Методическое пособие для педагогов
методическая разработка

Баркина Наталья Ивановна

Пособие на тему: «Совместная работа ДОО и родителей воспитанников по формированию у детей представлений о семье» составлено с целью: содействовать  возрождению традиций семейного воспитания, формирование интереса к истории семьи и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_dlya_pedagogov.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие для педагогов

«Совместная работа ДОО и родителей воспитанников по формированию у детей представлений о семье»

Введение

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.) Выявлено много признаков семьи. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально - психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений,  которая в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. «Семья, по признанию ученых, - одна из величайших, ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность, ни обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранения упрочнении, заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждался каждый человек независимо от возраста» - считает Т.А. Куликова.

Образ семьи - это отражение знаний о семье в сознании ребенка, то, что ребенок  видит на примере собственной семьи. Первичное  формирование  образа семьи происходит через взаимоотношения в собственной семье, особенностей межличностных отношении, семейных ценностей, традиций, участия в семейных праздниках, участия в трудовой деятельности и т.д. Е. Кравцова отмечает следующие особенности восприятия семьи у детей дошкольного возраста:  

Неблагополучной семья у детей этого возраста не бывает. Ребенок, даже страдая от физических наказаний или от отсутствия внимания, в неблагополучной семье, не осознает, что его семья имеет отрицательные характеристики.  

Наличие общего пространства, которое является ведущим для определения семьи детьми дошкольного возраста. Дошкольники включают в свою семью тех, кого видят и воспринимают в данном помещении.  

Представления о семье у детей дошкольного возраста связаны с тем, что члены их семьи выполняют какую-то определенную деятельность – папа делает ремонт, мама готовит обед, старшая сестра выполняет школьные уроки  и т. п. Члены семьи, которые не действуют на глазах у ребенка, оказываются не входящими в состав его семьи.  Члены семьи для дошкольника не связаны никакими отношениями, так как с их точки зрения важно что-то делать в доме, тогда ты станешь членом семьи.

К концу старшего дошкольного возраста у детей появляется 2 образа семьи - один образ идеальной семьи, который складывается на основе художественной литературы, мультфильмов и т. п., а образ своей конкретной семьи - связан с ощущениями, которые ребенок получает в семье. То в  каких условиях воспитывается ребенок, каков уклад его семьи  является основой формирования ожиданий своей собственной будущей семьи, поэтому важно дать детям пример правильного поведения, хороших отношений между родителями. Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте важно учитывать особенности детей: возрастные, индивидуальные. Кратко говоря об особенностях дошкольников следует отметить непроизвольное неустойчивое внимание, кратковременность интересов; игра выступает ведущим видом деятельности, определяя во многом развитие ребенка. Именно по этому в работе с детьми следует применять игровые приемы, которые позволяют задать эмоциональный тон занятию и тем самым поддержать у детей интерес.

Цель: содействовать  возрождению традиций семейного воспитания, формирование интереса к истории семьи и дома.

Задачи:

  • формировать у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении;
  • учить разбираться в родственных связях;
  • воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
  • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.
  • возвышать роль семьи, ее статус в нашем обществе;  
  • укреплять у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание;  
  • усиливать желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании детей и взрослых.

Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед общественным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это требует и новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество», «взаимодействие». Сотрудничество – это общение на «равных», где никому не принадлежат привилегия указывать, контролировать, оценивать. Сотрудничество  –  это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам, которым следует искать позитивные способы и формы общения.

Взаимодействие представляет  собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста может осуществляться через:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
  • пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
  • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
  • информационно – педагогические материалы;
  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей; объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребёнка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Следовательно, детский сад должен стать открытой образовательной системой, т.е. с одной стороны, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, а с другой, – вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. 
С введением  федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программе дошкольного учреждения выделен раздел «Социализация», что позволяет определить содержание воспитательной  работы над формированием образа семьи. Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:  приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);  формирование  гендерной, семейной, гражданской принадлежности. Организация работы в этой области развивает у детей положительное представление о семье, о тех социальных ролях, которые выполняют члены семьи; создает атмосферу доверия и поддержки.
Родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя «хорошими мамами и папами», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.

Основные формы работы по формированию у детей

представлений о семье:

(Во всех реализуемых формах работы родители принимают непосредственное и опосредованное участие)

Беседы:  «Моя семья»;  «Моя мама, мой папа» (расширение представлении детей о родителях);  «Отдыхаем всей семьей»;  «Семейные фотографии» (воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу);  «Что делают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии);  «Хозяйство семьи» (ознакомление детей с понятием «хозяйство семьи», с их обязанностями дома).  

Создание альбома:  «Наши братья и сестры» (расширение представлений о членах семьи – братьях и сестрах).
Участие в совместных праздниках: конкурсы, игры, аттракционы, чаепития.

«Семейным вечером» - общая игра, ужин всей семьей, прогулка.

Совместные проекты: «Моя родословная», «Улицы, по которым я хожу»;  оформление фотовыставок «Моя мама лучше всех», «Папа - солдат»;  фотомонтажи и фотовыставки «В кругу семьи»; «Моя мама - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;  картотека Добрых дел семьи;  развлечения «Мы с мамой друзья», «Самый лучший папа на свете», «Супермама», «Наши бабушки»;   спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья», спортивный праздник «За здоровьем всей семьёй»;   выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»;   совместные походы «В мир прекрасного».

Родители вместе с детьми делают коллажи, фотомонтажи («Моя семья», «Я люблю», «Такими мы были и стали», «Участок детского сада», «Выходной день», «Ребята и зверята»);  

Фотоальбомы с групповых праздников, экскурсий, занятий;  круглый стол (вопросы и ответы);  

Конкурс семейных талантов (изготовление игрушек, составление загадок, кроссвордов, оригинальных шляп, рисунков);  

Выставки детских работ, поделок, подарков;  создание герба семьи (девиз, объяснение);  

Совместное сочинение сказок (родители, дети).

Формы работы могут быть разными, считает воспитатель, но главное – помнить, что необходимо с уважением и пониманием относиться к родителям. Недопустимо  сравнивать ребёнка с другими детьми, ведь  каждый  ребёнок – уникален.

В работе  с родителями надо учитывать их пожелания и предложения, ценить их участие в жизни группы, рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приёмов, а как искусство диалога с конкретным ребёнком и его родителями, с уважением относиться к тому, что создаётся самим ребёнком, восхищаться вместе с родителями его инициативностью, самостоятельностью, проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывая точку зрения родителей.

Таким образом,  анализируя  опыты  работ, мы еще раз убедились, что воспитатель должен хотеть и уметь работать  с детьми; лучше, если в своей работе он найдет единомышленников (психолог, музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания), но главное – наладить сотрудничество с родителями. Именно тогда, используя разнообразные формы работы в зависимости от ситуации, потребностей детей и родителей, их интересов, ему удастся достичь хороших результатов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие для педагогов по теме:" Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Мастер - класс для воспитателей районного уровня по теме: " Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"Предоставленный материал: конспект мастер класса и презентация...

методическое пособие для педагогов и родителей Растим здоровым малыша

Материал из опыта работы , в данном пособии педагоги смогут найти описание гимнастики, которую можно использовать в работе с детьми, а также  комплексы зрительной, пальчиковой, дыхательной гимнас...

методическое пособие для педагогов ДОУ: дидактические игры "Писатель" по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

методическое пособие предназначено в помощь педагогам ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ...

Публикация проекта "В гости Сказка к нам пришла" в методическом пособии для педагогов дошкольных учреждений "Проектный метод в деятельности ДОУ", г. Нижнекамск - 2014 год.

Публикация проекта "В гости Сказка к нам пришла" в методическом пособии для педагогов дошкольных учреждений "Проектный метод в деятельности ДОУ", г. Нижнекамск - 2014 год....

Методическое пособие для педагогов "Формы работы с воспитателями. Музыкальный уголок в группе"

В данном материале изложены формы работы музыкального руководителя с воспитателями, роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка, советы по организации музыкальных уголков в группах и пр....

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»...

Методическое пособие для педагогов-психологов. Диагностика эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста. Тест «Рисунок семьи".

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характери...