Мастер-класс для педагогов: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
учебно-методический материал

Елена Ивановна Рагозина

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов:

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Цель: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности».

Задачи мастер-класса:

• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;

• Обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе;

• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Раздаточный материал: «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера».

Ход мероприятия:

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа? » Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках».

Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас, педагогов, стоящих у истоков детства, необходимо четко понимать, что наших руках находится самое ценное - это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.

Математика, как правило, – одна из сложнейших наук в период школьного обучения, поэтому для дошкольников необходимыми являются некоторые навыки по формированию элементарных математических представлений до поступления в первый класс. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика может вызвать у детей определенные трудности во время школьного обучения. Ведь именно интересные, познавательные задания способствуют

развитию логического мышления у детей, готовят их к восприятию основных математических понятий, необходимых в качестве подготовки к школьной программе. Дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме.

Наша задача - формирование личности ребенка, развитие логического мышления. Главную роль в развитии у детей умений самостоятельно и творчески мыслить играют развивающие игры. Я Вам сегодня предлагаю  поиграть в игры-тренинги, которые пропустив через себя, вы сможете использовать на практике в работе с детьми дошкольного возраста.

1.Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, которые созданы Золтаном Дьенешом, всемирно - известным венгерским профессором, математиком, специалистом по психологии. Набор состоит из 48 объемных геометрических фигур, которые различаются по цвету (3), форме (4), размеру (2), толщине (2). Отличительной особенностью набора является то, что в нем нельзя обнаружить блоки, одинаковые по всем четырем свойствам. Для блоков разработаны специальные обозначения, определяющие свойства. Эти блоки способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Математическое мышление совсем не обязательно в жизни,  что оно может пригодиться детям только на уроках математики, очень ошибочно! Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие  логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша. Сегодня при нашем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице:

«Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю». Как играть?

Игра «Какая фигура спряталась?»

        Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Эта игра способствует развитию внимания, мышления, зрительного восприятия предметов.

Игра «Расскажи про фигуру»

        Все фигурки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Эта игра учит ребёнка характеризовать предмет по определённым признакам: цвет, форма, величина.

Игра «Какая фигура лишняя?» 

Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя

и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

Эта игра учит ребёнка называть лишний предмет по определённым признакам: цвет, форма, величина.

Игра «Найди клад»

Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

Эта игра способствует развитию умений выявлять в предметах признаки, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Игра «Посади клумбу»

(Перед детьми выкладываются 3 обруча).

«Наступила весна, пора посадки разных растений и, конечно же, цветов. На клумбах растут необычные цветы - блоки Дьенеша. Нужно помочь садовнику правильно рассадить цветы. Садовник решил в красную клумбу посадить такие цветы (в обруче лежит карточка - символ - синее пятно, а в желтую клумбу вот такие (карточка-символ-треугольник)». Объясните, почему вы так посадили цветы по клумбам? (Правильно, синие треугольники можно отнести и к первой группе предметов, и ко второй.)

Данная игра развивает способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

Игровое упражнение «Домики»

Ребенок получает карточку с изображением домиков со знаками-подсказками. Необходимо раскодировать закодированный предмет.

Эта игра развивает умения абстрагировать, анализировать, классифицировать, обобщать, декодировать, сравнивать и группировать геометрические фигуры, логически мыслить..

Дидактическое упражнение «Нелепицы»

Ребёнку зачитывается нелепица, после отгадки которой он собирает зашифрованную картинку из блоков Дьенеша.

1.«Мимо улья проходил,

Косолапый…» (Крокодил).

2.«Мы вдвоём катали ком, шляпа старая на нём.

Нос придумали и вот!

Получился - …» (Бегемот).

Эта игра способствует формированию элементов сенсорной культуры, выделения признака предмета по зашифрованным символам. Использование логических блоков Дьенеша в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: кодирование информации, логические операции, строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса, развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Палочки Кюизенера.

