Рабочая программа "Цветные ступеньки" средняя группа
рабочая программа (средняя группа)

Шишкина Екатерина Евгеньевна

Рабочая программа

 

по художественно-эстетическому развитию

                               детей средней группы

с 4 до 5 лет

                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx48.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное Образовательное  учреждение

«Детскийсад общеразвивающего  вида № 29 «Солнышко» г. Сольвычегодск

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

___________Е.В.Абакумова

Приказ от _______2020г. № ____

М.П.

    ПРИНЯТО

    Протокол педагогического совета

    № __  от ___________2020г.

    Сольвычегодск 2020г.

Рабочая программа

по художественно-эстетическому развитию

                               детей средней группы

с 4 до 5 лет

                «Нетрадиционные техники рисования»

Воспитатель:

Шишкина

Екатерина Евгеньевна

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

1. 2  Особенности программы кружковой работы.

1.3. Цель программы.

1.4. Участники программы.

1.5. Реализация программы.

1.6. Возрастные особенности мелкомоторных навыков детей  4-5  лет.

1.7. Ожидаемый результат работы кружка.

2.Содержательный раздел

2.1. Реализации межпредметных связей.

2.2  Структура кружка.

2.3  Методы и приемы.

2.4  Нетрадиционные художественные техники.

2.5  Направления работы.  

2.6  Форма подведения итогов.

2.7  Сотрудничество с родителями.

3.Организационный раздел

3.1 Формы организации программы.

3.2 Диагностика.

3.3 Материально- техническое обеспечение.

3.4 Список литературы.

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1 Пояснительная  записка

          Мир ребенка эмоциональный и красочный. В ребенке уже заложено стремление узнавать и создавать. И не для кого не секрет, что дети любят рисовать. Рисование является одним из самых осязаемых видов художественной деятельности. Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное находится рядом с человеком. И чем разнообразней детская деятельность, тем успешней идет развитие ребенка.

        Творческая личность – одна из важных задач педагогики на современном этапе. Развитие начинается в дошкольном возрасте. Сухомлин В.А. говорил: «Истоки способностей дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питается источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

        Все дети талантливы, поэтому нужно развивать талант и дать проявлять их на практике, в реальной жизни.

        Эффективным средством ее решения в дошкольном возрасте является изобразительное творчество с помощью нетрадиционной техникой.

        Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Оригинальное рисование без кисточки и карандашами распаковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, характер их настроение.

        Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность. И мы должны пробудить в ребенке веру в себя, в свои способности, в веру в то, что он пришел в этот мир приносить людям радость, творить добро.

1. 2  Особенности программы кружковой работы.

Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.

Для создания выразительного художественного образа использовали рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придавали материалу, которым дети могут рисовать: палочка с ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т.д.

1.3  Цель кружка:  

Цель:  Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных методов рисования.

     Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с новыми способами и приемами нетрадиционных техник рисования.
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук (координацию движения руки и глаз)

Развивающие:

  • Формировать творческое мышление, интерес к художественному творчеству.
  • Развивать фантазию, воображение, художественный вкус.
  • Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы,

Воспитательные:

  • Воспитывать внимание , аккуратность.
  • Воспитывать трудолюбие, начатое дело доводить до конца.

1.4  Участники программы:

● Воспитатель

● Дети, посещающие группу в возрасте 4-5 лет.

● Родители

1.5  Реализация программы

Программа реализуется в  средней группе  (4-5 лет).

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Программа реализуется через организацию изобразительной деятельности с подгруппами детей в режимных моментах в течение дня.

Сроки реализации Программы:  1 год.

1. 6  Возрастные особенности мелкомоторных навыков детей  4-5 лет.

1.  Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами

2.  Стучит предметом о предмет.

3.  Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.

4.  Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.

5.  Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.

6.  По аналогии строит мостик из 3 кубиков.

7.  Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.

8.  Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.

9.  Перерисовывает крестик, круг, квадрат.

10.  Рисует человечка с не менее, чем 3 элементами.

1.7 Ожидаемый результат работы кружка:

  • Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
  • Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
  • Организация выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в выставках и конкурсах в течение года

2. Содержательный раздел 

2.1  Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

«Развитие речи». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в процессе рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

 «Ознакомление с окружающим». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

 «Сенсорное воспитание». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

 «Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

«Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

2.2 Структура кружка

Структура кружка  может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части:

-вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;

-основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка

-заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).

