Тема углубленной работы " Развитие речи через театр"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Зеленина Елена Ивановна

Занимаюсь с детьми театрализованной деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 6»

Тема

« Развитие речи детей дошкольного возраста

посредством театрализованной деятельности»

составила:

                          воспитатель Зеленина Е.И.

2020 г.

Актуальность

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно –они удивляются и восхищаются все  меньше и меньше, интересы и однообразны: машинки, трансформеры, куклы Барби и Лол, игровые приставки, планшеты, телефоны. Как же разбудить их души, думаю поможет театрализованная игра.  Игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а требует творческой активности личности(внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умение держать себя в обществе.

Я решила работать над темой « художественно – речевая деятельность посредством театрализации». Нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – непременное условие всестороннего развития игры. Воспитательные возможности оказывают театрализованные игры. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль заставляет малыша изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованные игры заставляют ребенка сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на место персонажей и находить способы помощи. Театрализованная деятельность также формирует нравственные качества, так как любое произведение или сказка имеет нравственную направленность. Ребенок выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованные игры также помогают преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, робость. Мне необходимо было создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Родители включались в работу, помогали в изготовлении атрибутов и костюмов, принимали активное участие в театрализованных представлениях, играя роли вместе с детьми. Показали сказку всем детям нашего сада.

Начало было положено, у детей появился интерес к театрализованной деятельности, но как много нужно было сделать, чтобы театрализованная деятельность стала главным занятием, развлечением в нашей группе. Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть креативный потенциал каждого малыша, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков, определённых программой, с гораздо большей продуктивностью. Воспитателю следует с особой тщательностью подойти к выбору подходящих видов театрализованной деятельности, тем занятий и методике их проведения.

Цель:  развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. 
Задачи:
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
• совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
• обогащать и активизировать словарь;
• развивать диалогическую и монологическую речь;
• воспитывать гуманные чувства у детей.
Методы и приёмы организации театрализованной деятельности
Принципы проведения театрализованной деятельности:
наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);

- доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному);

-
 проблемность – направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций;

- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Методы работы по организации игр – драматизаций:
• метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

• 
метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

• метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Правила драматизации:

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием с детьми обсуждается, «проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Виды драматизации:
• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста; 
• инсценировки произведений; 
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. 
Методы работы:
• 
метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

 метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

 метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
ВЫВОД:
В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующее: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене,
 перевоплощаться и выражать свои мысли.

Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря, на развитие речевых способностей. П о результатам диагностики обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя увереннее, общаются доверчивее. В средней группе речь детей заметно улучшилась, они знают много стихов, сказок, умеют придумывать загадки, эмоционально и выразительно могут импровизировать с отдельно взятыми или предложенными им предметами. Таким образом я могу сказать, что основная часть детей умеет общаться друг с другом по поводу подготовки к театрализованной игре или игре - драматизации. Но есть  в группе ещё дети, которые из – за своих психологических особенностей бояться принимать участие в групповой деятельности. В таком случае использую кукольный театр, театр игрушек, настольный театр и тогда ребенку легче преодолеть неуверенность. Работу над темой « Художественно –речевая деятельность через театрализованные игры» буду продолжать, опираясь на возрастные особенности. Хочется обогатить их пока ещё небольшой опыт: дать знания о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. Мечтаю создать совместный с детьми родительский театр « Театр для всех».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество "

Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество"...

Сообщение из опыта работы «Развитие речи через использование универсального конструктора Г. Урадовских».

…Чтобы научиться говорить, надо говорить. .Р. Львов         Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с богатством языка: безграмотные выра...

Опыт работы «Развитие речи через театрализованную игру»

Основная цель современного педагога - разносторонне развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Организация театрализованной деятельности в детском саду помогает не тольк...

Тема углубленной работы " Развитие речи через театр"

Занимаюсь с детьми театрализованной деятельностью....

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры». Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружа...