Главные вкладки

    научная статья
    статья

    Кибкало Татьяна Андреевна

    Применение технологий " ТРИЗ" в дошкольных образовательных учреждениях

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kibkalo_pletukhina1.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Т.А.Кибкало, Е.Г. Плетухина

    МДОУ «Детский сад №21» Октябрьского р-на г. Саратова,

    Институт искусств СГУ им. Н.Г.Чернышевского

    ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ «ТРИЗ»

    В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

    В наше время в дошкольные учреждения активно внедряются новейшие педагогические методы и технологии. И одной из таких технологий является Теория (или, точнее, теории) решения изобретательских задач (сокращенно ТРИЗ), применение которых в ДОУ направлено на развитие в детях не только фантазии, но и умения мыслить системно и комплексно, соотносить свой или чужой опыт с конкретной ситуацией, и на основе имеющихся знаний правильно поступать в сложной и многообразной действительности, грамотно и эффективно разрешая свои пока еще «маленькие» проблемы.

    Изначально теория решения изобретательских задач была неразрывно связана с технической сферой, так как в 1946 году ее автор, Генрих Саулович Альтшуллер, имел главной целью ускорение именно изобретательского процесса. Советский ученый и писатель-фантаст пожелал превратить изобретательство из точной науки в искусство и тем самым создал универсальную наработку, которая впоследствии начала активно использоваться в других узкоспециализированных областях: IT, строительстве автомобилей и аэрокосмических аппаратов, и, конечно, педагогике и воспитании.

    Начиная с 90-х гг. двадцатого столетия теория решения изобретательских задач стала активно применяться при работе с детьми.

    В настоящий момент теория решения изобретательских задач в ДОУ имеет большое количество конкретных выражений. Наибольшей популярностью пользуются следующие приемы.

    Мозговой штурм

    Метод «Мозгового штурма» был предложен Алексом Осборном – человеком, далеким от области образования, но близким к рекламной и маркетинговой сфере. Он создал универсальный способ коллективного генерирования идей, который продолжает использоваться и на современном этапе, в том числе, и для воспитания детей младшего возраста.

    В рамках занятий по данному методу в ДОУ ставятся такие познавательные задачи, как:

    • развитие коммуникативных способностей (ведение дискуссий, тактичная оценка точек зрений товарищей, взаимодействие с воспитателем, умение строить аргументированное высказывание и придерживаться принципов доброжелательного отстаивания собственного мнения и пр.);
    • стимулирование творческой активности при решении проблемы;
    • формирование желания и готовности не сидеть и молчать, а, не стесняясь, выдавать множество мыслей на заданную тему.

    Наиболее эффективно мозговой штурм действует тогда, когда дети погружаются в выдуманную ситуацию, где какому-либо герою, обязательно положительному, якобы требуется помощь, совет, спасение, рекомендация и пр.

    Основными правилами мозгового штурма являются:

    • исключение серьезной критики;
    • поощрение максимально неординарных и невероятных предложений;
    • возможность модернизации чужих идей;
    • наличие совместных обсуждений, посредством которых из всех ответов группа выбирает самые оптимальные и позволяющие решить проблему с минимальными потерями.

    Для лучшего закрепления опыта итоги, полученные в ходе мозгового штурма, следует облечь в форму практической деятельности и создать какой-либо продукт, напоминающий о проведенной игре: рисунок, поделку и прочее.

    Синектика

    В 1950-х годах еще один интересный метод для раскрытия и развития творческого потенциала предложил Уильям Гордон – известный изобретатель и ученый, главной страстью которого было изучение типа мышления креативных и неординарных личностей. Понятие «синектика» означает «объединение разнородных элементов», а суть самой техники заключается в поиске постоянных аналогий.

