Экспериментирование
статья (старшая группа)

Статья содержит сюжет из личного опыта и работы с детьми в процессе экспериментирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_-_statya.docx654.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Экспериментирование как средство развития сенсорной и познавательной активности дошкольников»

 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире

что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".

Сухомлинский В. А.

Дети дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте сенсорная, поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает в удовлетворении потребностей детей в познании окружающего мира.

Дошкольники – прирожденные исследователи. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Поэтому основная задача педагогов ГБОУ Школа 1161 корпус 6 – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования

В ГБОУ Школа 1161 корпус 6 особое значение приобретает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.

В соответствии с требованиями ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому.

Поэтому для развития всех этих качеств ребенка в стенах нашей школы было выбрано экспериментирование, которое   вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательностьактивизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

В ГБОУ Школа № 1161 корпус № 6 образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, и обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поэтому в стенах ГБОУ Школа 1161 корпус 6 поддерживается стремление ребенка к экспериментированию, создаются специальные условия для исследовательской деятельности.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую используют педагоги

ГБОУ Школа 1161 корпус 6 - опыты. В проведении таких опытов наши дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.

    Одним из таких опытов является экспериментирование с водой и бумагой.

    Рисование - экспериментирование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая позволяет приобщить к творчеству не только детей, но и взрослых.

Рисовать по мокрому листу могут как старшие, так и младшие дошкольники.

      Для проведения такого эксперимента альбомный лист смачивают толстой кисточкой для рисования или губкой. Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кисточки. При касании кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки.

https://sun9-32.userapi.com/c200528/v200528524/915c/G5vnzRVqWMI.jpg    http://900igr.net/up/datai/164190/0018-031-.jpg

             Если краска не растекается, значит, лист недостаточно смочили. Если краска растекается очень сильно, значит, лишнюю воду нужно убрать сухой кистью или губкой.

При рисовании по мокрому листу на начальном этапе педагоги  дают ребенку возможность повозиться с красками, почувствовать нажим и увидеть результат.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-198945-1414599161.jpg    https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-198945-1414598064.jpg

Расплылась клякса? Улыбнитесь! Её всегда можно превратить во что-то интересное или смешное.

https://cs52.babysfera.ru/b/a/1/b/005c807bca6fa5e2d7dbeadfd78244b60d7.840x560.jpeg

Такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цвета с мягкими переходами. Рисовать по мокрому листу можно все, что подскажет фантазия ребенка. А наши педагоги этому только способствуют и направляют детскую фантазию в нужное русло.

Когда лист немного подсохнет можно дорисовать небольшой сюжет.

С бумагой можно провести еще один эксперимент, который направлен на развитие слухового восприятия и его обогащения.

Цель:

Музыкально-сенсорные способности.

Понятие:

Исследование, озвучивание.

Задачи:

- изучить способы извлечения бумажных звуков;

- обогащение слухового опыта;

- умение слушать, прислушиваться;

- научить применять этот опыт для воплощения творческих идей;

- научить прислушиваться к звукам вокруг нас;

- развитие фантазии и воображения;

Возраст:

Для детей от 3 лет.

Для данной игры мы используем бумагу по 3-4 листочка на каждого ребенка.

Цветную бумагу для «винегрета», емкость, ложку, ножницы, фантики от конфет, бумажные пакеты.

Перед началом игры идет беседа с детьми о винегрете. Любят ли они его, из каких ингредиентов он состоит, какого цвета овощи в нем? Подбирается цветная бумага по цвету.  Несколько человек по очереди нарезают бумажки в емкость (листы цветной бумаги сложите в четверо вдоль, тогда винегрет получится «пышным»).

Когда винегрет готов, проговариваем еще раз из чего он сделан? (из бумаги) «и у нас сегодня с вами много вокруг бумаги, давайте с ней поиграем».

А теперь начинаем декламировать стихотворение и прямо по тексту производим интересные действия. Можно прерываться на обсуждение и слушание.

После игры предлагается детям придумать свои способы звучания бумаги и с какими явлениями можно их сравнить.

На следующих занятиях можно предлагаем детям бумагу как инструмент для озвучивания потешек и песенок, для игры в оркестре, потому как дети овладели приемами игры на бумаге всеми возможными способами.

 Дети более старшего возраста могут разучить стихотворение и проиллюстрировать его. Показать на утреннике, как сценку, или поиграть с родителями в интерактивном варианте утренника.

 

Бумажная игра.

С. Павлова. Д. Павлов.

Хочу я предложить

Веселую игру

Ее мы назовем

Бумаж-но-ю.

Шуршит пакет бумажный

И фантики конфет

А из цветной бумаги

Нарежем винегрет.

И ложкой помешаем

Он вкусно захрустит

Сожмем в комок бумагу

Она опять звучит

А если лист бумажный

Немного потрясти

То гром услышим с неба

Придется зонт нести.

На ней как на гармошке

Мы можем поиграть

А если нам бумажку

Взять и разорвать?

Мы можем ноготками

Бумагу «щекотать»

Как будто, мыши в норке

Она звучит опять.

И пальчиком легонько

По листику стучать

А это дождь по крыше

С ура пошел гулять

А если нам бумагой

Бумагу потереть

То мы услышим шорох

Осенних листьев песнь

Давайте поиграем

В бумажную игру

Придумайте, ребята,

Историю свою.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся…. Наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Пед.- псих.: Борзёнкова Светлана Александровна

Муз.рук.:  Павлова Светлана Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»

Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...

Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....

Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов  по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...