Главные вкладки

    научная статья
    статья

    Кибкало Татьяна Андреевна

    основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкальном развитии дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kibkalo_pletukhina.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Т.А. Кибкало, Е.Г. Плетухина

    МДОУ «Детский сад №21» Октябрьского р-на г. Саратова,

    Институт искусств СГУ им. Н.Г.Чернышевского, Саратов

    ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР В  МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Этот период чрезвычайно важен для развития музыкальных способностей ребенка. И развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами. В первую очередь, конечно, в ведущем для данного возраста виде деятельности – в игре.

    Для ребенка игра – это средство самореализации и самовыражения. Она  обеспечивает ему эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые.

    Игра развивает художественные способности, так как она требует от ребенка проявления творческой активности, выдумки, находчивости, эмоциональной отзывчивости. Игра развивает и волевые стороны личности - в игре ребенок получает опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры.

    В музыкально-дидактической игре действуют одновременно два начала – учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

    Музыкально-дидактические игры должны быть очень просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они пробуждают у детей желание петь, слушать, играть, танцевать.

    Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

    • обучающей задачи;
    • игрового сюжета (содержания);
    • игрового действия;
    • правил.

    Эти элементы обязательны и взаимосвязаны. Основным элементом является обучающая задача. Все остальные элементы подчиняются этой задаче и обслуживают ее.

    Наличие сюжета, игрового действия и правил, которые необходимо соблюдать, отличают музыкально-дидактические игры от пособий, которые включают зрительную наглядность (карточки, картинки и т.п.).

    Н.А. Ветлугина делит пособия на два вида: требующие участия взрослого (технические средства) и те, которыми ребенок может пользоваться самостоятельно (металлофоны и другие музыкальные инструменты, настольно-печатный дидактический материал, комплекты кукольных театров, фланелеграфы и т.п.).

    Л.Н. Комиссарова делит пособия на три группы. К первой относятся те, которые дают представления о характере музыки, музыкальных жанрах.

    Ко второй группе относятся те, которые дают представления о содержании музыки, музыкальных образах.

    К третьей относятся пособия, которые формируют у детей представления о средствах музыкальной выразительности.

    Между музыкально-дидактическими пособиями и играми много общего. Они служат одной учебной цели: развивают музыкальные способности, умение понимать характер различных музыкальных произведений и т.д.

    Как и в пособиях, существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр: подвижные, хороводные и настольные; для развития музыкального восприятия, для различения средств музыкальной выразительности и т.д. Однако поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей и основным назначением музыкально-дидактических игр является развитие музыкальных способностей, логично классифицировать игры именно по этому основанию:

    • для развития звуковысотного слуха;
    • для развития ритмического слуха;
    • для развития динамического слуха;
    • для развития тембрового слуха.

    Все эти виды Л.Н. Комиссарова делит на типы в зависимости от возраста. Так, для детей средней группы ее игры разработаны по типу разрезных картинок: детям раздаются большие карты с разными рисунками, соответствующими содержанию игры, затем по ходу игры ребенок, правильно узнавший звук, получает одну четверть такой же карты и кладет ее на соответствующую часть своей большой карты. Для детей старшей группы используются игры типа лото. Для подготовительной группы – игры различного типа: лото, парные картинки и др. Игровая цель – закончить первым – присутствует во всех играх. Дети должны точно выполнять правила. Среди основных правил игр можно перечислить следующие: не мешать товарищу отвечать, не подсказывать ему, класть карточку только на определенное место и т.д. Каждое из этих правил учит детей действовать согласованно и организованно.

    Рассмотрим некоторые из музыкально-дидактических пособий и игр, предлагаемых Л.Н. Комисаровой для развития музыкальных способностей.  

