ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
статья

Некрасова Наталья Викторовна

В связи с масштабными изменениями в системе дошкольного образования перед педагогами ДОУ поставлена задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто дать знания, а создать условия  для развития у ребенка  инициативности, познавательного интереса  и творческих способностей для решения различных жизненных ситуаций [1].

Через внедрение современных педагогических технологий осуществляется и преемственность дошкольного и начального школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agoshkova_v.f._nekrasova_n.v._-_statya.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

В.Ф. Агошкова

 воспитатель

                                                         Н.В.Некрасова

воспитатель

                                                         МДОУ  «ЦРР – д/с №8 «Золотая рыбка»

г.Валуйки, Белгородская область

agoshkova.valia@yandex.ru

Nekrasova-2017@bk.ru

В связи с масштабными изменениями в системе дошкольного образования перед педагогами ДОУ поставлена задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто дать знания, а создать условия  для развития у ребенка  инициативности, познавательного интереса  и творческих способностей для решения различных жизненных ситуаций [1].

Через внедрение современных педагогических технологий осуществляется и преемственность дошкольного и начального школьного обучения.

Решая поставленные задачи по формированию навыков дорожной безопасности  детей старшего дошкольного возраста, педагоги МДОУ «ЦРР – д/с №8 «Золотая рыбка» используют современные инновационные технологии, которые не только формируют положительную мотивацию к дальнейшему обучению, но и увлекательны для детей. Интерактивная кейс-технология, используемая педагогами является одной из таких технологий. . Она направлена  на краткосрочное  обучение на основе реальных или вымышленных ситуаций, позволяющая  взаимодействовать всем субъектам образовательного процесса, включая педагога,  и  направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых личностных качеств и умений у воспитанников. [2].  Её основной  задачей является развитие способностей видеть предложенные  проблемы, находить пути их решения,  работать с информацией, формирование потребностей работать  в команде, анализировать, делать прогнозы. 

Эта технология представляет собой множество методов анализа ситуации, позволяющих    приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других. Многие хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста:

  • метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения;  кейс-иллюстрации; фото-кейсы; кейс-стади; );
  • метод инцидента;
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • метод игрового проектирования;
  • метод дискуссии.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста наиболее  актуален  метод ситуативного анализа (кейс-стади), который и выбрали педагоги для обучения детей правилам дорожной безопасности.  Он способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. Его многократное применение у дошкольников  вырабатывает устойчивый навык решения практических задач.

При работе с кейсом нужно придерживаться следующих этапов:

  1. Подготовительный.
  2.  Введение в ситуацию. Акцентирование  внимания детей. Вместе с педагогом старшие дошкольники находят проблему, выделяют целевой ориентир. Дети самостоятельно осмысливают цель поиска.
  3. Взрослый стимулирует воспитанников с помощью наиболее существенных вопросов, удерживает эмоциональный опыт детей. Во время познавательной деятельности детей, воспитатель регулирует процесс.
  4. Процесс принятия решений. Воспитатель побуждает детей принять участие в процедуре создания плана действий. На данном этапе дети учатся логически рассуждать.
  5. Оценочно-рефлексивный процесс. Дети предлагают свои версии, рассуждают, закрепляют полученные знания.

Для лучшего понимания метода кейс - стади приведем несколько примеров.

Продолжением экскурсии с детьми старшей группы к  месту   конечной остановки маршрутного такси с целью повторения  правил  культурного поведения пассажиров в общественном транспорте стало обсуждение дорожных ситуаций, представленных кейсами – иллюстрациями с участием пассажиров: не пристёгивание ремней безопасности, нарушение правил входа и выхода пассажиров на остановке, поведения  в транспорте. С целью решения проблемных ошибок, допущенных пассажирами,  дети выработали совместно новые правила и знаки для их обозначения, которые впоследствии  были вручены водителям маршрутного такси. Некоторые дети  придумывали кейс - иллюстрации сами, а другие  вместе со своей семьёй. Их мы предложили для решения детям другой группы. Так же были сделаны книжки – малышки для детей младших  групп: «ПДД мы изучаем - правила не нарушаем», «Малыши – пешеходы и пассажиры».

Фотомоделирование с участием самих детей вызывало у них особый интерес.

Над фото-кейсом, кейсом-иллюстрацией проводилась работа по следующему алгоритму:

1 этап. Знакомство с  фотографией  или иллюстрацией, на котором совместно с детьми формулировалась проблема.

Ситуация: Мальчик переходит перекрёсток по пешеходному  переходу, не учитывая сигнал светофора, машин на дороге нет.

