«Дидактические задания (опыты, эксперименты, проблемные ситуации, логические задачи, дидактические игры) при организации прогулки»
статья

Мотырева Анна Николаевна

Прогулка - благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности в течение дня. Время выхода и длительности прогулки детей каждого возраста регламентируется режимом дня образовательной программы дошкольного учреждения.

Каждой прогулке можно придать собственное своеобразие с определенным сюжетом, тематикой или же нацелить на решение задач закрепления пройденного материала и предварительную работу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов33.83 КБ

Предварительный просмотр:

 «Дидактические задания

 (опыты, эксперименты, проблемные ситуации, логические задачи, дидактические игры) при организации прогулки»

                                                                                                 Мотырева Анна Николаевна,

                                          воспитатель

                                                                     МБДОУ ДС №45 «Росинка»

                                 

Важное место в режиме пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении занимают прогулки, организация и проведение которых осуществляется в соответствии с требованиями СанПиНа и образовательной программой детского сада. Прогулка - благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности в течение дня. Время выхода и длительности прогулки детей каждого возраста регламентируется режимом дня образовательной программы дошкольного учреждения.

Каждой прогулке можно придать собственное своеобразие с определенным сюжетом, тематикой или же нацелить на решение задач закрепления пройденного материала и предварительную работу.

Алгоритм подготовки экспериментирования

1.Выбор объекта исследования

2.Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстрационных материалов и пр).

3.определение типа, вида и тематики занятия – экспериментирования.

4.выбор цели, задач работы с детьми(познавательные, развивающие, воспитательные   задачи).

5.игровой тренинг  внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.

6.предварительная исследовательская работа с использованием оборудования (в уголке экспериментирования).

7.выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

8.обобщение результатов наблюдений в различных формах (коллажи, мнемотаблицы, фотографии и пр.), с целью подведения детей  к самостоятельным выводам по результатам исследования.

9.уточнение каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.

10.прогназирование результата.

11.закрепление последовательности действий.

12.закрепление правил безопасности.

Структура  экспериментирования

1.постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем).

2.прогназирование результата (старший дошкольный возраст).

3.уточнение правил безопасности жизнидеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. распределение действий на подгруппы, выбор ведущих, (старший дошкольный возраст).

5.выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

6.наблюдение результатов эксперимента.

7.фиксирование результатов эксперимента.

8.формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем).

Примеры поисково – исследовательской деятельности:

 

Первая младшая группа

Направления экспериментальной деятельности

Темы эксперементирования

лето

экспериментирование с песком, глиной, камешками:

Песок, свойства песка. Изготовление куличиков.

Наблюдение за природными материалами.

Глина. Лепка печений для кукол.

Экспериментирование с водой

Вода жидкая она может течь. Свойства воды.

Вторая младшая группа

Направления экспериментальной деятельности

Темы эксперементирования

осень

экспериментирование с предметами

Почему все падает на землю?

Как измерить тепло?

Мы – фокусники.

Экспериментирование с воздухом

Где теплее? Вертушка.

Средняя группа

Направления экспериментальной деятельности

Темы эксперементирования

весна

экспериментирование с предметами

Посадим дерево.

Где вода?

Наблюдения за жизнью растений

Что любят растения? Где живут зернышки?

Старшая  группа

Направления экспериментальной деятельности

Темы эксперементирования

весна

экспериментирование с воздухом

Парусные гонки.

Вдох – выдох.

Наблюдения за жизнью растений

Что выделяет растение? Земля наша кормилица.

Подготовительная  группа

Направления экспериментальной деятельности

Темы эксперементирования

зима

экспериментирование с водой, снегом, льдом

Цветные льдинки. Много – мало. Бережем воду.

Рассмотрим пример экспериментирование с песком, глиной во второй младшей группе «Ветер».

Цель данного эксперимента: выявление изменений песка при взаимодействии с ветром и водой.

Материал: песок, глина.

