Сборник комплексов корригирующей гимнастики
методическая разработка (младшая группа)

Методическая разработка

Пояснительная записка
Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастливыми. Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное влияние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человека. Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых- всё это та благодатная почва, на которой произрастает здоровье не только телесное, но и душевное.
Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.
Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности. К сожалению, многие недооценивают значение этого возраста, рассматривая его как переход от младенчества (когда ребёнку уделяется много внимания) к школьному периоду (когда внимание потребуется вновь), как своеобразный отдых, но именно сейчас формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, воспитывается осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность. Именно в этом возрасте ребёнок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.
Но как часто родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, относятся к нему как к чему-то второстепенному, происходящему само по себе, в результате, многие четырёх - пятилетние мальчики и девочки плохо бегают, неправильно ходят, не могут залезть на лесенку или гимнастическую стенку, не умеют ловить и бросать мяч.
Естественная потребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста, подавляется взрослыми (не бегай, не шуми, не мешай), что самым отрицательным образом сказывается на настроении ребёнка, на его общем самочувствии.
Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия. Массаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослыми. В настоящее время большое внимание уделяется игровому массажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики и лечения различных заболеваний. Овладеть массажными приёмами может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования. В результате регулярных занятий массажем здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников. Особую тревогу вызывает широкое распространение среди дошкольников дефектов и заболеваний опорно-двигательной системы, таких как плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз.
Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической, и с гигиенической целью. Детский игровой массаж оказывает влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Так же игровой массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

 

                                           Игровой   массаж

 

            (интерпретация и адаптированный вариант методик

            спецзакаливания детей     А.Уманской и К.Динейки)

 Методическая разработка

Пояснительная записка
Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастливыми. Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное влияние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человека. Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых- всё это та благодатная почва, на которой произрастает здоровье не только телесное, но и душевное.
Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.
Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности. К сожалению, многие недооценивают значение этого возраста, рассматривая его как переход от младенчества (когда ребёнку уделяется много внимания) к школьному периоду (когда внимание потребуется вновь), как своеобразный отдых, но именно сейчас формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, воспитывается осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность. Именно в этом возрасте ребёнок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.
Но как часто родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, относятся к нему как к чему-то второстепенному, происходящему само по себе, в результате, многие четырёх - пятилетние мальчики и девочки плохо бегают, неправильно ходят, не могут залезть на лесенку или гимнастическую стенку, не умеют ловить и бросать мяч.
Естественная потребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста, подавляется взрослыми (не бегай, не шуми, не мешай), что самым отрицательным образом сказывается на настроении ребёнка, на его общем самочувствии.
Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия. Массаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослыми. В настоящее время большое внимание уделяется игровому массажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики и лечения различных заболеваний. Овладеть массажными приёмами может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования. В результате регулярных занятий массажем здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников. Особую тревогу вызывает широкое распространение среди дошкольников дефектов и заболеваний опорно-двигательной системы, таких как плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз.
Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической, и с гигиенической целью. Детский игровой массаж оказывает влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Так же игровой массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей. Укрепляя организм и содействуя
общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания.

Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья и приобщение дошкольников к основам здорового образа жизни, через игровой массаж.
Задачи:
1.Приобщить дошкольников к здоровому образу жизни.
2.Познакомить детей с игровым массажем.

3.Научить детей дошкольного возраста элементам игрового массажа.

 

                             

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей 2-7 лет. Проводится 2-3 раза в день.

 

«Поиграем  с носиком»

 

  1. Организационный момент

а) «Найди и покажи носик».

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

Старшим детям можно предложить правой (левой рукой) показать  нос.

 

  1. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку».

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого;

в) «Носик гуляет».

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос;

г) «Носик балуется».

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа;

д) «Носик нюхает приятный запах».

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е) «Носик поет песенку».

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «ба-бо-бу»;

ж) «Погреем носик».

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

 

  1. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой».

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

                                            

Массаж  рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

 

«Поиграем с ручками»

  1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

  1. Основная часть

а) Большим и указательным пальцем одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

  1. Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

 

                               

Массаж  волшебных  точек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза  в день.

«Поиграем с ушками»

  1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

  1. Основная часть

Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки».

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху);

б) «Похлопаем ушками».

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинце, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок;

в) «Потянем ушки».

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает;

г) «Покрутим козелком».

Ребенок вводит  большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд;

д) «Погреем ушки».

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

  1. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 4-5 раз.

