Картотека тактильных игр и упражнений
картотека

Куропаткина Юлия Леонидовна

Игры и упражнения на тактильное восприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartateka_taktilnyh_igry_i_uprazhneniy.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для тактильной системы.

  1. Игры с песком.
  2. Игры с крупами и макаронами.
  3. Рисование пальчиками.
  4. «Пачкотня».
  5. Рисование на теле кисточками или пальцами.
  6. Игры с тактильными стимуляциями.
  7. Массаж, поглаживания разными способами.
  8. «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино, но игральные «кости» особые: например, справа- наждачная бумага, с лева- глянцевая поверхность; с права- бархатная бумага, с лева- мех; с права- ребристая поверхность «В клеточку», с лева- гладкая и т.д. Варианты усложнения:

- сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами;

- затем, отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами;

- произвольно, только левой или только правой рукой;

- фактура поверхности должна отличаться не значительно.

Хорошо, если материалы для игры сделать вместе с ребенком.

  1. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку предметы и материалы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.д.). После предложите ему пощупать предметы в слепую обеими руками, потом одной рукой и найти такой же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем- другой.
  2. «Ощупывание и распознания предметов». Положите в не прозрачный мешочек различные не большие предметы: ключи, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок на ощупь должен угадать какой предмет лежит в мешке. Варианты условия заданий:

- ребенок должен на ощупывать предметы двумя руками одновременно;

- ребенок должен ощупывать предметы каждой рукой по очереди;

- после того как предмет узнан, ребенок находит такой же среди других во втором мешочке, сначала одной, а потом другой рукой.

  1. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем на                                         спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т. д). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом на левой руке, «рисуя» на обеих сторонах кисти.

При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно «написание» букв и цифр последовательно на спине и на руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.

  1. «Игры с палочками». Предложите ребенку комплект палочек разной длинны (2-7 см), толщины и фактуры. Пусть он закрытыми глазами разберет на однородные кучки.
  2.  «Ощупывание фигурок». Вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигуры (буквы, цифры) различной формы (звездочку, кружок, квадрат, треугольник и т.д.) и величины (большой, маленький). Нарисуйте такие же на листе бумаги. Попросите ребенка:

- на ощупь опознать фигуру, и не глядя, найти такую же среди других этой же, затем другой рукой;

- закрытыми глазами на ощупь фигуру, а затем, открыв глаза, указать на нее в ряду нарисованных;

- одной рукой ощущать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.

  1. «Вспомни предмет». Нужно прикасаться к руке ребенка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо, игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем все, что найдется в вашем арсенале. А потом прикасаться снова, но только закрытыми глазами. Ребенок должен вспомнить свое ощущения и назвать этот предмет.
  2.  «Волшебные шарики». Плотные воздушные шарики (или резиновые перчатки) наполнить фасолью, горохом, гречкой, макаронами с завитушками, ракушками, спиралями, пуговицами, монетами, бусинами, водой, крахмалом, мукой, манкой, тестом для лепки (вода+   мука+ соль). Ребенку интересно щупать их, это станет своего рода массажем для активных зон ручек.
  3.  Игры с водой:

-разливать воду по разным емкостям, переливать из одной в другую, определять, где теплая вода, где холодная;

- используя игрушечную посуду, можно устроить «чаепитие» или «званный ужин». Ребенок будет сам «накладывать еду» или разливать по чашкам «чай»;

- поиграть с губкой, выжимать ее, потереть мягкой стороной губки и жесткой, сравнить ощущения.

  1. Мыльные игры:

«Танцы пузырей». Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь (можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и ловите. Пузыри будут словно танцевать у вас на руках.

«Король мыльных пузырей». Смочите мыльным раствором клеенку, расстеленную на столе и руки. На «мыльной» клеенке трубочкой выдувайте пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь, он не лопнет. Если после первого выдутого пузыря трубочку обмакнуть от коктейля повторно опустить в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри по меньше. Таким образом можно сделать много пузырей- матрешек.

