удовлетворенность родителей (законных представителей) | анкетирование | январь | старший воспитатель |
5 | Проведение итоговых мероприятий по реализации программы |
| май | старший воспитатель |
- Механизм реализации программы «Развивайка»
- Координатор программы «Развивайка»:
1 | Разрабатывает в пределах своих полномочий нормативно правовые акты необходимые для реализации Программы «Развивайка» |
2 | Осуществляет отбор кадрового состава по оказанию платной образовательной услуги в МАДОУ |
3 | Осуществляет взаимодействие с родителями (законными представителями воспитанников) - оформление договоров |
- Организационно - методическое сопровождение программы «Развивайка» осуществляет заместитель заведующего по методической работе
1 | Осуществляет корректировку программы в соответствии с социальным заказом родителей |
2 | Подготавливает предложения по совершенствованию механизма реализации программы |
3 | Планирует повышение квалификации педагогов, работающих по программам дополнительного образования. |
4 | Оказывает помощь в методическом обеспечении по реализации программы дополнительного образования |
5 | Взаимодействует с родителями (законными представителями) воспитанников, и лицами их заменяющими. |
- Исполнителями программы «Развивайка» является воспитатель Хасанова Зилина Юнусовна
1 | Планирует, организует и проводит работу по программе «Развивайка» |
2 | Обеспечивает создание условий для полноценного и своевременного психологического развития комфорта детей. |
3 | Взаимодействует с родителями (законными представителями) воспитанников, и лицами их заменяющими. |
- Финансовое обеспечение программы «Развивайка»
1 | Анализирует эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы «Развивайка» |
2 | Осуществляет финансовые расчеты по выполненным мероприятиям за счет средств бюджета, внебюджета, спонсорской помощи |
3 | Осуществляет расчет заработной платы работникам, работающим по оказанию платной образовательной услуги в МАДОУ «Развивайка» |
Литература
- Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду».
- Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. Разработано в соответствии с ФГОС.
- Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
- «Обучение дошкольников грамоте» - Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова
- Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др.; науч. рук. Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2012.
- Подготовительные занятия к школе: рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград: Учитель, 2011.
- «Математика — это интересно». Парциальная программа. ФГОС. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Полякова М. Н. Парциальная программа и ее методическая реализация в условиях ДОУ представлена с учетом современных требований к организации познавательного развития детей. Пособие содержит игровые ситуации для детей от 2,5 до 7 лет, включающие игровой сюжет, описание игровой обстановки, познавательные задачи, методику вовлечения ребенка в деятельность по овладению сравнением, соотнесением, группировкой, упорядочиванием по заданным свойствам. Год издания 2015
- Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».
Приложение 1
Диагностика
Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе
Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Лучшее в школьной жизни — это каникулы.
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
9. Мне очень хочется в школу, т. к. мои друзья тоже идут в школу.
10. Если было бы можно, я бы еще в прошлом году пошел в школу.
Оценка результатов:
Высокий уровень - если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень - от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень - от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.
Приложение 2
Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций. Краткое исследование развития речевого слуха.
Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова. День-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка-миска, миска-миска.
Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги:
ПА - БА, ПА - ПА, БА – ПА. БА - БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ
СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.
Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА - ТА - КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.
А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь (порядок слов несколько раз изменяется):
ДОМ-ТОМ-КОМ. БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.
Оценка результатов:
высокий уровень - ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.
средний уровень - ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.
низкий уровень - ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.
Тест на уровень развития познавательной деятельности
Тест словаря
Предлагается 5 наборов слов. Выбрать 1 из них (или постепенно в разные дни с каждым набором) и задать ребенку инструкцию:
- Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь?
Далее поочередно предлагать слова из выбранного набора. При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.
Наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, молоток, книга, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.
Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла (за определение, близкое к научному).
1 балл - понимает значение слова, но словесно его выразить не может.
1,5 балла - может описать предмет словесно. 0 баллов - отсутствует понимание слова.
Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов
Средний уровень - 7-12 баллов
Высокий уровень - 12,5- 20 бал
Тест «Кругозор» оценка уровня развития познавательной деятельности
Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.
1. Назови свое имя, фамилию, отчество.
2. Назови фамилию, отчество родителей.
3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)
7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
9. Кем работают твои родители?
10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель?)
15. Зачем в школе нужен звонок, парта?
16. Ты сам хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц ты знаешь?
20. Кто больше, корова или коза?
21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?
СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ – 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.
ОЦЕНКА: каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.
Отдельно оцениваются следующие вопросы:
• 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например, мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)
• 8 вопрос – полный домашний адрес – 3 балла
• 15 вопрос – правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
• 16 вопрос – положительный ответ – 1 балл
• 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
• 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла
Оценка результатов:
Высокий уровень – 24-29 баллов
Средний уровень – 20-23,5 балла
Низкий уровень – от 19,5 и ниже
Тест «Нарисуй человека». Инструкция: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя». В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней. Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.