                                                                                 

Рекомендации для родителей

     Закаливающий  массаж  подошв

 

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 минут, то полный массаж достаточно выполнять 1 раз в неделю.

 

«Поиграем с ножками»

 

  1. Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).

 

  1. Основная часть

а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

в) Погладить стопу граблеобразными движениями руки по направлению к пальцам.

г) Похлопать подошву ладонью.

д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на неё.

ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

 

  1. Заключительный этап

а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

Рекомендации для родителей

         Обширное  умывание

 Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром тепе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

                              «Умывайка»

 

«Раз» - обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» - обмывает левой рукой правую кисть.

«Три» - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до  локтя.

«Четыре» - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев руки до локтя.

«Пять» - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.

«Шесть» - мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» - ополаскивает руки.

«Девять» - отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» - вытирает руки насухо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Босохождение»

 

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

 

 

 

    Группа

                             Виды ходьбы и дозировка

   Теплый период

  Время

 Холодный период

Время

Ранний возраст

Ходьба и бег по одеялу и полу навеса

5-30 мин

Ходьба и бег по ковру в носках

5-30 мин

Младшая группа

Ходьба и бег по теплому песку, траве

5-45 мин

Ходьба по ковру босиком

5-30 мин

Средняя группа

Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве, асфальту

5-60 мин

Ходьба босиком по ковру и в носках по полу

5-30 мин

Старшая группа

Ходьба и бег по земле, воде, асфальту

5-90 мин

Ходьба и бег босиком по комнатному полу

5-30 мин

Подготовительная группа

Ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли

От 5 мин и неограниченно

Свободный бег и ходьба в группе

5-30 мин

 

 

 

 

 

 

                                                                                            

Рекомендации для родителей

          Профилактические мероприятия

в условиях дома

 

 

Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. В образовательном учреждении созданы все условия для систематического профилактического влияния на организм растущего ребенка.

 

 

Задачи оздоровительно-профилактических мероприятий:

  1. поддержание оптимального двигательного режима;
  2. укрепление мышечного корсета в целом;
  3. профилактика хронических заболеваний и травматизма.

 

 

Указанные задачи эффективно решаются:

 

  • применением общеразвивающих упражнений, укрепляющих, в частности, и нижние конечности;
  • ежедневным использованием утренней гимнастики, теплых ванн (35-36 градусов, при этом ноги опущены до колена), массажа;
  • ношением обуви на каблуке не более 1-2 см. При такой высоте каблука уравновешивается нагрузка на передний и задний отделы стопы. Если высота каблука возрастает, происходит смещение нагрузки на передний отдел стопы, икроножные мышцы находятся в состоянии постоянного напряжения, изменяется угол наклона таза, деформируется осанка;
  • ношением обуви на 1см больше самого длинного пальца (чаще первого, но может быть, второго, третьего);
  • обязательным выполнением требования: не донашивать обувь старших детей, так как в этом случае портится индивидуальная форма стопы;
  • ношением обуви, которая не должна быть узкой или слишком просторной, а ее подошва – толстой, поскольку снижается естественная гибкость стопы;
  • постоянным вниманием за правильной установкой стоп при ходьбе. Носки следует держать незначительно разведенными.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида №4

Методическая разработка

Игровой   массаж для детей старшего дошкольного возраста (Рекомендации для родителей)        

        Разработала: инструктор ФИЗО Жмурко О.Н.

ст.Отрадная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«КОМПЛЕКС КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ДОМА»

Консультация для родителей «КОМПЛЕКС КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ДОМА»...

Комплекс корригирующей гимнастики после дневного сна

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушения осанки и стопы. Такж...

Комплексы корригирующей гимнастики

Комплексы гимнастики после дневного сна для дошкольников...

Примерный комплекс корригирующей гимнастики после сна для профилактики плоскостопия и нарушения осанки в старшей группе (5-6 лет)

В неделе 7 дней. И если 5 из них мы как-то контролируем, то в выходные воспитатели не знают, что делают родители для профилактики и закаливания организма своих детей. Поэтому мы - педагоги постоянно п...

Комплекс корригирующей гимнастики

комплекс корригирующей гимнастики...

Комплекс корригирующей гимнастики для старших дошкольников "Цирк"

Комплекс корригирующей гимнастики для старших дошкольников «Цирк» Воспитатель МБДОУ...

Комплекс корригирующей гимнастики в средней группе.

Гимнастика для детей дошкольного возраста имеет немаловажное значение. Она особенно важна для роста ребенка и его гармонического развития....