2 этап.   Вопросы для проведения «мозгового штурма»:

  • Что мальчик не учёл?
  • Правильно ли он поступил?
  • Как найти выход из данной ситуации?  (детям старших групп задаётся

один вопрос или обсуждение проводится самостоятельно)

Дети проводят анализ данной проблемной ситуации, рассуждают и высказывают свои предположения в виде полных ответов на вопросы. По невнимательности дети  могут предположить правильные и   ошибочные варианты решения проблемы, приняв во внимание  только одно правило перехода.

3 этап. Дети примеряли поступок мальчика на себя, выбирали самое оптимальное правильное решение.

4 этап. Совместно с детьми формулировался вывод о том, что переходить дорогу надо только по пешеходному переходу «зебре» на правильный сигнал светофора, соблюдая все  правила дорожного движения одновременно.

5 этап. Дети делились  своим практическим опытом, закрепляя правила поведения при переходе улицы.

Свои принятые варианты решения проблемы  в наблюдаемых дорожных ситуациях дети закрепляли при помощи рисования,  конструирования, моделирования  дороги и участников движения из деталей на страницах книги, изготовленных из фетра. Придумывая задания новых кейсов, моделируя правила и знаки в старших группах, дети  работали самостоятельно и  командой.

Содержание кейсов на основе мультфильмов «Разные колёса», серии с участием Фиксиков  «Колесо» стало темой исследования «Какое колесо лучше?», где дети предложили свои решения проблемы с пропавшими колёсами, неисправным колесом,  проверили  и сравнили с развитием событий  в мультфильмах.  В результате проведённой серии опытов дети закрепили свойства дерева, железа и резины  пришли  к выводу: резиновое колесо самое практичное: легче всех, создаёт комфорт, поддаётся ремонту , не боится воды. Полюбились детям задания кейсов на основе просмотра мультфильмов с участием любимых Смешариков в  сериале «Азбука безопасности». Продолжением просмотра стало создание новых знаков с рисунками: горки с санками (у дороги), ведёрка с лопаткой для обозначения детской площадки (во дворе.)

     Практическая деятельность с дошкольниками строилась в рамках технологической карты и разделения  детей  на подгруппы. Каждая подгруппа принимала одно общее решение, обосновывая и доказывая его правильность во время дискуссии. Познакомимся с ситуацией кейса-прогнозирования: «Один  мальчик очень любил коллекционировать маленькие машинки, с нетерпением ждал подарков, чтобы как можно раньше собрать свою мечту. Однажды он размечтался: «Как было бы здорово, если бы все-все машинки мира оказались бы в его комнате!»,- дети фантазировали о том,  как это было бы  здорово. Воспитатель на этапе проблемного включения выслушивал рассуждения  групп детей и   предлагал  серьезно подискутировать и о последствиях и опасности такой ситуации.

Таким образом, использование элементов кейс–технологии  имеет ряд преимуществ. Она

-помогает выявить актуальные интересы и мотивы детей;

-повышает интерес детей к теме образовательной деятельности;

-развивает познавательную активность и коммуникативные навыки;

-формирует потребность и умения работать в команде, действовать в незнакомой им ситуации.

Литература:

  1. «Дорожной карты» обновления содержания дошкольного образования (утв. распоряжением Правительства Белгородской области от 23 марта 2015 года № 147-рп).- 1c.
  2. Интернет ресурсы:

https://www.maam.ru/detskijsad/-metod-keis-tehnologi-v-doshkolnom-obrazovani.html

https://multiurok.ru/files/konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-po-kieis-tiekhn.html

http://zabrodsad3.ucoz.ru/pedmasterskay/RMO/kejs-tekhnologii.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Азбука дорожного движения"по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Вашему вниманию представлен проект по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. В данном проекте  представлено знакомство с основными правилами дорожного движения,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...

Система работы Хасановой Г.С. воспитателя дошкольного отделения «Сорочата» по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Пожар – это всегда страшно. Дети в огне – обычно следствие ошибок взрослых: не убрали, не предупредили, не уследили…Поэтому перед теми, кто работает с детьми в области пожарной профилактики, стоят две...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: "СКАЗКА - ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОРОЖНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СКАЗКИ "ТЕРЕМОК"

Методическая разработка включает образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по обучению Правилам дорожного движения с использованием электронных образовательных ресурсов....

Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения».

повышение активности родителей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

В статье педагоги деляться опытом , как наиболее интересно обучить детей правилам дорожной безопасности ,используя Кейс-технологию....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

В ходе образовательной деятельности,  тематическх бесед с детьми средней группы при  рассмотрении кейс- иллюстраций,  кейс-  фотографий с ситуациями пешеходов  на дороге, пасс...