МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
материал (старшая группа)

Каждый воспитатель должен научить ребенка театрализованной игре. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Таким образом, основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности.  Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей театра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО  ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ   ИГРЫ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА.

       Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в  дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства,  который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии,  инициативности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.   Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

    Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образам оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Каждый воспитатель должен научить ребенка театрализованной игре. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Таким образом, основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности.  Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей театра.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми, на всех этапах организации театрализованной игры.

Вначале воспитателю лучше самостоятельно показывать ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Пусть дети активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры.

Далее - небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить  поиграть так же. Для упражнений используйте высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложите ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключите всех детей, устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю - аплодисменты.

Затем можно предложить ребенку игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок".

Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).

Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам.

Выбор постановки во многом определяется возрастом ребёнка. Чем он младше, тем проще должен быть ваш спектакль.

 Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

Для дошкольников, самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно,  но и выражением лица, жестикуляцией.

Существует четыре вида кукольного театранастольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.   Кукольный театр располагает большими возможностями, так как он воздействует целым комплексом средств.

Театрализованные игры включают:

  • Действия с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, плоскими фигурами);
  • Непосредственные действия детей по ролям;
  • Изобразительную деятельность - носит характер пространственно-изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликационные декорации, костюмы персонажей;
  • Музыкальную - выполнение знакомых песен от лица персонажей, авторских характерных песен к театрализованным играм, песен-импровизаций, песен и мелодий, созданных самими детьми. Руководство театрально-игровой деятельностью требует от воспитателя умение строить работу в системе, подбирать содержательные материалы, ставить и решать педагогические задачи, цель которых - формировать творческие и театральные способности детей. Театрализованные игры должны планироваться руководителями два раза в неделю в каждой возрастной группе, начиная от первой младшей. Соответственно возрасту учитывая сложность, задача, репертуар и т.д. Предлагая детям театрализованные игры, педагог должен четко предусматривать весь ход деятельности. Главное и необходимое условие - использовать хорошо знакомые детям произведения, то есть те, которые соответствуют программе предшествующих по возрасту групп.                                   Рекомендации при организации театрализованных игр:                      - Создать условия в группах для проведения театрализованных игр и игровых упражнений. Пополнять и обновлять атрибуты.

- Вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизировать его речь

- Ежедневно вводить на занятиях и в повседневной жизни игры- инсценировки с сюжетными игрушками, используя фольклорный материал

- Ежемесячно планировать демонстрацию сказки с использованием разных видов театра

- Формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение друг к другу.

 Требования к театрализованной игре:

- Разнообразие тематики содержания.

- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса.

- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр.

        

   Занимаясь с детьми театром, нужно ставить перед собой цель - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Нужно стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры в детском саду-это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"

Театрализованные игры в детском саду-это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"...

Театрализованная игра "Хватай- держи" Конкурсная работа отмеченная дипломом V Городского Музыкально-Театрализованного Фестиваля «Звуки Музыки»

 В театрализованной игре «Хватай держи» дети раскрывают свои музыкальные и артистические способности, исполняя арии Мышей, Кота и  Хозяйки, в одноименной мини-опере на муз...

Режимные моменты в старшей группе (С- Ролевые игры, театрализованние игры, дидактические игры)

Режимные моменты в старшей группе (С- Ролевые игры, театрализованные игры, дидактические игры)...

Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".

Тема: «Театрализованная  игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области:  "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...