Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников
статья (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 8.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников.
Что знают наши дети о природе? Каково их отношение к ней? Посещение дошкольных учреждений, наблюдение за работой педагогов, беседа с детьми показали: дошкольники проявляют большой интерес к природе, но знания, которые они получают, порой отрывочны и бессистемны.
Непонимание ребёнком взаимосвязей между живым и не живым в природе, неумение объяснить свои наблюдения, сделать правильные выводы ведет к нарушениям экологических норм и знаков.
Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектом природы как неодушевленным предметам. Еще большую тревогу вызывает равнодушие, которое проскальзывает в высказываниях ребят.
-Почему у вас в аквариуме нет рыбок?
-Они сдохли, - отвечают без тени волнения пятилетние дошкольники.
-Зачем ты ломаешь кусты?
-А их здесь много.
Откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько хладнокровность и безразличия?
Не от нас ли, взрослых? Ведь порой педагог сам являет пример экологического бескультурья: сломал ветку и отмахивается от комаров; видит, что дети качаются на деревьях, и равнодушно отворачивается.
Беседа с воспитателями показывают незнание ими системы подачи материала, методики проведения опытов, постановки различных поисковых задач.
Неоправданно мало в работе с детьми воспитатель использует природоведческую книгу и беседы по ней, наглядное пособие, дидактические игры.
В ознакомлении дошкольников с природой, формирование основ экологического сознания, культуры есть еще много нерешенных проблем. И, конечно, необходим поиск тех путей, которые помогут в решении поставленных задач.
Хочется остановиться на двух формах работы с воспитателями: организации экскурсии в природу и прогулке по экологической тропе.
Продумывая цель экскурсии в природу, воспитатель должен использовать из окружающих природных условий.
Для начинающих, молодых специалистов цель такое экскурсий - показать, куда целесообразно повести детей. Для опытных педагогов практикум, продемонстрировать новые нестандартные приемы работы с дошкольниками.
Что такое экологическая тропа? В литературных источниках определено, что это прогулка с детьми, взрослыми, разработанная по специальному маршруту естественных условий природной среды.
Каким же должен быть маршрут по экологической тропе? Выбор места содержание разговора с детьми может подсказать программа, по которой работают воспитатели, окружающие объекты, близко расположенные экологическое сообщества( берёзовая роща, еловый лес, водоем и другое). Самое главное, и пожалуй, самое сложное в этой работе- умение педагога показать, подметить, объяснить взаимозависимость, существующую в природе между растительным, животным миром и человеком. При выборе маршрутов целесообразно зарисовать или отметить на схеме (рисунке, чертеже) места наблюдения, рассмотрения неживых объектов. И, конечно, педагогу, ведущему детей по экологической тропе, надо хорошо ориентироваться в окружающей природе. Прекрасным и надежным помощником воспитателя является природоведческая литература, серии открыток, определители растений, которые желательно иметь в методическом кабинете каждого дошкольного учреждения. При подготовке прогулки воспитателя необходимо познакомить детей с нормами поведения, являющимися элементами экологической культуры каждого цивилизованного человека. Они должны быть доступны для восприятия дошкольников. Вот примерный нормы:
- В природе быдь вежливым гостем у добрых хозяев (лисовых, луговых, садовых).
- Старайся ничего, кроме знаний и впечатлений, не уносить с тропинки.
- Не нарушай дружбу растений и животных с человеком, оставь природу сохранности и целостности.
-Замечай, запоминай, зарисовывай, записывай интересное, увиденное тобой.
Рисунки детей, наброски, сделанные в летний период, в дальнейшем можно оформить в виде выставки. Выставка может быть посвящена какой-либо определённой теме, например :”Знакомые незнакомцы” (о насекомых),” Что за прелесть - старые деревья”, “Небо будет живым, пока в нём будут птицы” и др . На такой выставки рядом с детскими рисунками уместно поместить и работы педагогов. Таким образом, одной из главных задач руководителей является умение направить внимание воспитателей на то, что поможет им в достижении поставленной цели, пробудит интерес к неизведанному в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"
В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-951431-1506202313.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»
Такой мастер-класс можно провети с педагогами дошкольных учреждений...
Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"
Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/29/picture-270897-1698580122.jpg)
Деловая игра для родителей и педагогов "«Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»
Работа с родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/17/picture-492670-1589722554.jpg)
Мастер-класс по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной компетентности по использованию разнообразныхинновационных форм и методов работы по экологическому воспитанию дошкольников»
представила опыт практических результатов профессиональной деятельности на городском методическом объединении для педагогов по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной к...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/13/picture-1187782-1573637686.jpg)
Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательному развитию (экологическое воспитание) дошкольников»
Тематическая проверка проводилась в рамках задачи перед педагогами ДОУ на 2017 – 2018 учебный год, приоритетного познавательно – речевого направления развития детей МБДОУ ДС № 1 в период с...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/11/picture-52170-1678511409.jpg)
Консультация для педагогов "Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников"
Слайды презентации для педагогов переведены в формат PDF...