Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный год
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа кружка
«Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный год
Воспитатель: Малахова Н.А
Пояснительная записка
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация движений - ключевые понятия для периода раннего возраста.
Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.
Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики.
Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.
Проблема по развитию мелкой моторики рук детей 2-4 лет не теряет своей актуальности. Поэтому есть необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук.
Актуальность данного направления прописана в ФГОС ДО и заключает в себе использование систематических упражнений как «организованного вида деятельности, способствующего развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей».
Данная программа составлена на основе:
- парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» Лыковой И. А.;
- учебно-методического пособия «Изобразительная деятельность в детском саду» Лыковой И. А.,
- методического пособия ЯнушкоЕ.А. «Рисование с детьми раннего возраста».
Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Основные задачи:
- Развить и укрепить мелкую моторику рук.
- Расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- Обучить некоторым приёмам нетрадиционных техник рисования.
- Создать развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности.
- Подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
Участники программы:
- Воспитатель
- Дети, посещающие группу в возрасте 2-4лет
- Родители
Программа реализуется в группах раннего возраста (2 – 4 лет).
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Программа реализуется через организацию изобразительной деятельности с подгруппами детей в режимных моментах в течение дня.
Сроки реализации Программы: 1 год.
Возрастные особенности мелко моторных навыков детей 2-4лет.
Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами (к возрасту 3 лет — тремя пальцами) и рисует ими простые линии и формы, проводит прямую линию, копирует круг, лепит из пластилина, нанизывает бусы на шнурок, листает книгу постранично, хорошо управляет указательными пальцами обеих рук, начинает осваивать ножницы.
Собирает пирамидку из восьми элементов, соблюдая размерность, строит башню из восьми кубиков, складывает сюжетные конструкции из кубиков (дом, мост, паровоз).
Расстегивает и застегивает пуговицы и молнии, липучки на одежде, пытается завязывать шнурки на ботинках; меняет одежду на кукле; осваивает кнопки на телефоне и клавиатуру компьютера; ловко управляется с ложкой, зубной щеткой, расческой.
Предполагаемые результаты освоения программы:
-динамика в развитии тонко моторных навыков;
-знакомство с нетрадиционными техниками рисования;
-получение практических навыков и умения рисовать пальчиками, губкой, используя штампы, ватные палочки и другие подручные материалы для изодеятельности;
-появление устойчивого интереса к разнообразным видам и способам рисования;
-обогащение словарного запаса детей.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Календарно-тематическое планирование
Время проведения | Тема занятия | Задачи | Техника нетрадиционного рисования |
сентябрь
| Цветные пальчики
| Познакомить детей с техникой рисование пальчиками; учиться опускать пальчик в краску, и наносить отпечаток на бумагу; учить пользоваться салфеткой. | Рисование пальчиками (по контуру)
|
Ягодки на тарелке | Продолжить знакомство с техникой рисования пальчиками; продолжить учить придавливать палец с краской к бумаге; закрепить знания и представления о цвете (красный). | ||
Сшили Тане сарафан | Продолжать формировать интерес к рисованию пальчиками; научить прижимать палец к бумаге и вести неотрывную линию; развивать чувство композиции. | ||
Разноцветные мячики | Развивать творческие способности через рисование пальчиками; развивать мелкую моторику пальцев рук. | ||
октябрь | Дождик, дождик пуще… | Закрепить умение рисовать пальчиками плотно прижимая подушечку пальца; закрепить знания и представления о цвете (синий). | Рисование пальчиками |
Листья желтые летят | Продолжать учить детей создавать композиции способом рисования пальчиками;правильно набирать краску и ставить отпечатки кончиком пальца; развивать чувство цвета и композиции. | ||
Рыбка | Закрепить умения рисовать пальчиками; развивать мышление. | ||
Веточка рябины | Развивать творческие способности через рисование пальчиками; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать чувство прекрасного. | ||
