Педагогический опыт по сопровождению ребенка раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
материал

Медведева Светлана Витальевна

Педагогическое сопровождение – особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_soprovozhdeniya.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт по сопровождению ребенка раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Педагогическое сопровождение – особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации

Для успешного сопровождения ребенка раннего возраста  в период адаптации  к условиям ДОУ, мы разработали структуру и план работы.

В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребёнку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и другое. Однако, для того чтобы по-настоящему управлять поведением детей (а не только направлять его) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребёнка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания.  

Изучив идеи педагогов Т.В. Костяк  и Л.В. Белкиной и др., мы разработали систему мероприятий по предупреждению дезадаптации детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.

Считаем, что работу по сопровождению детей раннего возраста в адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

I этап – подготовительный. Он начинается за 2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

Для решения этой задачи нами были реализованы следующие мероприятия:

1. Сбор информации о потенциальных воспитанниках. Посещение семьи будущего воспитанника, беседа о детском саде, его традициях, режиме работы.

2. Консультация для родителей: «Родителям об особенностях адаптации детей к детскому саду»

Просвещение родителей по вопросам адаптации началось с первого прихода их в детский сад. Извещение родителей о том, какую помощь может оказать детский сад их ребёнку. Приглашение родителей и ребёнка в гости прогулку на участке детского сада.  В фойе ДОУ они познакомились с выставкой, на которой находился материал, как для родителей, так и для детей:

  • «Готовим малыша в детский сад. Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям» - это папка-передвижка с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад;
  • «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации» - это красочная книга с иллюстрациями, сделанная в форме папки-передвижки, читая ее, родитель вместе с ребенком знакомится с особенностью жизни детей в детском саду;
  • Информационные листы-памятки с кратким материалом по адаптации. Эти листы родители могут взять с собой

Материал выставки пользуется большой популярностью у родителей.

  1. Анкетирование родителей II этап – организационный. Составление индивидуальной программы подготовки ребёнка в организованном детском коллективе, психолого-педагогического сопровождения его развития в яслях. Оговариваются сроки поступления в группу, разработка (по дням) совместно с родителями  режима жизни ребёнка в адаптационный период. Максимальное сближение режима ребёнка в семье и режима группы, приучение малыша к системе требований в ДОУ. Практические рекомендации родителям по оздоровлению детей и  формированию  у них коммуникативных навыков перед поступлением в ДОО.

III этап – адаптация детей к условиям ДОУ.

  1. Поступление ребёнка в группу, 1-2 часа с мамой, другими значимыми родственниками. Постепенное увеличение времени пребывания ребёнка в группе.
  2.  Наблюдение за поведенческими реакциями ребёнка.  Диагностика навыков и умений. Заполнение индивидуального листа адаптации на каждого ребёнка.
  3.  Проведение индивидуальных  и подгрупповых игр и забав с детьми  в группе.

IV этап – Аналитический. Диагностика умений и навыков детей, определение степени адаптации ребёнка. Выводы и рекомендации. «Адаптация ребенка к условиям ДОУ»

Рассмотрим  алгоритм педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ на примере ГБДОУ Невского района № 117я младшая группа № 12.

Большое внимание мы уделили оформлению приемной, где детям были предложены:

  • «Полочка для любимых игрушек», где (по желанию ребенка) располагаются вещи, принесенные из дома;
  • веселые детские панно;
  • мини-игровая зона, где выставлены яркие, красивые, игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать, рассмотреть их;
  • подвески, которые помогают зрительно «снизить» потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно.

В групповом помещении так же провели переоборудование всех зон с целью обеспечения удобства и привлекательности для детей.

Продумали место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.

Чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание на деятельность, которая приносит ребенку удовольствие – на игру, а также создать условия для возникновения доверия между воспитателем и ребенком.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Для этого мы собрали подборку специальных игр, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания.

Лучшее лекарство от стресса – смех. Для того, чтобы создавать такие ситуации, в которых ребенок будет смеяться была собрана картотека игрушек-забав, кукол би-ба-бо.

Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Кем станет ребенок, чем будет интересоваться, какие способности проявит – все это определяется ранним периодом жизни. Поэтому очень важно сохранять это любопытство, максимально ослаблять психологические препятствия, такие как адаптация к детскому саду, сдерживающие его.         Как бы не был расстроен маленький ребенок, в нем доминирует познавательный, поисковый интерес и стремление к деятельности. Зная это, мы стремились создать такую игровую среду и такую игровую деятельность, в которой ребенок, увлекшись, забылся бы от своих переживаний и, играя, не задерживался в развитии, а последовательно совершенствовался.

Ребенок различает, сравнивает, устанавливает сходство предметов по их признакам – по качеству материала, по цвету, форме, величине, звучанию. Действуя с предметами, он приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, липучку, достать понравившийся предмет из определенного кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место.

Детский мир тонок и открыт для сказок. В сказках ребенок находит отголоски своей собственной жизни, понимает, что он не одинок и, как главный герой, может справиться с любым своим страхом и проблемой.

Все люди умеют сочинять сказки, это часть человеческой природы. Мы подобрали сказки для детей, впервые переступивших порог детского сада, которые согревали  душу ребенка, заставляли его улыбнуться и поверить, что у него все будет отлично. Обязательно, в конце сюжета главного героя забирает домой мама – это закрепляет представление ребенка о том, что мама непременно придет за ним

Также отредактировали фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.

Наконец ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Первые дни ребенка советовали приводить не к завтраку, а к прогулке. И оставлять ребенка без мамы рекомендовали именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.

Рекомендовали приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит смог бы прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.

Эмоциональное состояние ребенка и его привыкание контролировали с помощью «Листа адаптации»), где отмечаются  эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, социальные контакты ребенка [16].

Каждый вновь поступивший ребенок находился в центре внимании. Старались спокойно, ласково и подробно объяснить ребенку все происходящее, готовили его к каждому режимному процессу, так как непонятное и неизвестное пугает.

Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания увеличивается постепенно в зависимости от привыкания ребенка. Данный вопрос решали совместно со старшей медицинской сестрой.

Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста  делали на сенсорные и моторные игры.

Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения. Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:

  • создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
  • понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
  • предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

При проведении занятий учитывали специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого воспитателя по выявлению проблем у детей период адаптации.

Одним из показателей адаптации ребёнка  к условиям детского сада является его заболеваемость. Сравнительный анализ заболеваемости детей  в период адаптации показал, что только 6 человек болели. У остальных детей период адаптации прошёл без заболеваний.

Таблица 1

Сравнительный анализ заболеваемости

Группа

Общее

число

детей

Показатели заболеваемости

Число случаев

заболевания на

1 ребёнка

Длительность

1 заболевания

ЧБД

(%)

№ 12

20

0,3

7

5%

Таким образом, можно сказать, что период адаптации у детей группы № 12 прошёл успешно.

Далее проводилась контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей (Приложение 9), а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.

В целом адаптация детей проходила хорошо. Оценка эмоционального состояния, деятельности детей, навыков взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, сна, речи детей позволили определить группы адаптации:

Таблица 2

Степени адаптации

Группа

Лёгкая

Средняя

Сложная

№ 12

6 (32%)

11 (57%)

2(11%)

  • к первой группе (сложная адаптация) относятся 2 человек (11%);
  • ко второй группе (средняя адаптация) относятся 11 человека (53%);
  • к третьей группе (легкая адаптация) относятся 6 человек (32%)

Таким образом, можно сказать, что многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей к дошкольному учреждению дает свои устойчивые положительные результаты.

Анализ работы показывает, что процесс привыкания детей проходит достаточно успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Присутствует и тяжкая степень адаптации, это дети редко посещающие детский сад по причине семейных обстоятельств. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о корректном построенном процессе педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных образовательных стандартов и появление новых форм обучения ...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследован...

Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследовани...