Дополнительная аналитическая информация к п. 1.1 - 1.6
материал

Сабурова Анастасия Алексеевна

- анализ представленных в таблицах результатов;

- информация о создании условий для реализации программ;

- дополнительные факты, свидетельствующие о положительных результатах освоения образовательных программ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.1-1.6.docx63.01 КБ

Предварительный просмотр:

- анализ представленных в таблицах результатов;

В 2018-2019 учебном году логопедическую группу посещало 15 детей:

ЗРР – 1 воспитанник

ОНР I уровня речевого развития – 1 воспитанник

ОНР I уровня речевого развития (дизартрия) – 5 воспитанников.

ОНР II уровня речевого развития – 7 воспитанников.

ОНР II уровня речевого развития (дизартрия) – 1 воспитанник.

Результаты диагностики речевого развития детей на начало учебного года

Уровни развития

Неречевые псих. функции

Фонематический слух  

Звукопроизношение

Артикуляционный праксис

 Лексика в импрессивной речи

Грамматика в импрессивной речи

Лексика в экспрессивной речи

Грамматика в экспрессивной речи

Слоговая структура

Мелкая

моторика

Общая

моторика

Связная речь

Общие речевые умения и навыки

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол- во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол-во

%

Кол - во

%

Высокий

5

33%

3

20%

-

-

-

-

7

46%

-

-

2

13%

-

-

6

40%

6

40%

-

-

-

-

1

7%

Выше среднего

7

46%

8

54%

1

7%

6

40%

5

34%

6

40%

4

27%

1

7%

-

-

7

47%

2

13%

1

7%

9

60%

Средний

1

7%

2

13%

5

33%

5

34%

1

7%

2

13%

2

13%

3

20%

1

7%

-

-

9

60%

2

13%

2

13%

Ниже среднего

1

7%

-

-

3

20%

2

13%

-

-

5

34%

1

7%

3

20%

1

7%

-

-

3

20%

5

34%

1

7%

Низкий

1

7%

2

13%

6

40%

2

13%

2

13%

2

13%

6

40%

8

53%

7

46%

2

13%

1

7%

7

46%

2

13%

1 – неречевые психические функции                 8 – грамматика в экспрессивной речи                      

2 – фонематический слух, восприятие               9 – слоговая структура                                                  

3 – звукопроизношение                                       10 – мелкая моторика                                

4 – артикуляционный праксис                            11 – общая моторика                                                    

5 – лексика в импрессивной речи                       12 – связная речь                        

6 – грамматика в импрессивной речи                 13 – общие речевые умения и навыки

7 – лексика в экспрессивной речи                              

Результаты диагностики речевого развития детей на конец учебного года

Уровни развития

Неречевые псих. функции

Фонематический слух  

Звукопроизношение

Артикуляционный праксис

 Лексика в импрессивной речи

Грамматика в импрессивной речи

Лексика в экспрессивной речи

Грамматика в экспрессивной речи

Слоговая структура

Мелкая

моторика

Общая

моторика

Связная речь

Общие речевые умения и навыки

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол- во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол-во

%

Кол - во

%

Высокий

12

79%

12

80%

-

-

-

-

13

87%

1

7%

5

33%

3

20%

9

59%

11

74%

5

33%

-

-

9

60%

Выше среднего

1

7%

-

-

9

60%

11

73%

-

-

11

73%

6

40%

4

26%

1

7%

2

13%

6

40%

2

13%

4

26%

Средний

1

7%

2

13%

4

26%

2

13%

2

13%

-

-

1

7%

2

13%

3

20%

2

13%

3

20%

3

20%

1

7%

Ниже среднего

1

7%

1

7%

1

7%

1

7%

-

-

3

20%

1

7%

2

13%

1

7%

-

-

1

7%

6

40%

-

-

Низкий

-

-

-

-

1

7%

1

7%

-

-

-

-

2

13%

4

26%

1

7%

-

-

-

-

4

27%

1

7%

1 – неречевые психические функции                 8 – грамматика в экспрессивной речи                      

2 – фонематический слух, восприятие               9 – слоговая структура                                                  

3 – звукопроизношение                                       10 – мелкая моторика                                

4 – артикуляционный праксис                            11 – общая моторика                                                    

5 – лексика в импрессивной речи                       12 – связная речь                        

6 – грамматика в импрессивной речи                 13 – общие речевые умения и навыки

7 – лексика в экспрессивной речи                              

В 2019-2020 учебном году логопедическую группу посещало 22 ребенка:

ОНР I уровня речевого развития (дизартрия) – 2 воспитанника.

ОНР I - II уровня речевого развития – 1 воспитанник.

ОНР I - II уровня речевого развития (дизартрия) – 2 воспитанника.

ОНР II уровня речевого развития – 4 воспитанника.

ОНР II уровня речевого развития (дизартрия) – 3 воспитанника.

ОНР II - III уровня речевого развития – 8 воспитанников.

ОНР II - III уровня речевого развития (дизартрия) – 2 воспитанника.

Результаты диагностики речевого развития детей на начало учебного года

Уровни развития

Неречевые псих. функции

Фонематический слух  

Звукопроизношение

Артикуляционный праксис

 Лексика в импрессивной речи

Грамматика в импрессивной речи

Лексика в экспрессивной речи

Грамматика в экспрессивной речи

Слоговая структура

Мелкая

моторика

Общая

моторика

Связная речь

Общие речевые умения и навыки

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол- во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол-во

%

Кол - во

%

Высокий

11

50%

7

34%

-

-

-

-

8

37%

-

-

-

-

1

4%

12

55%

-

-

-

-

-

-

8

37%

Выше среднего

8

37%

9

40%

5

23%

11

50%

11

50%

8

37%

13

60%

5

23%

4

18%

5

23%

12

55%

5

23%

7

32%

Средний

3

13%

5

22%

8

37%

10

46%

3

13%

10

46%

6

27%

10

46%

5

23%

9

40%

10

45%

8

36%

6

27%

Ниже среднего

-

-

1

4%

9

40%

1

4%

-

-

3

13%

1

4%

2

9%

1

4%

8

37%

-

-

5

23%

1

4%

Низкий

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

4%

2

9%

4

18%

-

-

-

-

-

-

4

18%

-

-

1 – неречевые психические функции                 8 – грамматика в экспрессивной речи                      

2 – фонематический слух, восприятие               9 – слоговая структура                                                  

3 – звукопроизношение                                       10 – мелкая моторика                                

4 – артикуляционный праксис                            11 – общая моторика                                                    

5 – лексика в импрессивной речи                       12 – связная речь                        

6 – грамматика в импрессивной речи                 13 – общие речевые умения и навыки

7 – лексика в экспрессивной речи                              

Результаты диагностики речевого развития детей на конец учебного года

Уровни развития

Неречевые псих. функции

Фонематический слух  

Звукопроизношение

Артикуляционный праксис

 Лексика в импрессивной речи

Грамматика в импрессивной речи

Лексика в экспрессивной речи

Грамматика в экспрессивной речи

Слоговая структура

Мелкая

моторика

Общая

моторика

Связная речь

Общие речевые умения и навыки

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол- во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол - во

%

Кол-во

%

Кол - во

%

Высокий

17

77%

15

68%

2

10%

-

-

19

86%

10

46%

8

36%

5

23%

16

72%

1

4%

10

45%

2

9%

12

55%

Выше среднего

5

23%

7

32%

9

40%

13

60%

3

14%

9

40%

11

50%

13

59%

3

14%

14

65%

12

55%

9

40%

8

36%

Средний

-

-

-

-

9

40%

9

40%

-

-

3

14%

3

14%

-

-

3

14%

7

31%

-

-

8

38%

2

9%

Ниже среднего

-

-

-

-

2

10%

-

-

-

-

-

-

-

-

3

14%

-

-

-

-

-

-

1

4%

-

-

Низкий

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

4%

-

-

-

-

-

-

2

9%

-

-

1 – неречевые психические функции                 8 – грамматика в экспрессивной речи                      

2 – фонематический слух, восприятие               9 – слоговая структура                                                  

3 – звукопроизношение                                       10 – мелкая моторика                                

4 – артикуляционный праксис                            11 – общая моторика                                                    

5 – лексика в импрессивной речи                       12 – связная речь                        

6 – грамматика в импрессивной речи                 13 – общие речевые умения и навыки

7 – лексика в экспрессивной речи                              

- информация о создании условий для реализации программ;

Система коррекционного обучения и воспитания дошкольников 2-7 лет с нарушениями речи (ЗРР, ОНР I, II, III уровня речевого развития) в логопедической группе является частью основной образовательной программы образовательной организации, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и на основе материалов:

- Нищева Н. В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, изд. третье, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. -  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,  2014. – 203с.

- Филичева Т. Б.,Э Чиркина Г.В., Туманова Т.В.Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. –М.: Просвещение, 2008.

- Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.; Под ред. Н.В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2008. -112с.

   Направления коррекционной работы:

 1) обеспечение коррекции нарушений развития детей с тяжелыми нарушениями речи, оказание им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы;

2) освоение детьми основной образовательной программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Основные задачи деятельности:

- всестороннее обследование речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития и личностных особенностей детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи;

- определение структуры, степени выраженности и специфики речевого нарушения у детей в соответствии с этиопатогенетической классификацией (например, алалия, дизартрия и др.), а также определение уровня сформированности речи ребенка в соответствии с психолого-педагогической классификацией;

- коррекция нарушений в развитии устной речи у детей, коррекция звукопроизношения, фонематического слуха и формирование слоговой структуры слова;

- формирование словарного запаса, лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников;

- развитие внимания, произвольной памяти, логического и образного мышления, воображения, познавательной деятельности;

- развитие координации общих движений и мелкой моторики рук;

- развитие творческих способностей детей;

- воспитание активности, самостоятельности, творческой личности воспитанников.

     Предметно-пространственную среду логопедического кабинета организую согласно ФГОС ДО. Она является содержательно насыщенной, функциональной, доступной и безопасной. Пространство логопедического кабинета разделено на центры:

 - центр по развитию лексико-грамматических категорий (многофункциональная магнитная доска, указка, магниты, маркеры, детские столы и стулья, дидактический и раздаточный материал);

 - центр для индивидуальных занятий по коррекции речевых нарушений (настенное зеркало, лампа дополнительного освещения, стол и стулья, зеркала, дидактический и раздаточный материал);

 - центр работы с документацией (стол учителя-логопеда, магнитофон, ноутбук, принтер, документация, нормативные документы);

 - центр методического и дидактического сопровождения (методическая, педагогическая и справочная литература, детская художественная литература, материалы по развитию артикуляционного праксиса и мимической мускулатуры, мелкой моторики, физиологического и речевого дыхания, фонетико-фонематического восприятия, графо-моторных навыков, лексико-грамматического строя речи, связной речи, психических процессов).

     В каждом разделе наработан практический материал, систематизированы методики коррекционного воздействия, изготовлен дидактический материал, созданы картотеки игр и упражнений, пальчиковой и артикуляционной гимнастики. Содержание и оформление кабинета отвечает современным требованиям обучения и коррекции детей с нарушениями речи.

     Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода и преемственности, поэтому в группе организована совместная работа учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, учителя-дефектолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, старшей медицинской сестры.  Каждый из специалистов, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсорной сферы, высших психический процессов и укреплении здоровья. Таким образом, в образовательной организации создано единое коррекционно-развивающее пространство, в котором происходит максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей, что обеспечивает создание равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения в школе.

    В системе планирования в нашем МДОУ выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются все специалисты, работающие с детьми. Это позволяет глубже раскрыть тот материал, который можно изучить по данной лексической теме.

     В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели. Основную работу по формированию речевых навыков в группе проводит учитель-логопед, а воспитатели включаются в нее на этапе закрепления уже сформированных навыков. Многие из коррекционных задач решаются нами совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи). В начале учебного года знакомлю воспитателей с результатами обследования, вместе мы обсуждаем пути реализации поставленных задач по организации коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком.

     Руковожу работой воспитателей по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Помогаю подобрать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями (стихотворения на утренники и развлечения), советую использовать правильную с логопедической позиции методическую и детскую художественную литературу, речевой материал. Предлагаю воспитателям упражнения и игры для формирования лексико-грамматических категорий и связной речи, направленные на закрепление материала, пройденного на коррекционно-логопедических занятиях.  

     В группе имеется логопедический уголок, в котором находятся альбомы на различные звуки, карточки, игры и упражнения для формирования дыхания, настольно-печатные игры для развития неречевых процессов, картотеки пальчиковых и артикуляционных гимнастик. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется учителем-логопедом и воспитателями по мере прохождения учебного материала.

     Учитывая рекомендации учителя-логопеда, воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе. Совместно с воспитателями подготавливаю и провожу родительские собрания, консилиумы. Консультирую воспитателей по вопросам речевого развития детей. Даю практические и теоретические рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода.

      Помимо речевой патологии, дошкольникам свойственны так же и другие нарушения в развитии психической сферы. Вместе они образуют сложный психологический профиль в психическом и познавательном развитии детей. Поэтому для успешной коррекционной работы требуется согласованность действий учителя-логопеда и педагога-психолога.

    Взаимодействие в работе учителя-логопеда и педагога-психолога начинается с психолого-педагогического обследования, проводимого для определения уровня общего и речевого развития. Другие специалисты образовательной организации проводят свои комплексные обследования развития детей и на заседании психолого-педагогического консилиума совместно обсуждаются результаты диагностики, а затем планируется коррекционно-развивающая работа. Педагог-психолог ведет коррекцию основных психических процессов, снятие тревожности, эмоционального напряжения. Игры и занятия он так же проводит в соответствии с лексической темой. В свои занятия педагог-психолог включает не только задания на развитие ВПФ, но и упражнения на развитие речевого дыхания, снятия мышечного тонуса, развитие координации слова и движения, мелкой моторики рук. В свою очередь учитель-логопед включает в логопедическую работу игры и упражнения, направленные на развитие когнитивных процессов, стимулирующих различные структуры мозга. В течение учебного года совместно с педагогом-психологом проводим консультации по вопросам психического и речевого развития детей, консилиумы.

      В конце года проводим итоговую диагностику. Оцениваем результативность коррекционной работы и делаем выводы. Эти выводы фиксируем в карты индивидуального развития ребенка.

    В нашей образовательной организации преодоление речевого недоразвития происходит в тесной взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Так как у детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается нарушение общей и мелкой моторики, заторможенность, нарушение координации, повышенная утомляемость. Сочетание речи и движения является важным компонентом на пути коррекции речевых и двигательных недостатков у детей. В зависимости от лексической темы недели, рекомендаций учителя-логопеда, инструктор по физической культуре подбирает речевое сопровождение к основным видам движений. Это создает мотивацию, способствует обогащению словарного запаса детей и постановке правильного дыхания. Использует на занятиях пальчиковую гимнастику для развития ручного праксиса, дыхательную и мимическую гимнастику.

     Музыкальный руководитель на занятиях ведет работу по развитию мелкой моторики рук, использует музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировку в пространстве, а также закрепление лексических тем, что благоприятно влияет на формирование речевых функций у детей группы.

     С музыкальным руководителем провожу беседы и консультации по развитию просодической, темпо-ритмической стороны речи, развитию речевого дыхания у детей.

     Участвую в составлении сценариев праздников, программ развлечений и досугов, театрализованных мероприятиях, распределении ролей, присутствую на репетициях.

     И, конечно же, главную роль в жизни ребенка играет его семья. Поэтому важным компонентом успешной деятельности учителя-логопеда является конструктивное взаимодействие с родителями. В работе с родителями применяю разнообразные формы: беседы, анкетирование, индивидуальные и групповые консультации, консультации-практикумы, консилиумы, родительские собрания, детско-родительские проекты, совместные праздники и развлечения, квесты, конкурсы, выставки, наглядная информация (тематический уголок для родителей).

      Родительские собрания. Чаще в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, а неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания. Сами родители могут делиться опытом друг с другом.

     Индивидуальные консультации. Наиболее эффективная, на мой взгляд, форма работы. На индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушений конкретного ребенка, познакомить родителей с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость работы дома.

 

     Консультации по телефону. Когда надо что-либо уточнить или донести определенную информацию.

     Взаимодействие с родителями через интернет. Здесь можно не только передать родителям какие-либо сведения, но и переслать ссылки на информационные ресурсы, статьи, индивидуальные задания.

     Памятки для родителей.  Раздаются на консультациях или вкладываются в индивидуальную папку.  

     Индивидуальные логопедические папки. Записываю, вкладываю задания и отмечаю работу ребенка дома. Если задание выполнено хорошо, то всегда хвалю своих воспитанников и ставлю детскую печать с рисунком.

     Совместно с медицинской сестрой ДОУ анализирую данные медицинского обследования врачами-специалистами, сведения анамнеза дошкольников. По мере необходимости и по решению медико-педагогического консилиума ДОУ направляем детей на консультации к тому или иному специалисту.

     Таким образом, для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо серьёзное взаимодействие всех участников педагогического процесса. Взаимоотношения с коллегами оцениваю, как партнерские, конструктивные, доверительные.

- дополнительные факты, свидетельствующие о положительных результатах освоения образовательных программ.

Стабильно положительные результаты коррекционно-развивающей работы свидетельствует об эффективности реализуемой программы обучения и воспитания, индивидуальных программ сопровождения развития дошкольников и использование современных педагогических технологий. Тесная взаимосвязь в работе с воспитателями логопедической группы и педагогами образовательной организации, профессиональные и доверительные отношения с родителями воспитанников позволяют добиться положительной динамики не только в коррекции нарушений речи дошкольников, но и в развитии интеллектуальной и познавательной сфер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о дополнительных образовательных услугах

Информация о дополнительных образовательных услугахСведения о реализации дополнительных образовательных программ дошкольного образования В нашем дошкольном отделении «Сорочата», с начала уче...

Информационно-аналитическая информация.

Обобщенная информация о результатах работы педагогического работника Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Панаевский детский сад «Красная шапочка» Окотэтто Зинаиды Имговн...

Информация для родителей "Дополнительная платная логопедическая услуга "Речецветик"

Информация для родителей на стенд о дополнительной платной логопедической услуге "Речецветик"...

2.5 Дополнительная аналитическая информация к п. 2.1 – 2.4

Роль педагога в активизации познавательной и творческой деятельности  воспитанников; роль активизации познавательной  и творческой деятельности в достижении образовательного результата и др....

Наглядно-аналитическая информация для родителей

Знакомство родителей с закаливающими процедурами детей, влияние их на детский организм, приведены методы закаливания...

Наглядно-аналитическая информация для родителей

Влияние двигательной активности на ребенка, на его вегетативные  функии, развитие в целом....