"Воспитательная деятельность в ДОУ"
статья

Жданова Анастасия Сергеевна

Дошкольное образование является самым первым уровнем общего образования, в которой осуществляется профессиональная педагогическая работа с подрастающим поколением. В последнее время дошкольному образованию уделяется особое внимание. Принятые в последние годы документы: закон «Об образовании в РФ», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» регламентируют деятельность дошкольной образовательной организации и обозначили проблему повышения качества дошкольного образования. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vospitatelnaya_deyatelnost_v_dou.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ВОЛШЕБНИЦА»

(МАДОУ «Волшебница»)

Доклад на тему

«Воспитательная деятельность в ДОУ»

Подготовила воспитатель:

1 категории

Жданова А.С.

Лабытнанги

2019 г.

Современное состояние российского общества и процессы, которые происходят в политической, экономической, духовной жизни нашей страны заставляют по-новому взглянуть на проблемы воспитания в целом и на формирование гармонически развитой личности, в частности.

Дошкольное образование является самым первым уровнем общего образования, в которой осуществляется профессиональная педагогическая работа с подрастающим поколением. В последнее время дошкольному образованию уделяется особое внимание. Принятые в последние годы документы: закон «Об образовании в РФ», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» регламентируют деятельность дошкольной образовательной организации и обозначили проблему повышения качества дошкольного образования. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [19].

Дошкольная образовательная организация должна обеспечить доступность, качество, открытость, привлекательность для детей, родителей и всего общества. В свою очередь, качество дошкольной образовательной организации зависит от обновления содержания дошкольного образования в соответствии с современными тенденциями развития образования, с учетом федеральных государственных требований; активизации творческого и личностного потенциала педагогов; внедрения менеджмента в деятельность руководителя ДОО. Немаловажным условием качества дошкольного образования является организация воспитательной работы.

     Воспитание одно из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к пониманию этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и узком смысле этого слова. Воспитание в широком смысле  представляется как «совокупность формирующего воздействия всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного опыта, нравственных норм и ценностей». В этом значении воспитание отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально-организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического прогресса [21].

По мнению Н.Е. Щурковой, воспитание – это «процесс введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры, обретение ребенком способности жить на уровне культуры, воссоздать ее достижение и созидать новые материальные и духовные ценности» [20, с. 11].

В определении воспитания, данное А.В. Мудриком: «Воспитание – это относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется» [9, с. 165]. Таким образом, под воспитанием мы понимаем – навыки поведения, передающиеся семьей, педагогами, средой, проявляющиеся в общественной жизни, передающиеся из поколения в поколение.

Воспитание – это направленная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребенка – важный  этап его формирования. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована, в первую очередь, на их личностные, индивидуальные, возрастные особенности. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребенком обеспечивают ему чувство психологической защищенности; доверия к миру; эмоционального благополучия; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств; он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира [1, с. 4].

На современном уровне, согласно закону об образовании №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, основная цель – повышение качества образования и признание конкурентоспособности российского образования на международном уровне. Чтобы улучшить качество образования, необходимы не только усилия со стороны государства: создание современной материально-технической базы, обеспечение методическими разработками и литературой, повышение заработной платы сотрудникам образовательных организаций. Необходима активная вовлеченность в процесс воспитания и образования подрастающего поколения всех сотрудников образовательной организации.

Важно наладить отношения  между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми. Воспитательная работа является обязательной составляющей образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Вопросами воспитательной работы занимались педагоги: И.Ф. Гербарт [10], К.Д. Ушинский [18], Ю.К. Бабанский [3], Б.Т. Лихачев [22]. Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина определяют воспитательную работу как целенаправленную деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемую коллективом педагогов либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации [4].

Воспитательная работа, по В.А. Селиванову, это специально организуемая педагогами деятельность во вне учебного времени, направленная на формирование у воспитанников значимых качеств личности. Педагог считает, что обучение – это важнейшая часть образования, а образование – является частью воспитания. Следует отметить, что, по мнению В.А. Селиванова воспитательная работа не включается в образование [14].

В педагогическом словаре, составленном Коджаспировой Г.М. и Коджаспировым А.Ю., воспитательная работа определена как деятельность, направленная на организацию жизни взрослых и детей, целью которой является создание условий для полноценного развития личности [6]. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. объясняют воспитательную работу как педагогическую деятельность, направленную на организацию воспитательной среды и управление различными видами деятельности воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития. Преподавание и воспитательную работу нельзя разрывать, так как это две стороны одного процесса: невозможно обучать, не воспитывая [8].

По определению Сластенина В.А., воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности [10].

Вследствие обобщения подходов к определению понятия «воспитательная работа», можно прийти к выводу, что воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их развития и самореализации.

В условиях модернизации российского образования существенно возрастают требования к воспитательной работе в условиях дошкольной образовательной организации, которая призвана создавать условия для гармоничного развития личности.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» определено, что «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения...», а «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»[19].

Так же законом «Об образовании» в части 1 статьи 3 установлены основные принципы государственной политики в сфере воспитательной работы: «…воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [19]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) призван,  оптимизировать процесс обучения и воспитания будущего поколения.

Стандарт направлен на: обеспечение условий, комфортных и безопасных для ребенка; расширение возможностей для развития талантов и способностей каждого воспитанника; приобщение дошкольников к различным видам деятельности, быть полезным для семьи, государства и общества; стимулирование интереса к познанию, развитие творческих способностей; подготовку к начальной школе; составление вариативных программ; соблюдение прав ребенка, взрослых и педагогов, участвующих в воспитательном процессе.

Основная цель стандарта – обеспечение нового уровня воспитания и развития детей и при этом поддержка разнообразности и неповторимости детства при взаимодействии родителей, педагогов и детей.

Следовательно, воспитательная работа не относится к ключевым направлениям деятельности дошкольной образовательной организации, в отличие от присмотра и ухода за детьми. Однако, организация воспитательной работы в детском саду играет очень важную роль, так как многие семьи перекладывают ответственность по нравственному, эмоциональному воспитанию дошкольников на педагогов дошкольного образования и дошкольную образовательную организацию в целом.  Организация воспитательной работы должна быть полномасштабной. Руководителю детского сада важно осуществить методическое и кадровое обеспечение воспитательной деятельности, создать условия для нормальной жизнедеятельности дошкольников во время пребывания в детском саду, обеспечить охрану и поддержание детского здоровья во время занятий. Воспитателям необходимо систематически совершенствовать содержание программных и режимных моментов, наполнение предметно-развивающей среды и развивающих занятий для дошкольников.

Цель воспитательной работы – создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, развивающейся, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации в условиях современного общества через взаимодействие участников образовательных отношений.

Достижение поставленной цели возможно при условии успешного решения следующих задач:

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

 - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

 - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [12].

Задачи воспитательной работы реализуются через комплекс мероприятий с учетом форм и методов. Организация воспитательной работы не возможна без знаний о составляющих воспитательной работы.

Функция – в социальном понимании – роль, которую носитель деятельности выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации, которая наблюдается между различными процессами в рамках данной системы [11].

В силу многогранности феномена воспитания, функции воспитательной деятельности могут быть направлены к воспитанникам, воспитательному процессу, воспитательным системам различного уровня трудностей и диапазонов. И.А. Колесникова относит к всеобщим, общезначимым функциям деятельности педагога- воспитателя следующие функции [7].

1. Реконструирующая (человеческое качество, систему отношений, педагогические условия, пространство воспитания и воспитательную среду) функция гарантирует использование обоснованности процессов развития, формирования в интересах становления человеческого образа. Она осуществляется в многочисленных формах, связанных с поддержкой, социализацией, адаптацией, коррекцией.

2. Оповестительная функция, устроенная потребностью обмена культурным опытом между поколениями. Осуществляется в формах воспитывающего обучения, нравственного, эстетического, правового просвещения, открытого общения педагогов и воспитанников.

3. Коммуникативная функция гарантирует взаимодействия субъектов воспитательного процесса, содействует развитию системы открытого общения, созданию атмосферы защищенности и понимания.

4. Организационная функция относится к необходимости  организации в воспитательных целях многообразной деятельности, а также управление развитием воспитательных систем и воспитательного процесса.

5. Демонстрационная функция зависит от требований к действиям педагога, призванного своим примером транслировать воспитанникам культурные образцы, а также необходимостью формирования и презентации идеалов воспитания.

6. Посредническая функция. Исследователи, понимающие воспитание как процесс возрастания субъектности индивида, видят в качестве важнейшей функции педагога посредничеством в воспитании. По их мнению, «лишь посредничество, которое есть событие, может стать основанием развития ребенка», только при выполнении этой функции воспитатель начинает нечто значить. Педагог в этой функции выступает как посредник между ребенком и всей человеческой культурой, помогая ему найти свое место в обществе, в сложном мире [7].

 Сложный процесс организации воспитательной работы осуществляется при помощи разнообразных форм, выбор которых зависит, прежде всего, от содержания, поскольку содержание и форма тесно взаимосвязаны: форма воспитания – внешнее выражение этого процесса, а содержание – внутреннее. Изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот.

Так, Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных, организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы [17].

В педагогическом энциклопедическом словаре указано, что «форма – внешнее выражение какого-либо содержания. Это совокупность приемов, методов и средств, которые выбирает учитель» [6].

В педагогической теории и практике существует множество форм воспитательной работы. Перечислить все формы воспитательной работы невозможно, да и нет такой необходимости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.

Многие исследователи выделяют три основных типа форм организации воспитательной работы, которые различаются по признакам (по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям):

1. «Мероприятия – это, события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них» [23, с. 58].

 2. «Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в ом числе и самим себе» [23].

3. «Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения, развития» [23].

Воспитательная работа в ДОО организуется в следующих формах:

- индивидуальная форма позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат, создает эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения, ограничение сотрудничества с другими детьми;

- групповая форма работы (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения;

- фронтальная форма, т.е. работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей,  экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.

При выборе форм организации воспитательной работы в ДОО следует учитывать:

- количество вовлеченных в нее участников: индивидуальные, групповые, коллективные, массовые;

 - преимущество используемых средств: игровые (имитация, соревнования и др.), формы трудовой деятельности, формы общения;

- преимущественно используемые методы: словесные (собрания, педагогические советы), наглядные (выставки, стенды), практические (оформление материалов для выставки, музея);

- время проведения: кратковременные, продолжительные, традиционные;

- время подготовки: экспромтные, предусматривающие предварительную работу и длительную подготовку воспитанников;

- способ влияния педагога: непосредственные и опосредованные;

- субъект организации: организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежат детям;

- результат: направленные на информационный обмен; направленные на выработку общего решения; направленные на создание общественно значимого продукта.

На основании вышесказанного можно говорить о том, что формы организации воспитательной работы в дошкольной образовательной организации носят обобщенный характер. Повышению эффективности воспитательной работы в ДОО способствует грамотное использование форм и методов организации воспитательной работы.

Метод (от греч. «Methodos» – путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического, или теоретического освоения (познания) действительности [2].

 Методы воспитания – это способы взаимодействия педагога и ребенка, в процессе которого происходит взаимодействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений воспитанника с целью формирования личности. Педагоги применяют эти методы, но не всегда осознанно, т.е. необходимо знакомство педагогов с классификацией методов воспитания [24]. Методы организации воспитательной работы в дошкольной образовательной организации направлены на повышение психологопедагогической компетентности и формирование успешного взаимодействия. Именно поэтому понимание и осознанное использование методов при организации воспитательной работы надо учитывать: уровень педагогической культуры; мобильность родителей (законных представителей); характеристику семьи (по составу, по количеству детей и т.п.).

Большинство методов представляют собой игровое моделирование различных ситуаций взаимодействия и разрешения их в ходе коллективного общения. Так Г.В. Глухова, В.И. Меличева, М.В. Сметаниной и описали методы совместного оздоровления; О.В. Солодянкиной – методы включения родителей в планирование образовательного процесса; Н.В. Додокиной разработана технология развития воспитательного потенциала семьи «Семейный театр в детском саду» [16, с. 28].

Исследователи Н.А. Виноградова и О.Л. Зверева выделяют такие методы, которые направлены на активизацию всех участников образовательной деятельности и их взаимодействия:

- ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценок с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций;

 - мозговой штурм (мозговая атака, метод «дельфи»)

 – без оценочное принятие любого ответа на заданный вопрос и фиксация его;

- метод презентация – демонстрация своих знаний, умений, опыта посредством использования различных технических средств обучения;

- метод «кейсов» - анализ ситуаций, непосредственное обсуждение субъектами деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики;

- тренинги, в ходе которых создаются условия для того, чтобы участники не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их конкретных проблемных ситуациях;

- метод тестовых ситуаций, где с помощью создания специальных условий участник проявляет себя наиболее активно и отчетливо;

 - мастер-классы – передача технологий, способов взаимодействия, мастерства путем прямого и комментированного показа приемов деятельности;

- тематические и индивидуальные консультации по запросам.

Во время консультаций предполагаются не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации ее решения с участием узких специалистов [15, с. 134].

Т.Е. Конникова и Г.И. Щукина предлагают классификацию методов воспитания, где главный критерий – функция метода по отношению к деятельности ребенка, так как воспитание - это организация деятельности. В их системе рассматривались несколько групп методов организации воспитательной работы:

- методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций);

- методы формирования общественного сознания (беседа, рассказ, диспут, пример);

- методы стимуляции деятельности (соревнование, поощрение, наказание) [11].

В настоящее время существует большое количество различных классификаций методов воспитания, которые различаются по целям, средствам, по последовательности, очередности их применения. В нашей работе мы будем ориентироваться на классификацию Г.И. Щукиной.

Каждый метод применяется в зависимости от опыта, возникшей педагогической ситуации. Правила выбора метода обусловлены следующими критериями: гуманизм взаимоотношений воспитателя к воспитанникам; системный подход (можно дополнять, исправлять, уточнять другой);подготовка и соответствие метода реальным условиям и средствам его осуществления.

