Сущность личностно-ориентированного образования
статья

Григорьева Светлана Геннадьевна

Личностно-ориентированное обучение базируется на принципах гуманистической педагогики. По своей сути оно предполагает ориентацию учебно-воспитательного процесса на личность учеников, их постоянное интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не только отдельных ее качеств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность  личностно-ориентированного образования

Личностно-ориентированное обучение имеет  давнюю историю, и в истории педагогики оно имело  несколько других названий: гуманистическая педагогика, экзистенциализм, неопрагматизм, неопедоцентризм, свободное воспитание (в США и в Европе в 70-е годы), педагогика  сотрудничества (в СССР в 80-е годы).  Все эти близкие по своему содержанию концепции можно было назвать «либеральная или гуманистическая педагогика», которая по своей сущности была противопоставлена популярной в свое время авторитарной.

Личностно-ориентированное обучение базируется на принципах гуманистической педагогики. По своей сути оно предполагает ориентацию учебно-воспитательного процесса на личность учеников, их постоянное интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не только отдельных ее качеств. При личностно-ориентированном подходе в образовании абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Поэтому Алексеев Н.А. в своем исследовании «Личностно-ориентированное обучение в школе», утверждал, что «личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта».

Исследователи О.В. Бондаревская, В.В. Серико понимают личностно-ориентированный подход как определенный стиль общения всех участников образовательного процесса, поэтому личностно-ориентированное обучение строится на следующих принципах:

  • принципы природосообразности образования,
  • принцип культуросообразности образования,
  • индивидуально-личностного подхода,
  • принцип ценностно-смысловой направленности образования.

Построение  личностно-ориентированной системы обучения, которая в современной педагогике определяется как ведущая, базируется на следующих основных  положениях:

  • приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка как активного носителя субъектного опыта, поэтому ученик не становится в процессе обучения, а уже с самого начала является субъектом познания;
  • для правильного и рационального конструирования и реализации всего учебного процесса нужна особая работа учителя по выявлению субъектного опыта каждого ученика;
  • взаимодействие двух видов опыта: опыта учителя и опыта ученика должна происходить не путем вытеснения индивидуального опыта учащегося, наполнения его общественным опытом, а путем их постоянного согласования и обязательного использования всего того, что накоплено  учеником в его собственной жизнедеятельности;
  • развитие ученика как личности, то есть его социализация,  происходит не только путем овладения нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта;
  • главный результат учения -  сфорсированность  на основе усвоения полученных знаний и умений познавательных способностей школьника.

Основные функции личностно-ориентированного образования – это:

  • гуманитарная функция - признание самоценности человека и обеспечение  его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала;
  • культуросозидательная функция – она направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования;
  • функция социализации - обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, который необходим для вхождения человека в общественную жизнь.

Построение обучения с учетом этих функций  направлено на индивидуальное развитие учащегося, которое предполагает совместный поиск путей выявления индивидуальности ученика, учет его особенностей и способностей, постоянное психологическое сопровождение, возможность выбора различных направлений обучения, кропотливая работа по формированию соответствующей мотивации, развитию общественных интересов каждого ребенка.

          Поэтому личностно-ориентированное обучение должно опираться на:

  • уровень обученности в данной области знания и степень общего развития, культуры, т. е. ранее приобретенный опыт;
  • особенности психического развития  личности (память, мышление, восприятие, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу);
  • особенности характера, темперамента.

Если говорить о приоритетном развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся, уместно выделить следующие показатели умственного развития ребенка:

  • самостоятельность мышления;
  • быстрота и прочность усвоения учебного материала;
  • быстрота умственной ориентировки (находчивость) при решении нестандартных задач;
  • глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений (умение отличать существенное от несущественного);
  • критичность ума, отсутствие склонности к предвзятым, необоснованным суждениям.

      Реализация  всех  этих положений не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений  учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:

  • оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
  • отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
  • опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

      Содержание  личностно-ориентированного образования  призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.

      Критериями  эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития каждого ученика.

      Таким образом, обобщая вышесказанное, под личностно-ориентированным образованием можно  понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Бондарской Е.В., составляют те методы и приемы, которые  соответствуют  таким требованиям, как: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Среди разнообразных технологий личностно-ориентированного обучения можно выделить:

  • обучение в сотрудничестве;
  • метод проектов;
  • «Портфель ученика»;
  • модульные технологии;
  • технологии программированного обучения;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, возможности рефлексии, которые реализуются во всех перечисленных выше технологиях;
  • разноуровневое обучение;
  • игровые технологии и др.

 Таким образом, обобщая все вышесказанное и ссылаясь на мнение Селевко Г. К., можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения: «Личностно-ориентированное обучение» – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира». А его цель, как утверждает Н.А. Алексеев: «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в  преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня  стоит задача: выравнивание стар...

Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"

Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...