Проектная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
статья

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Одна из актуальных проблем сегодняшнего дня – экологическая, предполагающая правильное взаимодействие человека с природой, разумное и грамотное использование природных ресурсов.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения.

Первые основы экологической культуры – надлежащее отношение к окружающей природе, правильное понимание и видение – закладываются в период дошкольного детства.

Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте лишь начинается. Однако несомненно: первые крупицы экологических знаний необходимы; они помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности, понимать её, но главное – положат начало осознанному отношению к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде.

Поскольку экология – это прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитие у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания.

Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Именно в дошкольный период у ребенка складывается первое мироощущение – он получает эмоциональные впечатления о природе и об окружающем мире, формируется основа экологического мышления.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников, где экологическое воспитание прослеживается в интеграции с другими направлениями и не выделяется как самостоятельное.

В соответствии с ФГОС ДО на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирования у дошкольников интереса и потребностей к активной созидательной деятельности.

Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры у детей; развитие экологического сознания, мышления; формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи:

- формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира, сохранение природы)

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений и расширение кругозора детей

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности

- развитие познавательного интереса к миру природы

- формирование таких нравственных качеств личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность по отношению к природе

- формирование трудовых природоведческих навыков

- экологическое просвещение родителей через разные формы работы.

Проектная деятельность как средство экологического воспитания

В современном образовании используются новые педагогические технологии и подходы, успешно внедряются методы развивающего обучения. Одним из таких методов является метод проектов, в процессе которого ребенок становится активным участником учебного процесса. Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности, построенной на личностно-ориентированном взаимодействии способствует развитию свободной творческой личности. В процессе использования проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива.

Метод проектов – педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в том, что он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка, это метод, идущий от детских потребностей и интересов.

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Проектная деятельность дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Экологический проект – это проект, направленный на решение определенных задач с экологической направленностью, имеет определенную структуру и включает в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе реализации, обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Коллективные проекты реализуют стремление детей действовать сообща, желание участвовать в коллективной работе, решении поставленных задач. Все это способствует появлению навыков коллективного сотрудничества, которые формируются посредством приобщения к выполнению общих работ. Выполняя проектную работу, воспитанники ДОУ объединяются, обсуждают проблему, ищут пути её решения, распределяют обязанности и ответственность, помогают друг другу.

Включение детей в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, формирует целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Так как детям трудно самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить замысел проекта в воспитательно-образовательном процессе, проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители.

Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. На протяжении всего периода работы с детьми организуется работа с родителями, с целью повышения их профессиональной компетенции в области экологического образования.

Проектный метод предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию в центрах природы группы и на прогулке. Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Наблюдения в природе знакомят ребенка с жизнью птиц, животных, насекомых и растений. На прогулках дети узнают тех, кто живет рядом с ними, знакомятся с правилами поведения в природе, разучивают или вспоминают стихи, рассказы природоведческого характера, загадки о природе. После таких прогулок они изображают свои впечатления в игровой и продуктивных видах деятельности.

На территории детского сада создана экологическая тропа, объектами которой являются различные деревья, кустарники, лужайки, цветники, огород. Экологическая тропа дает большие возможности для проведения систематических наблюдений, в процессе которых развивается эмоциональная сфера детей, формируется чувство единения с природой и умение сопереживать всему живому.

Одним из важнейших средств обучения являются игры (дидактические, сюжетно-ролевые, имитационные, игры-путешествия). Наиболее значимой является экспериментальная деятельность с песком, глиной, водой, воздухом, снегом, льдом, где дети на практике постигают неизведанный мир природы.

Таким образом, работа по воспитанию экологической культуры у дошкольников осуществляется через разнообразные виды деятельности. А взаимодействие с родителями способствует усилению качества усвоения материала, обогащению чувственного опыта и адаптации ребенка в социальном и природном окружении.

Проектная деятельность – это действительно продуктивная деятельность, которая приносит важные положительные плоды совместной деятельности. Она является полноценным средством экологического воспитания дошкольников, в процессе которого у ребенка происходит формирование умения безопасно жить в мире природы, развивается способность общения с природными объектами, происходит принятие ребенком нравственных норм и правил, ребенок начинает осознавать всю красоту окружающего мира, доброту людей по отношению к природе. А взрослые должны ввести ребенка в удивительный и увлекательный мир экологии.

Список использованной литературы

1. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2005

2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 2003

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2014        

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников

 Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Техно...

Доклад "Проектная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Доклад по окружающему миру рассматривает одну из  современных педагогических  технологий, внедряемых в условиях ФГОС ДО. Материал описывает проект как форму   продуктивной деятельн...

Презентация " Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Цель: формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и д...

Окружной семинар «Организация проектной деятельности педагогов по экологическому воспитанию дошкольников для участия и побед в грантовых конкурсах»

Представление педагогическому сообществу проекта «Метеостанция» (победитель грантового конкурса «ЕВРАЗ» - Город Друзей - Город Идей»)....

Проектная деятельность как средство нравственного воспитания дошкольников на ханятиях хореографии.

Оптимальным вариантом реализации эстетического воспитания является художественно-творческая , в том числе и хореографическая деятельность.Хореография веками испытанное средство воспитания и формирован...

Программа окружного семинара «Организация проектной деятельности педагогов по экологическому воспитанию дошкольников для участия и побед в грантовых конкурсах»

Программа окружного семинара  «Организация проектной деятельности педагогов по экологическому воспитанию дошкольников для участия и побед в грантовых конкурсах»...

«Проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников»

laquo;Проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников»...