ноябрь | Цветные ладошки | Знакомить с новой техникой рисования;учить плотно прижимать всю ладонь к бумаге; развивать интерес к рисованию. | Рисование ладошками (коллективные работы) |
Веселые осьминожки | Развивать художественное воображение;учить плотно прижимать всю ладонь к бумаге; развивать координацию движений рук. | ||
Ежик | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками; учить плотно прижимать всю ладонь к бумаге; развивать чувство, композиции, воспитывать интерес к коллективному творчеству. | ||
Елка -колкие иголки | Закрепить технику рисования ладошками; оставлять отпечатки, опираясь всей ладонью; закрепить знания и представления о цвете (зеленый). | ||
декабрь | Снег идет | Знакомить с новой нетрадиционной техникой рисования- ватными палочками; научить правильно держать ватную палочку- вертикально; закрепить знания и представления о цвете (белый). | Рисование ватными палочками |
Горошины для петушка | Прививать аккуратность при работе с краской; закрепить умение правильно держать ватную палочку- вертикально; развитие речи, внимания. | ||
Узор на варежке | Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; учить удерживать тонкий предмет замкнутыми пальцами. | ||
Наряд для елки | Развивать творческие способности детей; развивать мелкую моторику пальцев рук. | ||
январь | Пушистые снежинки | Познакомить детей с техникой рисование поролоном; учиться обхватывать мягкий предмет не прикладывая силу; развивать интерес к окружающему. | Оттиск поролоном |
Перышки для цыплят | Закреплять умение рисовать поролоном; развивать моторику кистей рук. | ||
Колеса для паровоза | Развивать воображение, наблюдательность; закреплять умение держать мягкий предмет и наносить им краску; развивать чувство композиции. | ||
февраль | Мячики | Познакомить детей с техникой рисование оттиск пробкой; научиться обхватывать предмет, прилагая силу; раскрыть возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов. | Оттиск пробкой |
Варенье для Маши | Закреплять умение различать цвета; развивать моторику пальцев рук. | ||
Гусеница | Продолжать знакомство с техникой нетрадиционного изображения; закрепить навыки обхватывать толстый предмет прикладывая силу; развивать интерес к рисованию. | ||
Цветок для мамы | Закрепить умения рисовать нетрадиционным способом; воспитывать чувство прекрасного. | ||
март | Салют | Познакомить детей с рисованием методом тычка; научить держать кисть вертикально; закрепить умение ритмично наносить рисунок на всю поверхность листа. | Тычок жесткой полусухой кистью |
Веточка мимозы | Упражнять детей правильно наносить узор на бумагу; развивать моторику кистей рук. | ||
Мишка косолапый | Развивать творческие способности; упражнять в распределении силы удара кистью; закреплять умение различать цвета. | ||
Солнышко | Развивать чувство цвета и композиции; совершенствовать навыки собирать пальцы в кучку; развивать интерес к мышлению, окружающему. | ||
апрель | Первые листочки | Дать представление о технике рисования печатками; учиться держать предмет всеми подушечками пальцев; воспитывать интерес к окружающему. | Оттиск печатками из картофеля |
В подводном царстве | Развивать творческие способности и экспериментирование; плотно сжимать пальцы, удерживая предмет; раскрыть возможности использования в изобразительной деятельностиразличных предметов. | ||
Угощение для зайки | Развивать моторику пальцев и кистей рук; воспитывать отзывчивость и доброту. | ||
Звездное небо | Закрепить умение рисовать с помощью «штампования»; распределять силу на кончики пальцев; закрепить умение ритмично наносить рисунок на всю поверхность листа. | ||
май | Березки
| Совершенствовать умение детей изображать нетрадиционным способом;активизировать самостоятельность; развивать умение обхватывать мягкие предметы не прилагая силу. | Рисование поролоном |
Одуванчики | Совершенствовать возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов; развивать умение обхватывать твердые предметы прилагая силу; воспитывать любовь к природе. | Рисование пробкой | |
Платье для Маши | Совершенствовать умение детей изображать нетрадиционным способом; упражнять в распределении силы удара с кисти на кончики пальцев;знакомить детей прекрасным. | Тычок жесткой полусухой кистью | |
Башни | Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета;учиться держать предмет всеми подушечками пальцев;формировать вкус к композициям предметов. | Оттиск печатками из картофеля |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Формы организации Программы
Организованная работа с детьми ведется как занятия по интересам в рамках художественно - эстетического развития. Данная программа составлена на основе запроса педагога и родителей.
Группа разбивается на подгруппы из 10-11 детей в возрасте от 2-4лет.
Мероприятияпроводятся в течение учебного года 1 раз в неделю с сентября по май включительно.
Длительность каждого мероприятия рассчитана на 10 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013.
Направления работы | Содержание деятельности |
1. Работа с детьми | 1.Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера. 2.Чтение художественной литературы. 3.Знакомство с материалом для рисования. 4. Просмотр рисунков, выполненных в разных техниках рисования. 5.Пальчиковые игры, физкультминутки. 6. Организация выставки детских рисунков |
2.Сотрудничество с родителями | 1.Родительское собрание на тему «Использование нетрадиционного рисования» 2.Консультации по применению различных техник нетрадиционного рисования. 3.Помощь в приобретении материалов для рисования. 4.Участие в конкурсах рисунков, поделок, праздничных поздравлениях. 5. Организация выставок, совместных творческих работ. |
3.Материально- техническое обеспечение | 1. Организация предметно-развивающей среды (Центр ряжения, Центр изобразительной деятельности) 2. Материалы для занятий: альбомы для рисования, ватманы А4, гуашь, кисти широкие №5-10, цветной и белый картон, бумага цветная, восковые цветные карандаши, поролоновые губочки, пробки разной фактуры(прессованные из дерева, пластмассовые),картофельные штампы, мисочки для разведения гуаши, бумажные и влажные салфетки, клеенка. 3. Информационно-коммуникационное оснащение: DVDпроигрыватель, USBпроигрыватель , диски |
4. Методическое сопровождение | 1. Парциальная программа по художественно-эстетическому развитию детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» Лыкова И. А. 2.Учебно-методическое пособие«Изобразительная деятельность в детском саду» Лыкова И. А. 3. Методическое пособие «Рисование с детьми раннего возраста»Янушко Е.А. 4. Картотеки игр: на развитие художественного изображения, пальчиковых. 5. Буклет (памятка) по техникам нетрадиционного рисования. 6.Методический альбом образцов по техникам нетрадиционного рисования. 7. Консультационный материал для родителей, педагогов. |
Оценка результатов деятельности
Для оценки уровня развитие мелкой моторики детей младшегодошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования использовались диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, предложенные учеными ОзерецкимН.О. и Гуревичем Н.И. в своей книге «Психомоторика».
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Давыдова Г. И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва Издательство Скрипторий, 2008 .
2 . Комарова Т.С.Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет .-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 .
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.Первая младшая группа.(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир» , 2014
4. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7лет в изобразительной деятельности- М .: ИД «Цветной мир» , 2015
5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.
6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
7. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
8.Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
9.Янушко.ЕА«Рисование с детьми раннего возраста»- М.: Мозаика -Синтез, 2006г.
Приложение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.docx | 52.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад «Солнышко»
_________А.Г. Ликольд «____»________
Рабочая программа кружка
«Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный год
Воспитатель: Малахова Н.А
2020 г.
Список детей.
- Гуренко Анастасия
- Гульцев Илья
- Ермоленко Руслан
- Жирков Алеша
- Калиманов Сергей
- Попов Василий
- Рябухина Елизавета
- Самсонова Екатерина
- Сотникова Софья
- Тормосина Виктория
- Чернышова Диана
- Швец Анастасия
- Юмогулова Василиса
График кружка.
Среда в 16.00
Пояснительная записка
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация движений - ключевые понятия для периода раннего возраста.
Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.
Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики.
Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.
Проблема по развитию мелкой моторики рук детей 2-4 лет не теряет своей актуальности. Поэтому есть необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук.
Актуальность данного направления прописана в ФГОС ДО и заключает в себе использование систематических упражнений как «организованного вида деятельности, способствующего развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей».
Данная программа составлена на основе:
- парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» Лыковой И. А.;
- учебно-методического пособия «Изобразительная деятельность в детском саду» Лыковой И. А.,
- методического пособия ЯнушкоЕ.А. «Рисование с детьми раннего возраста».
Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Основные задачи:
- Развить и укрепить мелкую моторику рук.
- Расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- Обучить некоторым приёмам нетрадиционных техник рисования.
- Создать развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности.
- Подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
Участники программы:
- Воспитатель
- Дети, посещающие группу в возрасте 2-4лет
- Родители
Программа реализуется в группах раннего возраста (2 – 4 лет).
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Программа реализуется через организацию изобразительной деятельности с подгруппами детей в режимных моментах в течение дня.
Сроки реализации Программы: 1 год.
Возрастные особенности мелко моторных навыков детей 2-4лет.
Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами (к возрасту 3 лет — тремя пальцами) и рисует ими простые линии и формы, проводит прямую линию, копирует круг, лепит из пластилина, нанизывает бусы на шнурок, листает книгу постранично, хорошо управляет указательными пальцами обеих рук, начинает осваивать ножницы.
Собирает пирамидку из восьми элементов, соблюдая размерность, строит башню из восьми кубиков, складывает сюжетные конструкции из кубиков (дом, мост, паровоз).
Расстегивает и застегивает пуговицы и молнии, липучки на одежде, пытается завязывать шнурки на ботинках; меняет одежду на кукле; осваивает кнопки на телефоне и клавиатуру компьютера; ловко управляется с ложкой, зубной щеткой, расческой.
Предполагаемые результаты освоения программы:
-динамика в развитии тонко моторных навыков;
-знакомство с нетрадиционными техниками рисования;
-получение практических навыков и умения рисовать пальчиками, губкой, используя штампы, ватные палочки и другие подручные материалы для изодеятельности;
-появление устойчивого интереса к разнообразным видам и способам рисования;
-обогащение словарного запаса детей.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Календарно-тематическое планирование
Время проведения | Тема занятия | Задачи | Техника нетрадиционного рисования |
сентябрь | Цветные пальчики | Познакомить детей с техникой рисование пальчиками; учиться опускать пальчик в краску, и наносить отпечаток на бумагу; учить пользоваться салфеткой. | Рисование пальчиками (по контуру) |
Ягодки на тарелке | Продолжить знакомство с техникой рисования пальчиками; продолжить учить придавливать палец с краской к бумаге; закрепить знания и представления о цвете (красный). | ||
Сшили Тане сарафан | Продолжать формировать интерес к рисованию пальчиками; научить прижимать палец к бумаге и вести неотрывную линию; развивать чувство композиции. | ||
Разноцветные мячики | Развивать творческие способности через рисование пальчиками; развивать мелкую моторику пальцев рук. | ||
октябрь | Дождик, дождик пуще… | Закрепить умение рисовать пальчиками плотно прижимая подушечку пальца; закрепить знания и представления о цвете (синий). | Рисование пальчиками |
Листья желтые летят | Продолжать учить детей создавать композиции способом рисования пальчиками;правильно набирать краску и ставить отпечатки кончиком пальца; развивать чувство цвета и композиции. | ||
Рыбка | Закрепить умения рисовать пальчиками; развивать мышление. | ||
Веточка рябины | Развивать творческие способности через рисование пальчиками; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать чувство прекрасного. | ||
ноябрь | Цветные ладошки | Знакомить с новой техникой рисования;учить плотно прижимать всю ладонь к бумаге; развивать интерес к рисованию. | Рисование ладошками (коллективные работы) |
Веселые осьминожки | Развивать художественное воображение;учить плотно прижимать всю ладонь к бумаге; развивать координацию движений рук. | ||
Ежик | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками; учить плотно прижимать всю ладонь к бумаге; развивать чувство, композиции, воспитывать интерес к коллективному творчеству. | ||
Елка -колкие иголки | Закрепить технику рисования ладошками; оставлять отпечатки, опираясь всей ладонью; закрепить знания и представления о цвете (зеленый). | ||