Оборудование: пластиковые бутылки с крышкой.

Ход:

1.Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком.

2.Уточнение правил безопасности.

- аккуратно действовать  с материалами;

- не брать грязные пальцы в рот;

- не тереть глаза грязными руками;

- не обсыпаться песком.

3.Выполнение эксперимента.

Воспитанники под руководством воспитателя  рассматривают заготовленные бутылки с песком. При помощи воспитателя создают ураган – резко с силой тряся бутылку или сжимая.

Затем воспитатель задает вопросы:

Что происходит с песком?

(Песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, не могут держаться друг за друга, и за землю не могут держаться при  сильной струй воздуха).

Как сделать так, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре?

(Хорошо смочить песок).

Воспитатель предлагает повторить опыт и сделать вывод.

4.Фиксирование результатов эксперимента.

Вывод: при возникновении ветра песок перемещается. Мокрый песок не перемещается во время ветра.

Проблемные ситуации

Проблемное обучение представляет собой организацию деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их решению.

Примеры проблемных ситуаций старшего дошкольного возраста по темам:

ситуационные задачи на развитие мышления;

проблемные ситуации межличностных отношений со сверстниками;

ситуационные игры на нахождение внутренних ресурсов;

ситуационные игры на нахождение внешних ресурсов;

проблемные ситуации к занятиям;

ситуации на тему: "Что было бы, если бы..." и пр.

Рассмотрим некоторые из вышеприведенных тем:

Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном). 
  Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?
  Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?


               Ситуация с огнём
 В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему? 
 Дым в соседней квартире. Твои действия?

               Ситуация с водой. 
Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?


 В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему

  Дети получают  письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.

 Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки. 

Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

Тема: «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.     

 Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Примеры проблемных ситуаций в младшем дошкольном возрасте - «У нас новые дети»; «Игрушки обиделись» и пр.

Логические задачи

Логическое мышление – это симбиоз психических, умственных и познавательных навыков, которые формируются у малыша с самого рождения. Самостоятельные логические умозаключения ребенок способен делать уже к пяти годам.

Цели логических задач: развитие логического мышления и воображения, развитие связной речи.

Пример логические задачи для старшей группы:

Задачи - шутки на сообразительность и смекалку

1. Кто быстрее плавает утенок или цыпленок?

2. Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?

3. На одном берегу утята на другом - цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова?

4. Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

 - Марина и Таня пили разные соки -виноградный и яблочный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня?

 - Костя и Артем были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую. Костя был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Артем?

- У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?

- Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен?

«Птичья столовая».
Давай устроим на балконе птичью столовую,- попросила Таня маму,- пускай птички прилетают и подкармливаются. Сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки. Синички и воробьи быстро сновали около неё, подкармливаясь в короткий зимний день. Как-то девочка долго собиралась в д/с и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветреный. Голодные, замёрзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли. На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше птичек. Почему? Вывод: Птичка, которая не поела зимой хоть один день, может погибнуть от холода. Зимний день очень короткий, и те птички, которые уже привыкли находить себе еду в кормушке, не знали других мест, где можно было найти её. Поэтому, если устроена кормушка, нужно обязательно класть в неё корм ежедневно.

«По грибы».
Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.- Смотри, смотри, мама,- птичка летает так низко, что я могу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома. – Нет, этого нельзя делать,- сказала мама. Почему она так ответила Вове. Вывод: Мама не разрешила поймать сыну птичку, потому что знала: это был птенчик, который ещё учился летать. Взрослая птичка - его мама - была рядом. Птичка вырастет в лесу, и будет приносить пользу, уничтожая комаров вредителей. А на новом мести без привычной еды птенчик может погибнуть.
Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов имеют загадки. При знакомстве с числами можно предлагать детям разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные.

Математические загадки:

4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. Что это такое? (ветряная мельница.)

Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.)

На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу? (Стол.)

Задания на сообразительность.

В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (9 пароходов.)

Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек).

Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой.)

У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги.)

Решение нестандартных задачек на логику в старшем дошкольном возрасте – легкий способ развития логического мышления. Со временем необходимо повышать сложность игровых упражнений, в результате интерес к их выполнению возрастет.

Дидактические игры

Дидактические игры являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

Каждая дидактическая игра состоит из:

  • дидактической задачи,
  • содержания,
  • правил,
  • игровых ситуаций.

Виды дидактических игр:

Игры с предметами (игрушками или природным материалом).

 Например: «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д.

  • Словесные игры. Игры направленные на развитие  речи : разучивание потешек или небольших стихотворений, закрепление трудного для произношения звука и т. п.

Пример дидактических игр старший дошкольный возраст:

Дидактическая игра «Найди ошибку».

Цели: развитие слуховое внимание.

Ход  игры:   Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Дидактическая игра «Доскажи слово».

Цели: развитие умения  отчетливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
                                                               Ра-ра-ра - начинается иг…

                                                             Ры-ры-ры - у мальчика ша…

                                                             Ро-ро-ро - у нас новое вед…

                                                                Ру-ру-ру -продолжаем мы иг…

                                                                Ре-ре-ре - стоит дом на го…

                                                                Ри-ри ри - на ветках снеги…

                                                                Ар-ар-ар - кипит наш само…

                                                                Ры-ры-ры - детей много у го…

Дидактическая игра «Так бывает или нет?».

Цели: развитие  логического мышления, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры:  Воспитатель объясняет правила игры:

- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну»...

Дидактическая игра «Найди ошибку».

Цели: развитие умения отчетливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Дидактическая игра «Какое время года?».

Цели: закрепление умений  соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?».

Цели: развитие умений  подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка -рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая...

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое...

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая...

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный...

Дидактические задания могут выполняться с помощью активных движений, когда детям предлагают: «Покажи дерево. Найди такое же». Или: «Раз, два, три —к березе беги!» И тут же ставится другая, более сложная задача: «А как ты узнал, что это береза?»

Очень часто дидактическое задание переплетается с трудовыми поручениями. Например, собрали осенние листья, стало чисто, из листьев сделали украшения.

Все вместе на опушке леса собирают веточки, кому какая понравится, потом воспитатель спрашивает: «Чем тебе понравилась эта веточка?»—и предлагает сравнивать: длинная — короткая для малышей, старшим дополнительно: толстая —тонкая. Каждый раз дети учатся сравнивать, сопоставлять: длиннее —короче, шире —уже, больше—меньше. Незаметно старшие дети начинают считать. Сначала больше —меньше, затем много и один, а потом уже один, два, три... Например, сколько в букете тюльпанов? А нарциссов? При выкладывании узоров: две ракушки —два камешка и т.д.

Взрослый придумывает разнообразные дидактические задания, предоставляет детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулирует их мыслительные операции, предлагает обследовать предметы. В процессе дидактических игр и заданий у детей происходит активное накопление чувственного опыта; развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, творчество, совершенствуются разнообразные движения, пространственные ориентировки; интенсивно увеличивается и обогащается словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проблемной ситуации на занятии. Тема "Игры с кляксами".

Решение проблемной ситуации на занятии....

Проблемные ситуации в сюжетно - ролевой игре.

Проблемные ситуации в сюжетно - ролевой игре....

Логические задачи, дидактические игры и упражнения по математике для дошкольников.

Картотека логических задач, дидактических игр и упражнений по математике для дошкольников...

из опыта работы Проблемные ситуации (в дидактических экологических играх)

в этом материале представлены дидактические игры по экологическому развитию детей....

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЕ "УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЕ "УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"Проблемная ситуация 1 «Безопасный подход к кафе по регулируемому пешеходному переход...

Семинар-практикум «Проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре в младшем дошкольном возрасте»

Семинар-практикум«Проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре в младшем дошкольном возрасте»...