Созданы бельгийским учителем начальной школы Джоржом Кюизенером (1891 – 1976г.). Это универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Это счётные палочки, которые являются многофункциональным математическим пособием. При помощи них «через руки» можно формировать у ребёнка понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между» и многое другое.

Эти палочки представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. Каждая палочка своим цветом и длиной «показывает» определенное число. Займёмся изготовлением «цветных чисел». Начнём с единицы. Это будет эталон измерения. Единица – квадрат белого цвета со стороной 1 см. Теперь приступаем к нахождению числа два. Это прямоугольник розового цвета размером 2 см. Продолжаем отмерять и находить последующие полоски. Полоска «три» будет голубого цвета, четыре – красного, пять – жёлтого. Число шесть – фиолетового цвета, семь – чёрного, восемь – бордового, девять – синего. И, наконец, десять – оранжевого цвета. Цветные числа готовы.

Игры и занятия с палочками Кюизенера:

Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами.

В старшем возрасте закрепляем умение определять словом положение предмета по отношению к себе, по отношению к другому предмету (слева, справа); продолжаем учить устанавливать соотношение по длине; активизируем в речи детей слова длиннее, короче, самый короткий, самый длинный, равный по длине. Дать представление о составе числа; знакомство с цифрами. Развиваем наблюдательность, творческое воображение, смекалку.

Серия упражнений:

Дидактическое упражнение «Составь поезд» - из бордового, оранжевого и красного вагонов, так чтобы оранжевый был левее бордового, а бордовый левее красного. Какой вагон левее красный или бордовый?

Дидактическое упражнение «Угадай, какая палочка спряталась?»

Выложите несколько счетных палочек Кюизенера, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла. Игра способствует развитию внимания, мышления.

Игра «Послушай бубен и покажи число»

Каждый ребенок (по очереди) должен показать палочку, которая обозначает такое число, сколько ударов в бубен он услышит.

Игра способствует развитию слухового восприятия, мышления.

Игра «Выложи по картинке»

Загадка:

  1. Она приходит с ласкою
    И со своею сказкою.
    Волшебной палочкой
    Взмахнет,
    В лесу подснежник
    Расцветет  (весна).
  2. Из-под снега расцветает,
    Раньше всех
    Весну встречает
     (подснежник).
  3. Новоселье у скворца
    Он ликует без конца.
    Чтоб у нас жил пересмешник,
    Смастерили мы …(скворечник)

Игра способствует решать логические задачи на разбиение по свойствам, упражнять в умении выкладывать требуемое задание, закреплять понимание слов: длинная - короткая, развивать представления об эталонах цвета.

Игра «Магазин»

Перед ребёнком выкладывается витрина из игрушек. Каждая игрушка имеет свою цену (карточка с цифрой). Заранее ребёнок достаёт из мешочка любую палочку, определяя её чистовое значение, которое обозначает денежную единицу. Ребёнок должен выбрать игрушку, которую он сможет купить в магазине. Можно детям работать парами, сложив палочки и купить одну игрушку на двоих. Игра способствует развитию внимания, умения определять числовое значение, закреплению счёта.

Из этих палочек можно выкладывать интересные картинки, опираясь на цвет палочек. Работая с палочками Кюйзенера, ребята еще в д/саду знакомятся со своеобразной цветной алгеброй, готовясь к изучению школьной алгебры значительно раньше, чем предусмотрено программой.

Интеллектуальные качества, тренируемые с помощью логических игр, помогают ребенку использовать гибкость и независимость мышления, верить в свои силы и идеи, чувствовать себя уверенным, настойчивым, идущим до конца, пока удовлетворительное решение не будет найдено. А школа, как преемник дошкольной ступени, подхватит достижения наших воспитанников и будет дальше развивать накопленный потенциал. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы (логический прием, направленный на установление признак...

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Презентация из опыта работы " «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...

Выступление на педсовете. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий....

«Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико – математических игр»

     Семинар-практикум по теме «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством  логико – математиче...