декабрь | Снег идет | Знакомить с новой нетрадиционной техникой рисования- ватными палочками; научить правильно держать ватную палочку- вертикально; закрепить знания и представления о цвете (белый). | Рисование ватными палочками |
Горошины для петушка | Прививать аккуратность при работе с краской; закрепить умение правильно держать ватную палочку- вертикально; развитие речи, внимания. | ||
Узор на варежке | Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; учить удерживать тонкий предмет замкнутыми пальцами. | ||
Наряд для елки | Развивать творческие способности детей; развивать мелкую моторику пальцев рук. | ||
январь | Пушистые снежинки | Познакомить детей с техникой рисование поролоном; учиться обхватывать мягкий предмет не прикладывая силу; развивать интерес к окружающему. | Оттиск поролоном |
Перышки для цыплят | Закреплять умение рисовать поролоном; развивать моторику кистей рук. | ||
Колеса для паровоза | Развивать воображение, наблюдательность; закреплять умение держать мягкий предмет и наносить им краску; развивать чувство композиции. | ||
февраль | Мячики | Познакомить детей с техникой рисование оттиск пробкой; научиться обхватывать предмет, прилагая силу; раскрыть возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов. | Оттиск пробкой |
Варенье для Маши | Закреплять умение различать цвета; развивать моторику пальцев рук. | ||
Гусеница | Продолжать знакомство с техникой нетрадиционного изображения; закрепить навыки обхватывать толстый предмет прикладывая силу; развивать интерес к рисованию. | ||
Цветок для мамы | Закрепить умения рисовать нетрадиционным способом; воспитывать чувство прекрасного. | ||
март | Салют | Познакомить детей с рисованием методом тычка; научить держать кисть вертикально; закрепить умение ритмично наносить рисунок на всю поверхность листа. | Тычок жесткой полусухой кистью |
Веточка мимозы | Упражнять детей правильно наносить узор на бумагу; развивать моторику кистей рук. | ||
Мишка косолапый | Развивать творческие способности; упражнять в распределении силы удара кистью; закреплять умение различать цвета. | ||
Солнышко | Развивать чувство цвета и композиции; совершенствовать навыки собирать пальцы в кучку; развивать интерес к мышлению, окружающему. | ||
апрель | Первые листочки | Дать представление о технике рисования печатками; учиться держать предмет всеми подушечками пальцев; воспитывать интерес к окружающему. | Оттиск печатками из картофеля |
В подводном царстве | Развивать творческие способности и экспериментирование; плотно сжимать пальцы, удерживая предмет; раскрыть возможности использования в изобразительной деятельностиразличных предметов. | ||
Угощение для зайки | Развивать моторику пальцев и кистей рук; воспитывать отзывчивость и доброту. | ||
Звездное небо | Закрепить умение рисовать с помощью «штампования»; распределять силу на кончики пальцев; закрепить умение ритмично наносить рисунок на всю поверхность листа. | ||
май | Березки | Совершенствовать умение детей изображать нетрадиционным способом;активизировать самостоятельность; развивать умение обхватывать мягкие предметы не прилагая силу. | Рисование поролоном |
Одуванчики | Совершенствовать возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов; развивать умение обхватывать твердые предметы прилагая силу; воспитывать любовь к природе. | Рисование пробкой | |
Платье для Маши | Совершенствовать умение детей изображать нетрадиционным способом; упражнять в распределении силы удара с кисти на кончики пальцев;знакомить детей прекрасным. | Тычок жесткой полусухой кистью | |
Башни | Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета;учиться держать предмет всеми подушечками пальцев;формировать вкус к композициям предметов. | Оттиск печатками из картофеля |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Формы организации Программы
Организованная работа с детьми ведется как занятия по интересам в рамках художественно - эстетического развития. Данная программа составлена на основе запроса педагога и родителей.
Группа разбивается на подгруппы из 10-11 детей в возрасте от 2-4лет.
Мероприятияпроводятся в течение учебного года 1 раз в неделю с сентября по май включительно.
Длительность каждого мероприятия рассчитана на 10 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013.