    Виды связей между объектами могут быть разными:

    1. Личностные (эмпатические). Здесь дошкольнику обычно предлагается представить себя в образе какого-либо предмета или явления внутри проблемной ситуации. Порой задания оказываются более конкретными и легкими («изобразить кошку, которой не понравился купленный корм»), порой – более абстрактными и сложными («изобразить нежелание Чунги-Чанги питаться одними кокосами и бананами»).
    2. Прямые. Ребята находят такие пары из разных областей знаний, в основе которых лежат одни и те же закономерности. Например, подводная лодка похожа на рыбу, вертолет – на стрекозу, самолет – на птицу, каски и шлемы – на панцири черепах, улиток и других существ.
    3. Фантастические. Здесь воспитателем и его подопечными создаются свои собственные правила и нормы, которые игнорируют существующую рациональность. Например, ребятам предлагается «подумать, на что похожа любовь/радость/счастье/волнение» и нарисовать это. В результате аналогии, которые обретут воплощение на бумаге, окажутся абсолютно разными: кто-то нарисует растение, кто-то – человека, кто-то – животное и т.д.

    Ключевые цели синектики – это:

    • развитие умения мыслить нестандартно, видеть необычное в привычных вещах, смотреть на мир под разными углами и учитывать те условия, которые указываются в задании;
    • воспитание уважения к мнениям и взглядам других людей, способности понимать и принимать их.

    Метод каталога

    Данный прием, который позднее был успешно адаптирован для дошкольных образовательных учреждений, создал в 1920-х годах профессор Берлинского университета Фридрих Кунце. Здесь первоочередной задачей является обучение ребят навыкам творческого рассказывания.

    Постижение этого аспекта порой становится для детей достаточно сложной ступенью, ведь, во-первых, в их активном словаре находится не так много слов, а, во-вторых, они только начинают постигать науку монологических выступлений, знакомясь с ней пока еще на элементарном уровне.

    Здесь воспитателю требуется книга с большим количеством прозаического текста и практически полным отсутствием иллюстраций. Сначала педагог создает перечень вопросов, которые станут основой для сюжета совместно придумываемой сказки, после чего ребята набирают методом «тыка» слова, никак несвязанные между собой. Воспитатель может преобразовать некоторые из них в более подходящие и удобные для детского восприятия части речи. Все проходит в быстром темпе, с поощрением эмоциональных реакций, выражением первых впечатлений и пр.

    Затем группа начинает придумывать свою фантастическую историю, стараясь удачно вплетать имеющуюся лексику и в сказочный формат, и в ответы на заданные вопросы. И от детей, и от воспитателя требуется определенный уровень подготовки. Так, первые уже должны знать, что в сказках всегда есть положительные и отрицательные герои, друзья и помощники, волшебство и борьба, в ходе которой побеждает добро. Взрослому необходимо уметь правильно ориентироваться в процессе, формулировать новые и изначально непредусмотренные вопросы, ненавязчиво корректировать повествование, подсказывать варианты при затруднении, поощрять блестящие идеи. Во время проведения занятия ключевые моменты следует фиксировать в виде схем, рисунков, символов и пр. Задание даст наиболее ощутимые плоды, если в нем будет задействовано не более 5 человек.

    Моделирование маленькими человечками (ММЧ)

    И еще одно, пожалуй, самое наглядное воплощение технологии ТРИЗ в действии – это метод моделирования маленькими человечками. Благодаря ему, дошкольники учатся представлять, как изнутри выглядят объекты живой и неживой природы, что за процессы в них совершаются, какими являются наполняющие их вещества.

    Маленькие человечки могут представать в виде рисунков, игрушек или самих детей. ММЧ используется, когда воспитателю требуется объяснить, например, процесс таяния сосульки: зимой крошечным жителям холодно, и они крепко держатся за руки, в то время как с установлением весенней теплоты они приходят в движение, превращаясь в воду. Эта технология развивает сообразительность, внимательность, наблюдательность, а также учит моделировать и схематизировать.

    Игровая форма подачи теории и отработки ее на практике дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед педагогом и другими ребятами, перед обучением и новой информацией.

    В данной статье мы представили обзор четырех методов, входящих в систему «Теорий решения изобретательских задач» - одну из самых актуальных педагогических технологий, направленных на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Научная статья: "Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников"

    Научная статья по теме: Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников.Глава 1 Теоретические основы исследования восприятия умственно отсталых дошкольников1.1. Психолого-педагогическа...

    научная статья

    Ручной труд в умственном развитии дошкольника...

    Научнная статья

    здоровье сберегающие технологии...

    научная статья

    "Язык и рука"...