  1. «Узнай фигуру» На столе раскладываем геометрические фигуры, такие же, как лежащие в мешочке (Блоки Дьенеша (толстые и тонкие), палочки Кьюзенера, блоки или одинаковые детальки Лего). Показывать ребенку любую фигуру, делать и просить ребенка нащупать в мешочке и достать такую же.

Для малышей можно сначала ввести понятия «такую же». Показать одну деталь Лего, потом вторую и сказать, что это такая же. Затем попросить отобрать из двух предложенных такую же, как у Вас на столе (в руке).

  1. «Узнай предмет на ощупь».  На столе раскладываем или расставляем различные:

- овощи (огурец, помидор, лук, морковь, баклажан, перец);

- посуду (ложки большие и маленькие, чашки, кружки, чайник, тарелку, блюдце);

- одежду (майка, футболка, платье, юбка, шорты);

- игрушки

А теперь предложите ребенку закрыть глаза и попытаться определить, что это за предмет.

Усложнение задачи:

- выбрать предметы только определенной формы (круглые, квадратные и т. д)

- выбрать предметы определенного размера (большие, маленькие);

- выбрать предметы по свойствам материалов: только пластмассовые предметы (или металлические, стеклянные, бумажные, из ткани).

Можно поиграть с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определенными свойствами.

  1. «Найди пару». Необходимо найти больше пар образцов, разных на ощупь. Вот перечень того, что можно использовать для игр (Материалы, разные на ощупь):
  • Ткани (какие есть):

- хлопок

- синтетические ткани

- фетр

- вельвет (крупный, мелкий)

- бархат и велюр

- кожа

- гладкая ткань (например, подкладочная)

- флис

- грубая ткань (например, мебельная для обивки)

- любая «колючая» ткань

- ткань с паетками

- шелк и атлас

- мех

- ткань с рельефом

- ткань ворсистая как овечка.

  • Пуговицы различной формы и размеров.
  • Липучки с обеих сторон.
  • Бархатная и фактурная бумага.
  • Вата или ватные диски.
  • Нитки или пряжа.
  • Клеенка и полиэтиленовый пакет.
  • Мелкие стразы на липкой ленте (продаются в магазине).
  • Кусочек резинового коврика.
  • Мочалка.
  • Губка.
  • Косточки от персиков, от абрикосов.

Играть можно несколькими способами:

- просим ребенка (малыша- с открытыми глазами, школьника- с закрытыми) найти гладкий или бархатный предмет (кусочек ткани) среди предложенных;

- берем один предмет, а потом на ощупь ищем такой же.

Что бы игра не надоела, ее можно усложнят, добавляя дополнительные признаки к образцам, например, большая круглая пуговица с отверстиями или маленькая с выпуклым рисунком и т. п.

Образцы можно оставить ка есть, а можно к одинаковым кусочкам плотной бумаги и у вас получатся замечательные карточки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

"Игры и игровые упражнения на формирование правильного грамматического строя речи. Картотека дидактических игр и упражнений."

Консультация для воспитателей "Игры и игровые упражнения на формирование правильного грамматического строя речи. Картотека дидактических игр и упражнений."   Консультация содержит ...

Консультация для родителей «Тактильные игры и упражнения и что они развивают»

Консультация для родителей "Тактильные игры и упражнения и что они развивают"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Тактильные игры и упражнения и что они развивают»

          Тактильные игры – это не только стимул для развития речи и  мелкой моторики ребенка, но и один из вариантов общения с близкими ему людьми....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Тактильные игры и упражнения и что они развивают»

Истоки способностей и дарований детейнаходятся на кончиках пальцевВ.А. Сухомлинский....

"Восприятие у детей: визуальное, слуховое, тактильное. Игры и упражнения на развитие восприятия дошкольников"

Одной из важных составляющих развития ребенка является его восприятие окружающего мира. Восприятие – это процесс получения и обработки информации от внешних стимулов. У каждого ребенка могут быт...