Научно-исследовательская статья: "ПЕДАГОГИКА КАНИКУЛ: ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ"
статья

В данной статье рассмотрен процесс организации проведения летнего отдыха разновозрастными объединениями. Выделены основные функции организаций, обеспечивающие детский отдых. Особое внимание уделено типологии программ и требованиям к ним. Сделан акцент на основных требованиях государства к воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИКА КАНИКУЛ: ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

А.Н. Грецкая

Россия, г.Барнаул, Алтайский Государственный Педагогический Университет

anastasiya_g-98@mail.ru

Е.А. Кощеева

Россия, с.Родино, МКДОУ детский сад «Теремок»

koshcheeva.77@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассмотрен процесс организации проведения летнего отдыха разновозрастными объединениями. Выделены основные функции организаций, обеспечивающие детский отдых. Особое внимание уделено типологии программ и требованиям к ним. Сделан акцент на основных требованиях государства к воспитанию детей.

Ключевые слова: цель педагогики каникул, оздоровительная функция, программа деятельности, типология программ, требования к программам

PEDAGOGY OF HOLIDAYS: ORGANIZATION OF REST AND HEALTH OF CHILDREN

A.N. Gretskaya

Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University

E.A. Koscheeva

Russia,. Rodino, MKDOU kindergarten "Teremok"

Abstract:  This article discusses the process of organizing summer vacations by associations of different ages. The main functions of organizations providing children's recreation are highlighted. Particular attention is paid to the typology of programs and their requirements. Emphasis is placed on the basic requirements of the state for raising children.

Keywords: purpose of the pedagogy of the holidays, wellness function, program of activity, typology of programs, requirements for programs

В процессе образования летний период играет важную роль в жизни детей. Это время в особенности направлено на развитие, оздоровление и воспитание детей. В данный период формируются условия для творчества, физической активности, интеллектуального потенциала.

Основной целью педагогики каникул выступает формирование условия для осуществления социального комфорта личности, создания условий для жизнедеятельности ребёнка, формирования всестороннего развития личности, а так же воспитания как важнейшего условия сознательности. Это помогает определить содержание организации отдыха, занятости детей в специфической форме дополнительного образования ребят, даёт возможность восстановить познавательную деятельность в период каникул.

Основополагающими функциями организации, деятельность которых заключается в организации детского отдыха, являются оздоровительная (создание условий и осуществление мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха, занятия физической культурой и спортом) и воспитательно-образовательная (реализация образовательных программ)[4].

В современном мире огромное внимание уделяется развитию оздоровительных лагерей как доминирующей форме детского оздоровительного образовательного отдыха, так как это самая распространенная форма каникулярного отдыха детей. Разрабатываются и реализуются программы воспитательной направленности. Особую роль играет коллективная деятельность, при этом, в неё включают детей разных возрастов,  для коммуникации со старшими или младшими товарищами. Создаются условия для личностного развития, мышления, самореализации[5].

Инновацией в детском лагере является отказ от однообразия, реализация новейших приёмов общения взрослых и детей, привлекаются новые источники финансирования для покупки необходимого инвентаря, обеспечение оптимальных и безопасных условий для работы педагогического состава.

Для организации детского отдыха и их оздоровления,  необходимо составить программу деятельности (описание модели предстоящей деятельности, по одному или нескольким направлениям, имеющей предполагаемые результаты после её реализации), отвечающую всем нормативным документам, отражающую сущность и систему работы организации. Данная программа включает в себя  цели, задачи, содержание развивающего, воспитательного, образовательного, оздоровительного процессов, ожидаемые результаты и ресурсы.

Типология программ[3]:

  1. По содержанию
  • Комплексная (разнообразная деятельность, объединяющая различные направления отдыха);
  • Специализированная (одно ведущее направление деятельности);
  1. По времени
  • Долгосрочные (реализация происходит в течение длительного времени)
  • Краткосрочные (реализация происходят в течение небольшого отрезка времени)
  1. По составлению
  • Авторские;
  • Заимствованные;
  • Модифицированные (адаптированные).

Требования к программам:

  • Актуальность (учет местонахождения, времени проведения, родителей и т.д);
  • Целостность (единая система действий, не противоречащих друг другу);
  • Прогностичность (перспектива реализации);
  • Реальность (возможность реализации программы);
  • Оригинальность (возможность отобразить специфику проведения, своеобразие)

Согласно стратегии, выбранной государством на период до 2025 года, необходимо уделять особое внимание таким направлениям как патриотическое, гражданское и семейное воспитание, духовное и нравственное воспитание согласно российским ценностям, ознакомление детей с культурным наследием нашей страны, популяризация науки, формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности, воспитание уважительного отношения к старшему поколению, физическое воспитание и становление культуры здоровья[1]. Данные аспекты должны быть включены в организацию отдыха детей.

Воспитание, становление как личности, развитие и оздоровление детей зависит от знаний, умений, навыков и подготовки взрослых, которые организуют процесс отдыха в летний период[2].  Результативность и успех летней кампании определяется готовностью всех подразделений, задействованный в данном процессе.

Отдых и оздоровление детей разного возраста – залог здорового будущего. Ребёнок обладает возможностью попробовать себя в различных сферах деятельности, согласно своим потребностям и возможностям, а затем, проанализировав свои результаты, выбрать для себя приоритетное направление.

Список литературы:

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р; Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №295.

2. Гусалов, А.Х. Физкультурно-оздоровительные лагеря / А.Х. Гусалов. - Москва: Физкультура и спорт, 1979. - 142 с.

3. Машокова, Г.В. Нормативно-методические материалы по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей/ Г.В. Машокова.- Вологда: 2006. - 47 с.

4. Фирсов, М.В. Студёнова Е.Г. Теория социальной работы/ М.В. Фирсов.-Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 438 с.

5. Фришман, И.И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции/ И.И. Фришман.-Москва: Народное образование, 2003.- 35 с.

Грецкая Анастасия Николаевна

студентка 4 курса института физико-математического образования

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»

Кощеева Елена Александровна

Воспитатель МКДОУ детский сад «Теремок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2 младшая группа)

Перспективный план работы на летний период во второй младшей группе...

Распоряжение Правительства РФ от 22.05.2017 № 978-р «Об утверждении Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей»

Распоряжение Правительства РФ от 22.05.2017 № 978-р «Об утверждении Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей»...

СанПиН 2.4.3648-20 сан-эпид требования к организациям воспитания обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи

quot;САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ"...

Введение в действие Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4. 3648-20)

В презентации содержатся выдержки из новых санитарных правил, касающихся дошкольных образовательных учреждений....

9. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»...