Тест «Повтори». Написать на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай».
Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же».
Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза. А также ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.
Тест «Круг»: предлагается на листе круг диаметром примерно 2,5 см (нарисованный циркулем)
Инструкция. Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки. Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца. Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе. Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания – не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.
Способность к построению речевого высказывания
- Ребенок активно использует речь в общении со сверстниками (объясняет правила, распределяет роли, задает вопросы):
а) почти всегда;
б) иногда;
в) редко.
- Ребенок с готовностью включается в речевое общение со взрослыми (рассказывает о прошедших событиях, комментирует собственные действия, пересказывает знакомые сказки и пр.):
а) почти всегда;
б) иногда;
в) редко.
- Ребенок использует грамматические формы:
а) правильно согласует слова в предложении;
б) иногда допускает ошибки в согласовании слов в роде, числе и падеже;
в) часто допускает нарушения в роде, числе и падеже
Диагностические методики
Здоровье и двигательная активность
Методика 1 направлена на выявление уровня развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями.
Материал. Листы бумаги в линейку (для каждого ребенка). Карандаши.
Инструкция к проведению. Возьмите в руки карандаши и посмотрите на лежащие перед вами листы бумаги. На них нарисованы полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведите прямые линии. Когда я скажу: «Начали!», возьмите в руки карандаши и начните рисовать прямые линии, а когда я скажу: «Стоп!» — закончите выполнять задание и отложите карандаши в сторону. Работайте быстро и внимательно.
На выполнение задания отводится 1 минута.
Оценка
3 балла — ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без обрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла — ребенок заполнил 6-9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл — ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).
Интерпретация
Оценка 3 балла свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности:
- правильно держит карандаш,
- свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним).
Оценка свидетельствует о развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, требование быстроты (ограничение времени)) и точности.
Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка данного возраста, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.
Оценка 2 балла свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Оценка 1 балл свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.
Способность к построению речевого высказывания
Методика 1 направлена на диагностику способности ребенка к построению высказывания.
Материал: карточки (по 6 шт. для каждого ребенка), на каждой из которых изображены семь предметных картинок (рис. 50-55). Карандаши.
Инструкция к проведению. Сейчас мы с вами будем записывать предложения, но только не буквами, а при помощи картинок. Я произнесу фразу, а вы подумайте, какими картинками можно обозначить слова в ней. Рядом с нужной картинкой в кружке поставьте галочку. Надо отметить столько картинок, сколько слов в предложении.
Первое задание является тренировочным и обсуждается вместе с детьми. Затем инструкция повторяется еще раз. Перед остальными заданиями она дается в сокращенном виде: «Отметьте картинки, обозначающие каждое слово этой фразы».
Предложения педагог произносит медленно, делая паузы между словами. Каждое предложение, повторяется дважды.
Задание 1. Девочка шьет платье. (Рис. 50.)
Задание 2. Щенка повезут домой. (Рис. 51.)
Задание 3. Мальчик ловит рыбу. (Рис. 52.)
Задание 4. Мама поливает цветы. (Рис. 53.)
Задание 5. Девочка поймала бабочку. (Рис. 54.)
Задание 6. Художник рисует фрукты. (Рис. 55.)
Оценка. Задание выполнено правильно, если каждому слову соответствуй отдельная картинка. Задание выполнено неправильно, если несколько слов обозначаются одной картинкой (например, высказывание «Мама поливает цветы» передается одной или двумя картинками); одно слово обозначается несколькими картинками.
3 балла — ребенок допустил ошибки только в одном задании.
2 балла — ребенок допустил ошибки в 2-3 заданиях.
1 балл — ребенок допустил ошибки в 4-5 заданиях.
Интерпретация
Оценку 3 балла получают дети, которые способны построить развернутое связное повествование, используя союзы, отражающие причинно-следственные и иные связи; могут дать развернутый пересказ текста, правильно используют в речи грамматические формы; обладают значительным словарным запасом.
Оценку 2 балла получают дети, которые способны построить высказывание, отражая в нем значимые моменты ситуации; передавать свои мысли; пересказывать текст, выделяя только ключевые моменты. Иногда они допускают неправильное согласование в роде, числе, падеже. Обладают достаточным словарным запасом.
Оценку 1 балл получают дети, которые с трудом строят связное повествование о произошедших событиях; не всегда могут передать свои мысли; при пересказе текстов опускают ключевые моменты; часто допускают неправильное согласование в роде, числе, падеже; обладают скудным словарным запасом.
Осведомленность в основных областях знаний
Методика 1 направлена на выявление знания чисел числового ряда в пределах 10.
