Памятка для родителей! Развитие памяти в дошкольном возрасте.
материал (средняя группа)

Беляева Елена Владимировна

Памятка для родителей!

Развитие памяти в дошкольном возрасте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley1.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей!

Развитие памяти в дошкольном возрасте.

Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию.

«Память как особый психический процесс, как мнемическая деятельность не дана ребёнку в готовом виде от рождения. Она складывается и изменяется в процессе его развития под влиянием условий жизни и воспитания». Мнемические процессы – это процессы, обеспечивающие запоминание, сохранение и воспроизведение в головном мозге информации, полученной при взаимодействии человека с окружающим миром. Благодаря им человек может накапливать знания и использовать прошлый опыт в овладении новыми действиями и различными видами деятельности.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах - восприятии и мышлении.

Развитие памяти идет от непроизвольной и непосредственной (при непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий) к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию (при произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить).

Различные процессы памяти с возрастом развиваются неравномерно. Так, произвольное воспроизведение возникает раньше, чем произвольное запоминание, и невольно опережает его в развитии.

В основном у всех детей раннего дошкольного возраста преобладает непроизвольная, зрительно-эмоциональная память, только у лингвистически или музыкально одаренных детей превалирует слуховая память.

У дошкольника существует зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Именно поэтому малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.

В раннем дошкольном детстве особую роль в развитии непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание малыша на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, воспитатель обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.

Важнейшим средством, обеспечивающим непроизвольное запоминание и воспроизведение, накопление опыта жизнедеятельности, общения, познания, выступает режим дня. Взрослый, организуя жизнь ребенка, помогает ему выполнять одни те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время.

У многих детей младшего и среднего дошкольного возраста хорошо развита непосредственная (процесс сохранения информации происходит без участия мышления, т.е. без осмысления материла, без установления логической структуры и использования ассоциативных приемов запоминания) и механическая память. Дети легко запоминают и воспроизводят виденное и слышанное, но при условии, что это вызвало у них интерес.

Благодаря развитию этих видов памяти ребенок быстро совершенствует свою речь, научается пользоваться предметами домашнего обихода, неплохо ориентируется в пространстве.

В этом возрасте развивается эйдетическая память. Это один из видов зрительной памяти, помогающий четко, точно и в деталях без особого труда восстанавливать в памяти зрительные образы виденного.

Переход от непроизвольной памяти к произвольной делится на два этапа:

1) формирование необходимой мотивации, т. е. желания что-либо запомнить или вспомнить;

2) возникновение и совершенствование необходимых мнемических действий и операций.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте.

Память ребенка приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил ее, рисовал и запомнил названия цветов спектра.

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.

В возрасте 5–6 лет отмечаются первые перцептивные действия, направленные на сознательное запоминание и припоминание. К ним относится простое повторение.

К 6–7 годам процесс произвольного запоминания практически завершается.

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т.е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник.

Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала.

Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности, поэтому разнообразные детские игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития его памяти. Произвольно запоминать, помнить и припоминать материал в играх могут уже дети 3-4-летнего возраста. Следовательно, продуктивность запоминания у детей в игровой деятельности намного выше, чем вне игры.

Развитию произвольной памяти способствует дидактическая игра. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставая в открыто дидактическую позицию.

Развитие памяти тесно соотносится с развитием мышления у детей. Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников - обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5-6-летние дети впервые принимают указания, как надо запоминать.

По мере взросления у ребенка увеличиваются скорость извлечения информации из долговременной памяти, которая предназначена для хранения информации в течение длительного времени, и перевода ее в оперативную память, удерживающую информацию в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения какого-либо действия или операции.

Также увеличивается объем и время действия оперативной памяти.

Меняется способность ребенка оценивать возможности своей памяти, становятся более разнообразными и гибкими стратегии запоминания и воспроизведения материала, применяемые им. Например, четырехлетний ребенок из 12 предъявленных картинок может узнать все 12, а воспроизвести только две-три, десятилетний ребенок, узнав все картинки, способен воспроизвести восемь.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Например, ребенок танцует и размахивает платочком. Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа. Поэтому роль образца взрослого по мере освоения движения или действия уменьшается, так как ребенок сравнивает их выполнение с собственными идеальными представлениями. Такое сравнение значительно расширяет его двигательные возможности. Он уже не только правильно двигается, но может одновременно решать другие задачи. Например, в подвижной игре дошкольник выполняет соответствующие основные действия, а также следит за выполнением правил сверстниками и сам их соблюдает. Именно поэтому малышу становятся доступны игры с элементами спорта, эстафеты, игры-аттракционы.

Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.

__________________________________________________________________________________________________________________

Источники: http://www.glazavezde.ru/psihologiya/dlya-znayuschih/390-lekciya-po-psihologii-mnemicheskie-processy.html

https://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/37-shpargalka-po-discipline-vozrastnaja-psihologija/825-razvitie-pamjati-v-doshkolnom-vozraste.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности развития памяти в дошкольном возрасте".

Воспитание памяти ребенка зависит от многих вопросов. Как запоминают дети ? От чего зависит непроизвольная и произвольная память? Каковы пути развития логической памяти?...

памятка для родителей "Развитие речи детей дошкольного возраста"

В памятке родители знакомятся с нормами речевого развития детей дошкольного возраста и приведены основания для беспокойства родителей, если в речи ребёнка есть отклонения от нормы...

"Рекомендации для родителей по развитию памяти детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - возраст интенсивного развития памяти....

Памятка для родителей. Развитие памяти в дошкольном возрасте.

Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию.«Память как особый психический процесс, не дана ребёнку в...

Памятка для родителей! Развитие памяти в дошкольном возрасте.

Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию.«Память как особый психический процесс, не дана ребёнку в...

Консультация для родителей "Развитие памяти детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи....

Памятка для родителей "Картотека игр на развитие памяти детей дошкольного возраста".

Память является одним из основных психических процессов и свойств в личности....