    Для развития звуковысотного слуха используются такие пособия, как «Лесенка», «Лесенка-чудесница». В « Лесенке» применяются две квадратные карточки с изображением лесенки с пятью ступеньками. На одной изображена девочка, поднимающаяся по ступенькам вверх, на другой – девочка, спускающаяся по лесенке вниз. Дети знакомятся с попевкой – песенкой Е.Тиличеевой «Лесенка» («Вот иду я вверх, вот иду я вниз»). Затем педагог играет на фортепиано и предлагает детям узнать, куда идет девочка, вверх или вниз, а затем показать карточку с соответствующими изображениями.

    К играм, развивающим звуковысотный слух, относится, например, «Птица и птенчики».  В ней используются цветные карточки с условным изображением птицы и птенчиков. Этими карточками дети закрывают нецветные карточки, если угадывают, какой звук – нижний или верхний – звучит. Используются интервалы октавы до1 – до2.

    Для развития ритмического слуха используются такие пособия, как «Ритмические кубики», «Узнай и сложи попевку», в которых ритмический рисунок какой-либо попевки выкладывается с помощью маленьких и больших деревянных брусочков, или – в более сложном варианте – дети угадывают знакомую попевку по выложенному педагогом рисунку. Кроме того, можно выкладывать ритм отдельных слов и цепочек слов.

    Игры, развивающие ритмическое чувство, это, например, «Веселые дудочки» (для средней группы), где используются карточки с изображением зверей, играющих на духовых инструментах: медведь – на трубе (ритм половинных), лиса – на дудочке (ритм четвертей), мышонок на свирели (ритм восьмых). Требуется знание песни «Веселые дудочки» Г.Левкодимова.

    Для развития динамического слуха можно использовать пособие «Громкая и тихая музыка», где  применяются карточки разных оттенков одного цвета. Эти карточки выкладываются во время исполнения одноименной пьесы Г.Левкодимова, которая состоит из трех частей с разной динамикой – тихо (p), чуть громче (mf), очень громко (f). По аналогичному принципу построены и музыкально – дидактические игры.

    Для развития тембрового слуха используется, например, пособие «Музыкальный домик» (для старшей группы). Оно помогает различить тембры детских музыкальных инструментов (бубен, барабан, треугольник, тарелки, металлофон). Оно представляет собой домик (из фанеры или картона) с пустыми окнами и карточки с изображением различных музыкальных инструментов. Детям рассказывается, что в этом необычном домике живут веселые музыканты, играющие на разных инструментах. Педагог исполняет любую известную детям попевку поочередно на разных детских музыкальных инструментах, которые спрятаны от детей за невысокой ширмой. Дети поочередно узнают инструмент и, выбрав нужную карточку, закрывают пустое окошко домика. Игра заканчивается, когда будут закрыты все окна домика.

    Из музыкально-дидактических игр для развития тембрового слуха можно назвать «Музыкальные инструменты» (для подготовительной группы). Используются карточки с контурным изображением инструментов. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Они кладутся за ширму перед ведущим. Дети вспоминают песню, прослушивают звучание инструментов. Затем ведущий играет на разных инструментах, а отвечает тот, у кого рисунок нецветной карты соответствует звучащему инструменту. При правильном ответе он получает часть цветной карточки. Игра заканчивается, когда все дети сложат из четырех частей большие цветные карты.

    В заключение отметим, что музыкально-дидактические игры можно организовывать как на музыкальных и других занятиях, так и в свободное время. Применение музыкально-дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно. В игре дети быстро осваивают требования программы по развитию певческих навыков и музыкально-ритмических движений, а также в области слушания музыки. При этом у детей развиваются музыкальные способности, что и является одной из основных целей применения данного метода музыкальным руководителем в ДОУ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Научная статья: "Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников"

    Научная статья по теме: Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников.Глава 1 Теоретические основы исследования восприятия умственно отсталых дошкольников1.1. Психолого-педагогическа...

    научная статья

    Ручной труд в умственном развитии дошкольника...

    Научнная статья

    здоровье сберегающие технологии...

    научная статья

    "Язык и рука"...