В практической деятельности педагоги, воспитатели, выбирая методы воспитания, руководствуются целью воспитания, его задачами и содержанием. В основу воспитательной работы берутся не отдельные методы, а их система. Эта система методов постоянно изменяется, варьируется в зависимости от возраста детей, уровня их воспитанности. Здесь необходимо педагогическое мастерство, наличие творческого подхода в организации воспитательной работы.

Воспитательный процесс в ДОО отличается развивающимся характером в создании условий для реализации воспитанника, его индивидуальных особенностей, интересов, характера. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с социумом дает положительный результат в организации воспитательной работы.

Любая воспитательная работа должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознает воспитательные функции, то есть обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе воспитания.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года предполагает следующее развитие воспитания в системе образования:  обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов,  основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента; содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности; развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей; использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности; совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей; развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельности [13].

Таким образом, воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их развития и самореализации. Воспитательная работа является обязательной составляющей образовательного процесса в дошкольной образовательной организации и должна быть полномасштабной.

Цель воспитательной работы – создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, развивающейся, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации в условиях современного общества через взаимодействие всех участников образовательных отношений.

Задачи: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; объединение обучения и воспитания в целостный  образовательный процесс; формирование социокультурной среды; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Задачи воспитательной работы реализуются через комплекс мероприятий с учетом форм и методов.

Воспитательная работа выполняет следующие функции:  реконструирующая, оповестительная, коммуникативная, организационная, демонстрационная, посредническая.

Разнообразие форм и методов воспитательной работы позволяет применить их педагогу для достижения цели, которую выдвигает педагог.

Формы дают положительный результат в комплексе. Нет плохих или хороших, любая из них хороша только в руках грамотного педагога, который может их правильно использовать.

Методы требуют от организаторов воспитательной работы их знаний и индивидуального подхода при их выборе. От знания методов и профессионального их применения в значительной мере зависит успех воспитания и воспитательного процесса в целом.

Список используемой литературы

  1.   Алябева, Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. М.: академия, 2011. 178 с.
  2.  Большой Энциклопедический словарь. 2000
  3.  Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика., 1997. 103 с
  4.  Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. Сластенина В. А. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 144 с.
  5. Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведанная из цели воспитания // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: учебное пособие / сост. А.И. Пискунов. М.: Просвещение, 1981. 352 с.
  6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
  7. Колесникова И. А. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. 3-е изд. стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 336 с.
  8. Мижериков В. А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. М.: 2002. 268 с.
  9.  Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.
  10.  Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сост. В.А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. М.: ГИТИС, 2009. 374 с.
  11. Перспективные формы, методы и приемы организации учебновоспитательного процесса: из опыта работы: Международная заочная научно-практическая конференция. Чебоксары: ЦДИП «INet», 2014. 264с.
  12.  Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  13. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 966-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации» на период до 2025». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  14.  Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под 75 ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 336 с.
  15. Сластенин В. А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. Академия, 2011. 144 с.
  16. Смирнов И.П., Хварцкая А.Х. Технология педагогического общения в профессиональной школе: Методическое пособие для руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений профессионального образования. М.: Пресс. 2000. 76 с.
  17. Титова Е.В. Если знать, как действовать. М.: Просвещение, 1993. с. 103
  18. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 1. СПб. 499 с.
  19. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  20. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000. 132 с.
  21. Яркина М.А. Воспитательная работа со студентами в педагогическом колледже // Учебные материалы: ТГПУ. 2011. URL: http://koi.tspu.ru/koi_books/Yarkina1/17.htm (дата обращения: 11.12.2018).
  22. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М. 2001. 607 с.
  23. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: «Академия», 2009. 160с.
  24. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность / М.: Академия, 2009. 208 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательной деятельности на летний период (июнь)

Документ содержит подробный план взаимодействия с детьми и родителями на летний период (ежедневное планирование)....

Организация учебно-воспитательной деятельности в детском саду

Данную презентацию я использовала для проведения родительского собрания в детском саду моей группы (2-ая младшая) в начале учебного года....

Исследовательский проект «Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности».

Эффективность воспитательного процесса определяется мерой отношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого....

Фольклор, его цели и задачи в музыкально-воспитательной деятельности и работе с дошкольниками.

Фольклор, его цели и задачи в музыкально-воспитательной деятельности и работе с дошкольниками....

Презентация "Проекты в воспитательной деятельности"

Данная презентация содержит современную трактовку проектного метода и описание основных этапов работы над проектом "Здравствуй, Осень!" для детей с ОВЗ.  Деятельность детей по проекту, ...

Методические рекомендации для педагогов « Значение темперамента дошкольника в построение воспитательной деятельности »

« Значение темперамента дошкольника в построение воспитательной деятельности »...