Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте
статья (младшая группа)

Имамутдинова Алсу Шафиулловна

                                                                                                Статья

Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте

 

Проблема формирования сенсорных эталонов в современной педагогике достаточно востребована и изучена. Вопросом развития сенсорных способностей через дидактические игры и в процессе предметной деятельности занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи — педагоги и психологи. И в своем исследовании мы обратились к трудам таких зарубежных ученых, как J. Piaget, D&Е. Gibson, M. Montessori, F. Fröbel. Важным моментом концепции J. Piaget, заслуживающим нашего внимания, является то, что ученый обратил внимание на совершенствование перцептивной деятельности через восприятие. Концепции D.&Е. Gibson впервые раскрыли и проанализировали систему изменяющихся в ходе развития отношений между информацией и восприятием. Принципиально иной научный подход к проблеме восприятия имеет место у отечественных психологов. Нами рассмотрена и, отличная от зарубежной, позиция отечественных представителей психолого-педагогической науки — А. И. Ануфриевой, Т. Г. Васильевой, Р. И. Теплицкой, А. Р. Лурии, В. Г. Нечаевой и др. Сейчас система воспитания и образования, реализует новую концепцию дошкольного воспитания, которая уже не опирается на критерии усвоения определенных знаний, приобретения навыков и умений каждым ребенком, а стремится к поиску неформальных, альтернативных путей развития личности ребенка. В современной отечественной педагогике наблюдается повышенный интерес к дидактическим системам F. Fröbel, M. Montessori, G. J. Dekroli, которые следовали основному принципу образования Песталоцци, который говорил, что обучение должно строиться в соответствии с естественным ходом умственного развития ребенка. Сенсорное воспитание (развитие) как нельзя лучше отвечает этим принципам и формирует полноценное восприятие окружающей действительности, служит основой познания мира. На данный момент в отечественной педагогике все больше исследователей заинтересованы в создании системы сенсорного воспитания. Теоретически обобщаются психолого-педагогические данные, направленные на развитие сенсорных способностей и личностных качеств детей младшего дошкольного возраста; обсуждаются и внедряются изменения в практике дошкольного образования на основе правительственных постановлений, касающихся проблем воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста. Все это позволяет говорить о высокой актуальности выбранной нами темы. В нашем исследовании мы обратились к изучению процесса формирования сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе. Программа дошкольного воспитания групп раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду на первое место по значимости ставит сенсорное развитие ребенка. И обращает внимание на необходимость развития у ребенка восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения), также, у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют основу умственного развития. К трем годам у ребенка появляется желание взаимодействовать со взрослым, что дает возможность взрослому (воспитателю, родителям) руководить деятельностью ребенка. Основная задача этого взаимодействия — способствовать расширению и углублению естественные для раннего возраста урони развития. Это возможно при умелом руководстве традиционными в раннем возрасте видами деятельности. При этом, конечно, необходимо знать, чему и как учить, какие методы использовать. Руководство взрослого, его непосредственное участие в формировании представления об окружающем мире облегчает, ускоряет, приводит в систему восприятие ребенка. Без формирования взрослым правильного восприятия и обучения ребенка основным умственным операциям, восприятие ребенком новых объектов и явлений может оказаться поверхностным и неполным. Все дети разные, и развитие каждого ребенка индивидуально. Но вместе с тем есть некий минимум умений в развитии, который соответствует уровню трехлетнего ребенка: 1) Умеет играть. Использует игрушки и предметы-заместители для построения простейшей последовательности игровых действий. 2) Способен построить предмет из двух деталей (домик из кубика и призмы, стульчик для куклы из кубика и кирпичика). Воспринимает постройку как игровой материал. 3) Проявляет желание рисовать. Рисует изображения, узнаваемые для него, которые может описать. Определяющим будет являться то, что наблюдая за игрой нам необходимо выяснить — ребенок играет? Или манипулирует предметами, повторяя действия взрослого? На основании исследований Л. А. Венгер отметим некоторые характеристики игры в младшем дошкольном возрасте. По мнению исследователя, ребенок играет, если: воспринимает игрушечную машинку как настоящую, видит в кукле настоящего ребенка, готовит в игрушечной посуде воображаемую еду и принимает ее за настоящую. Мы использовали методику восприятия сенсорных эталонов Л. А. Венгер с целью выявления первоначального уровня сформированности сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста. Мы руководствовались следующими критериями: принятие и понимание задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, результат. На начало учебного года дети показали следующие результаты. В диагностике и участие дети младшей возрастной группы, в количестве 21 человек. Низкий уровень восприятия сенсорных эталонов был выявлен у 3 детей. Это означает, что ребёнок не понимает и не принимает задания даже в условиях обучения (показа взрослым). Средний уровень у большинства детей — 15 человек. Дети данной группы действуют, не ориентируясь на образец, а после обучения продолжают опускать игрушки без учета основного принципа. Качественный высокий уровень показали 3 человека. На этом уровне ребенок опускает игрушки, но не во всех случаях ориентируется на образец, но заинтересован в конечном результате и стремится к нему после обучения. Для того чтобы успешно формировать развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте, рекомендуется использовать ведущий вид деятельности ребенка — игру. Нами с этой целью используются дидактические игры. Через дидактическую мы сможем развивать у детей внимание, зрительную память, умение группировать предметы по цвету. Помочь детям сформировать творческие, мыслительные способности, развивать восприятие и воображение. Такие игры нетрудно изготовить своими руками из обычных бытовых предметов — разноцветных пластиковых крышек, прищепок, цветной бумаги и других подручных материалов. Таким образом, формирование сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте обусловлено полноценным восприятием детьми окружающей действительности, служит основой познания мира. Можно сказать, что почти все дети обладают способностями с ярко выраженной сенсорной основой. Сензитивным периодом для развития сенсорного восприятия является ранний и младший дошкольный возраст. Упускать этот возраст ни в коем случае нельзя: он важен для дальнейшего развития ребёнка. Ребёнка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений, потому что невозможно представить себе жизнь без визуальных. слуховых, зрительных ощущений и впечатлений. Для полноценного развития с самого рождения ребенку жизненно необходима тренировка органов чувств. Тогда во взрослой жизни он приобретет способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Литература: Абельская Т., Неопихонова Я. Проблема развития в немецкой психологии и ее влияние на советскую педологию и психологию // Педология. — 1932. — № 4. — С. 27–36. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: «Просвещение», 1969. — С. 34–38. Усова А. П., Сакулина Н. П., Аванесова В. Н., Венгер Л. А., Запорожец А. В., Поддьяков Н. Н. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. — М.: «Просвещение», 1965.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Смирнова, Т. С. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте / Т. С. Смирнова, А. В. Вульферт. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 177-178. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45844/ (дата обращения: 11.10.2020)
.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Имамутдинова А,Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Экспериментальная работа с использованием программы "Развитие"...

Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте

Период раннего детства характеризуется быстрыми темпами развития ребенка....

Презентация «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Презентация была подготовлена в рамках мастер класса для родителей  «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях», который помог им, с минимальным...

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» (Первая младшая группа)

Родительское собрание в форме мастер-класса«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»(Первая младшая группа)...