2.3  Методы и приемы:

Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.

Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.

Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.

Исследовательский: самостоятельная работа детей.

2.4  Нетрадиционные художественные техники

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками : ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .

- Рисование ватными палочками: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

-Оттиск смятой бумагой: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

-Восковые мелки + акварель: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

-Отпечатки листьев: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка.

-Печать по трафарету: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета.

-Монотипия предметная: Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

2.5  Направления работы:               

1.Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.

2.Чтение художественной литературы.

3.Знакомство с материалом для рисования.

4. Просмотр рисунков, выполненных в разных техниках рисования.

5.Пальчиковые игры, физкультминутки.

6. Организация выставки детских рисунков

2. 6  Форма подведения итогов:

       - выставка детских работ;

       - фотоальбом детских рисунков.

       - презентация- отчёт по работе кружка

2. 7  Сотрудничество с родителями:        

1.Родительское собрание на тему «Использование нетрадиционного рисования»

2.Консультации по применению различных техник нетрадиционного рисования.

3.Помощь в приобретении материалов для рисования.

4.Участие в конкурсах рисунков, поделок, праздничных поздравлениях.

5. Организация выставок, совместных творческих работ.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Формы организации Программы

Организованная работа с детьми ведется  как занятия по интересам в рамках художественно -эстетического развития. Данная программа составлена на основе запроса педагога и родителей.

Группа разбивается на подгруппы из 5  детей в возрасте от 4-5 лет.

Мероприятияпроводятся в течение учебного года 1 раз в неделю  с сентября по май включительно.

Длительность каждого мероприятия рассчитана на 20 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013.

Во время занятий предполагаются различные упражнения, физкульт минутки,  игровые задания. Информационный материал небольшой по объёму, интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы.

Расписание кружка:  

Время кружка

День кружка

20 мин.

Среда 15.20

 Объём учебной нагрузки:

Организованная деятельность

Количество

В неделю по времени

В месяц по времени

Кружок «цветные ступеньки»

1 раз в неделю

20 мин

1 час 20 мин

Спиок детей (приложение 1)

3.2 Диагностика

Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений.

Ф.И.

Знание видов нетрадиционного рисования

Уровень творческих способностей

Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

  • Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок  не проявляет интерес и желание знакомиться со всеми направленности и особенностями  нетрадиционного рисования.  
  • Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок проявляет интерес и потребность в общении с произведениями нетрадиционного рисования. Самостоятельно различает их особенности и виды.
  • Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок проявляет постоянный интерес, знает особенности нетрадиционного рисования, их эстетическую направленность, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним.

3.3  Материально- техническое обеспечение        

1. Организация предметно-развивающей среды (Центр ряжения,  Центр изобразительной деятельности)

2. Материалы для занятий: альбомы для рисования, ватманы А4, гуашь (красная , синяя, жёлтая, белая, зелёная),  кисти широкие №5-10, цветной и белый  картон, бумага цветная,  поролоновые губочки, пробки разной фактуры(прессованные из дерева, пластмассовые),картофельные штампы, мисочки для разведения гуаши, ватные палочки, бумажные и влажные салфетки, клеенка.

3. Информационно-коммуникационное оснащение: DVDпроигрыватель, USBпроигрыватель , диски

3.4 Список литературы:

1. Давыдова Г. И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва Издательство Скрипторий,  2008 .

2 . Комарова Т.С.Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет .-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 .

3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.Первая младшая группа.(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир» , 2014

4. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7лет в изобразительной деятельности- М .: ИД «Цветной мир» , 2015

5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.

6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.

 Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

7. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.

8.Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г

Приложение 1

Список детей:

Артём Абакумов

Максим Селянин

Иванна Терехова

Ктя Южакова

Миша Заварин

Матвей Дубровин

Дарина Соболева

Максим Кожевников

Вова Кузнецов

Костя Захаров

Календарно-тематическое планирование

Время проведения

Тема занятия

Задачи

Техника нетрадиционного рисования

Сентябрь

Диагностика

Проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений.

«Яблочный компот»

Продолжать учить штамповать крышками

Штампование крышками

«Подсолнух».

Учить рисовать подсолнух методом тычка ватной палочкой.

Рисование ватными палочками

«Осеннее дерево»

Учить передавать образ осеннего дерева используя метод тычка жёсткой кистью.

