Воспитание духовных качеств у дошкольников
методическая разработка (средняя группа)

Размышления на тему воспитания духовности  у дошкольников часто посещали нас, педагогов – дошкольников. Почему дети растут черствыми , бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване- царевиче, мертвой царевне, Морозко, почти не интересны нашим детям? Почему им интересны, мало понятные для нас,  Покимоны, Бакуганы, Человек- паук, и прочая продукция американских авторов? Мальчики, практически, не играют в космонавтов, моряков, военных, эти герои ушли на второй план, а главное место занимают игры в человека – Паука, Бетмана, трансформеры  и пр. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Размышления на тему воспитания духовности  у дошкольников часто посещали нас, педагогов – дошкольников. Почему дети растут черствыми , бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване- царевиче, мертвой царевне, Морозко, почти не интересны нашим детям? Почему им интересны, мало понятные для нас,  Покимоны, Бакуганы, Человек- паук, и прочая продукция американских авторов? Мальчики, практически, не играют в космонавтов, моряков, военных, эти герои ушли на второй план, а главное место занимают игры в человека – Паука, Бетмана, трансформеры  и пр. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми  нашим детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, визуальной форме отношения ребенка к природной и социальной окружающей        действительности.
Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье детей дошкольного возраста. Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста,        очень велика. Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу.
К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Поскольку родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно мы, работники дошкольных учреждений, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют "золотой порой"         духовно-личностного        становления.
Сейчас активно развивается сотрудничество православной церкви и школы. Издается  много литературы, помогающей педагогам ориентироваться в обучающих программах. Нравственное воспитание было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского        сада.
Для начала и успешной работы мы определили необходимые условия:

   1. Нормативно-правовая        база.
   2. Наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса.
   3.  Подготовка        воспитателей.
   4. Обеспечение программно-методической и художественной литературой.

В программе детского сада, под редакцией Васильевой, по которой мы работаем, есть раздел, в которую входят задачи нравственного воспитания. Но жизнь показывает, что в школу приходят дети информационно подготовленные, а нравственно незрелые. Заполнить духовный вакуум должны в первую очередь воспитатели. Но не навязывать ту или иную религию. Верить или не верить, во что верить? Каждый решает сам. Но мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления        в        жизни.
Мы применили различные формы работы с детьми. Это и занятия, и цикл  бесед, проведенных  священнослужителем, отцом Игорем, и прикладное творчество,  и совместные праздники, и посещение православной церкви. Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный        опыт.
Прежде чем начать работу в детском саду, мы попытались изучить отношение родителей к данной проблеме и провели анкетирование. Анализируя ответы родителей, мы пришли к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими преставлениями о нормах        морали        и нравственности.
В своей работе мы ориентируемся на программу:  "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте" (Авторы: Е. А. Губина, Н. С. Кудряшова, Г. И. Лугвина, Н.Б. Майорова …) - программа для дошкольного образования (3-7 лет). Методологической базой данной программы является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И. А. Кузьмина, направленный на развитие духовно-нравственного стержня личности и эффективного общения. Плодотворность воспитательного процесса напрямую зависит от согласованности целей и педагогических усилий семьи и педагогов. Сотрудничество родителей и педагогов - непременное условие реализации вышеперечисленных        программ.
Работу по воспитанию духовной культуры мы строим на основе приобщения, как взрослых, так и детей к доступным пониманию последних главных святынь и духовных ценностей России, подвигов святых и героев своей Земли. Мы воспитываем любовь к Богу, первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, народа, уважение к другим народам. Нравственное, эстетическое, физическое воспитание, и интеллектуальное, творческое развитие ребенка происходит  с опорой на Целостный календарно-обрядовый комплекс, семейный уклад и народную философию истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание лидерских качеств у дошкольника

 Лидерство, лидерские качества - тема для психологии не новая. Но в нашей стране до определенного времени воспитание таких качеств не поощрялось. В почете были коллективизм и умение подчиняться. Време...

Педагогический совет на тему «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

тематический Педагогический совет на тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Педагогический совет на тему «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

тематический Педагогический совет на тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

« Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

презентация к Педагогическому совету на тему«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

Памятная програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

Памятная програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Презентация методической разработки "ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...