Направления работы | Содержание деятельности |
1. Работа с детьми | 1.Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера. 2.Чтение художественной литературы. 3.Знакомство с материалом для рисования. 4. Просмотр рисунков, выполненных в разных техниках рисования. 5.Пальчиковые игры, физкультминутки. 6. Организация выставки детских рисунков |
2.Сотрудничество с родителями | 1.Родительское собрание на тему «Использование нетрадиционного рисования» 2.Консультации по применению различных техник нетрадиционного рисования. 3.Помощь в приобретении материалов для рисования. 4.Участие в конкурсах рисунков, поделок, праздничных поздравлениях. 5. Организация выставок, совместных творческих работ. |
3.Материально- техническое обеспечение | 1. Организация предметно-развивающей среды (Центр ряжения, Центр изобразительной деятельности) 2. Материалы для занятий: альбомы для рисования, ватманы А4, гуашь, кисти широкие №5-10, цветной и белый картон, бумага цветная, восковые цветные карандаши, поролоновые губочки, пробки разной фактуры(прессованные из дерева, пластмассовые),картофельные штампы, мисочки для разведения гуаши, бумажные и влажные салфетки, клеенка. 3. Информационно-коммуникационное оснащение: DVDпроигрыватель, USBпроигрыватель , диски |
4. Методическое сопровождение | 1. Парциальная программа по художественно-эстетическому развитию детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» Лыкова И. А. 2.Учебно-методическое пособие«Изобразительная деятельность в детском саду» Лыкова И. А. 3. Методическое пособие «Рисование с детьми раннего возраста»Янушко Е.А. 4. Картотеки игр: на развитие художественного изображения, пальчиковых. 5. Буклет (памятка) по техникам нетрадиционного рисования. 6.Методический альбом образцов по техникам нетрадиционного рисования. 7. Консультационный материал для родителей, педагогов. |
Оценка результатов деятельности
Для оценки уровня развитие мелкой моторики детей младшегодошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования использовались диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, предложенные учеными ОзерецкимН.О. и Гуревичем Н.И. в своей книге «Психомоторика».
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Давыдова Г. И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва Издательство Скрипторий, 2008 .
2 . Комарова Т.С.Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет .-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 .
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.Первая младшая группа.(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир» , 2014
4. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7лет в изобразительной деятельности- М .: ИД «Цветной мир» , 2015
5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.
6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
7. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
8.Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
9.Янушко.ЕА«Рисование с детьми раннего возраста»- М.: Мозаика -Синтез, 2006г.
Приложение
«Карта мониторинга для исследования уровня развития мелкой моторики у детей раннего возраста».
Фамилия Имя ребенка | Задание № 1 | Задание № 2 балл | Задание № 3 | Итого количество баллов |
1. | ||||
2. | ||||
3. |
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:
Задание № 1
Выполнение по зрительному образцу:
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
· 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.
Задание № 2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:
· с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
· открыть глаза - повтор движений.
Задание №3
Перенос позы с выключением зрительного анализатора:
· Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").
Оценка результата воспитателем.
( + ) - 0 баллов – ребенок не справился с заданием.
( - ) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.
( =) – 1 балл – ребенок справился с заданием.
По итогам выполнения задания баллы суммируются и соотносятся с конкретным уровнем развития мелкой моторики рук:
2,5-3 балла – высокий уровень развития мелкой моторики рук,
1,5-2 баллов – средний уровень развития мелкой моторики рук,
0-1 балл – низкий уровень развития.
Оценка результатов с точки зрения психологии.
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)
Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная.
2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально.
Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.
3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует.
Оценка: односторонняя пространственная агнозия.
4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.
Оценка: инертность движений (лобные доли).
5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие).
Оценка: нарушение кинестетической основы движения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования с участием родителей и детей раннего возраста «Забавные отпечатки»
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятел...
Нетрадиционные техники рисования, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей дума...
«Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Нестандартные способы рисования всегда проходят весело, эмоционально и креативно. Результат такого творчества получается красивым и необычным, даже если у ребенка нет художественных нав...
Рабочая программа кружка "Нетрадиционные техники рисования для детей1.5 -3 лет"
Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2021 –2022 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА» дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА» дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста...
Нетрадиционные техники рисования, как средство всестороннего развития детей раннего возраста
Нетрадиционные техники рисования, как средство всестороннего развития детей раннего возраста ...