Рисование тычком жёсткой кистью

октябрь

«Волшебные листья»

Учить детей новой технике печатание листьями,  создавать рисунки путем прикладывания листьев

Печатание листьями

«Яблоня»

 Продолжать учить детей в технике мятой бумаги и пальчиком.

Рисование мятой бумагой, пальчиком

«Ветка рябины»

Развивать творческие способности через рисование пальчиками, печать по трафарету.

Рисование пальчиком, печать по трафарету

«Осенний листочек»

Продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками

Рисование ватными палочками

ноябрь

«Моя любимая рыбка»

Закрепить умение рисовать ладошкой плотно прижимая всю ладошку к листку;

Рисование ладошкой

«Цветные картинки»

Познакомить детей с новой техникой рисования акварель + восковые мелки, учить выполнять рисунок в данной технике.

Акварель + восковые мелки

«Цветы для мамы»

Познакомить с новым способом рисования-вилкой.  Учить дорисовывать детали пальчиком

Рисование вилкой, пальчиками

«Кактус»

Продолжать знакомить со способом рисования-вилкой.

Рисование вилкой

Декабрь

«Снежинки»

 

Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования акварель + восковые мелки.

Акварель + восковые мелки

«Ночное небо»

Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования акварель + восковые мелки.

Акварель + восковые мелки

«Снегири»

Продолжать учить детей рисовать с помощью ладошки птиц.

Рисование ладошкой

«Ёлочки»

Совершенствовать умения детей рисованию губкой

Рисование губкой в форме ёлочек.

Январь

«Снеговик»

Продолжать учить детей в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью.

Рисование способом тычка.

«Белый медведь»

Совершенствовать умения детей рисованию губкой по трафарету.

Трафаретное рисование губкой

«Зайчик»

Продолжать учиить рисовать ватными палочками, по контуру.

Рисование ватными палочками

февраль

«Сова»

Продолжать учить детей рисовать в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью.

Рисование тычком жёсткой кистью

«Зима»

Продолжать учить детей рисовать способом оттиск смятой бумагой

Рисование мятой бумагой

«Самолёт»

Развивать творческие способности через рисование ватными палочками и мятой бумагой.

Рисование ватными палочками и мятой бумагой.

«Плюшевый медвежонок»

Совершенствовать умения детей рисованию губкой

Трафаретное рисование губкой 

Март

«Мимоза для мамы»

Прродолжать учить рисовать мятой бумагой. Развивать чувство композиции.

Рисование мятой бумагой 

«Солнышко»

Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования акварель + восковые мелки. 

Акварель + восковые мелки

«Цветы в вазе»

Продолжать учиить рисовать ватными палочками. Развивать чувство композиции.

Рисование ватными палочками

«В зоопарке»

Продолжать учить детей в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью.

Тычок жёсткой полусухой кистью

Апрель

«Слоник»

Совершенствовать умения детей рисованию губкой

Трафаретное рисование губкой

«Ракета»

Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования акварель + восковые мелки. 

Акварель + восковые мелки

«Ёжик в травке»

Продолжать знакомить со способом рисования-вилкой.

Рисование вилкой (ёжик)

«Ёжик в травке»

(продолжение)

Продолжать знакомить со способом рисования-вилкой.

Рисование вилкой

(травка, солнышко)

Май

Желтый одуванчик

Учить детей в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью.

Рисование тычком жёсткой кистью

«Бабочка-красавица»

Познакомить с техникой монотипии. Учить создавать образ бабочки.

Монотипия

         Улитка

Продолжать учиить рисовать ватными палочками

Рисование ватными палочками

Цветочная полянка

Учить состовлять цветочную композицию пальчиком.

Рисование пальчиками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы № 12. Средняя группа

РАБОЧАЯУЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы ОРН № 12...

Рабочая программа воспитателя группы по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год для детей группы раннего возраста (1,5-3года)

Программа для детей  группы раннего возраста обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной группы «Ягодки» структурного подразделения -дошкольные группы МБОУ «Лицей №17» (от 6 до 7 лет)

В пособии представлена модель рабочей  программы  деятельности воспитателя,разработанная по премерной основной общеобразовательной программе"От рождения до школы" для подготовитель...

Рабочая программа разновозрастной группы (5-7 лет)группы "Родничок"

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:- Федерального закона от 29.12.2012. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...