Материал: карточки (для каждого ребенка) с изображенными на них точками (от 1 до 10) и цифрами: 2, 4, 5, 7 (рис. 56). Карандаши.
Инструкция к проведению: соедините цифры с соответствующим количеством точек.
Оценка
3 балла — ребенок правильно соединил все цифры с карточками.
2 балла — ребенок допустил 1 ошибку.
1 балл — ребенок допустил 2 и более ошибки.
Интерпретация
Оценку 3 балла получают дети, которые имеют четкие представления о числах.
Оценку 2 балла получают дети, которые имеют недостаточно четкие представления о числах.
Оценку 1 балл получают дети, слабо владеющие соотнесением числа и соответствующих ему объектов.
Методика 2 направлена на выявление уровня освоения детьми предлогов, выражающих пространственные отношения.
Материал: картинки (по 2 шт. для каждого ребенка) с изображением комнаты. Карандаши.
Инструкция к проведению
Задание 1. Педагог предлагает детям рассмотреть картинку и отметить крестиком те предметы, которые находятся слева от стола.
Задание 2. На второй картинке педагог предлагает детям отметить крестиком те предметы, которые находятся справа от стола.
Оценка
Оценка выполнения детьми данной методики строится на анализе результатов двух заданий.
3 балла — ребенок правильно отметил 3-4 предмета.
2 балла — ребенок правильно отметил 2 предмета.
1 балл — ребенок правильно отметил 1 предмет или все обозначил неверно.
Интерпретация
Оценку 3 балла получают дети, которые имеют четкие представления о расположении предметов в пространстве.
Оценку 2 балла получают дети, которые имеют недостаточно четкие представления о расположении предметов в пространстве.
Оценку 1 балл получают дети, недостаточно ориентирующиеся в пространственных отношениях.
Методика 3. Методика направлена на выявление уровня развития умения ориентироваться в звуковой стороне речи (выделение звуков в словах).
Материал. Карточки (для каждого ребенка) с изображением различных предметов. На одной нарисованы предметы, в названиях которых есть звук «ж» на другой — предметы, в названиях которых есть звук «ч». Карандаши.
Инструкция к проведению
Задание 1. Педагог вместе с детьми рассматривает картинки и предлагает: «Отметьте крестиком только те картинки, которые обозначают слова со звуком «ж».
Задание 2. Педагог вместе с детьми рассматривает картинки и предлагает: «Отметьте крестиком только те картинки, которые обозначают слова со звуком «ч».
Оценка выполнения детьми данной методики строится на анализе результатов двух заданий.
3 балла — ребенок правильно отметил 6 и более картинок.
2 балла — ребенок правильно отметил 3-5 картинок.
1 балл — ребенок правильно отметил менее 3 картинок.
Интерпретация
Оценку 3 балла получают дети, которые могут четко провести звуковой анализ слова.
Оценку 2 балла получают дети, которые неточно выполняют звуковой анализ слова.
Оценку 1 балл получают дети, испытывающие значительные трудности при проведении звукового анализа.
Методика 4. Методика направлена на выявление уровня развития умения ориентироваться в звуковой стороне речи (различение коротких и длинных слов).
Материал. Карточки (для каждого ребенка), где изображены самолет, лук, дом, жук, автобус и барабан. Карандаши.
Инструкция к проведению. Педагог вместе с детьми рассматривает картинки. Затем предлагает отметить крестиком картинки, которые обозначают короткие слова.
Оценка
3 балла — ребенок допустил не более 1 ошибки.
2 балла — ребенок сделал 2 ошибки.
1 балл – ребенок сделал более 3 ошибок.
Интерпретация
Оценку 3 балла получают дети, которые могут четко провести звуковой анализ слова.
Оценку 2 балла получают дети, которые неточно выполняют звуковой анализ слова.
Оценку 1 балл получают дети, испытывающие значительные трудности при проведении звукового анализа.
Литература Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...
Педагогический совет на тему: «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через игровую деятельность в формате ФГОС»
В данном материале представлен педсовет по теме «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через игровую деятельность в формате ФГОС». ...
Внедрение современных образовательных технологий для развития познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста в образовательный процесс
laquo;ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»Инновация &ndash...
Программа дополнительной платной услуги по развитию у детей интеллектуально-творческих способностей «Фиолетовый лес»
Программа по дополнительной платной услуге «Фиолетовый лес», разработана с учетом ФГОС ДО...
Мастер-класс «Круги Луллия – одно из средств развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей»
В современной педагогической практике всё больше используются устаревшие модифицированные пособия для детей дошкольного возпаста. Умение классифицировать – одна из составляю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...
Мастер-класс «Круги Луллия – одно из средств развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей»
Мастер-класс васкрывает значимость кругов Луллия в работе с детьми...