Мероприятия ко дню толерантности
методическая разработка (средняя, старшая группа)

Оксана Мартынова

Сегодня мы все больше общаемся с представителями других культур, народностей и религий. И наша успешность зависит от уважения к особенностям других людей, и умения сотрудничать и находить объединяющие вещи. Толерантность — это сигнал того, что человек открыт к новым возможностям в различных аспектах жизни.  Публикация представляет собой интерес для детей 5-7 лет, педагогов дошкольного образования, педагогов дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мероприятия ко дню толерантности.

Сценарий конкурса исполнителей стихов, песен, танцев, сказок.

«Так звучит!»

Цель:

  •  Воспитывать уважение и доброжелательность к другим национальностям.

Задачи

  • Формировать культуру толерантности.
  • Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков, выявление талантливых детей среди воспитанников ДОУ.

Оборудование: музыкальное сопровождение, дипломы, памятные подарки.

Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Предварительная работа: разучивание стихов на разных языках, рассматривание иллюстраций с народами России, оформление музыкального зала для проведения мероприятия, подготовка творческих номеров.

Ход

Дети проходят в зал под музыку: Б. Савельев, М. Танич «Из чего наш мир состоит?», садятся на стулья.

Ведущий.

- Мы рады видеть вас в нашем зале. Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать Вас на конкурсе чтецов «Так звучит!»

Ребенок.

- Что такое дружба?

Доброта, любовь и смех.

Что такое дружба?

Счастье, радость и успех!

Ведущий.

- Сегодня мы услышим, как разговаривают дети на разных языках. Начинаем наш конкурс чтецов. На каждом таком конкурсе есть жюри, которое оценивает выступления ребят, надо всем постараться прочитать стихи громко и выразительно, для того чтобы передать настроение авторов поэтических строк.

Итак, я представляю членов нашего уважаемого жюри.

(представление жюри)

Исполнение песни: Б. Савельев, М. Танич «Из чего наш мир состоит?»

Ведущий: Открывает наш сегодняшний конкурс чтецов Лела Д., стихотворение: «Азербайджан».

Ведущий.

- Продолжит нашу конкурсную программу Минара Ф., сказка «Курочка ряба» на лезгинском языке.

Ведущий.

- А теперь, ребята, послушайте загадку:

- Шагает красавица, легко земли касается, идет на поле, на реку, и по снежку, и по цветку.

«Весна» так называется следующее стихотворение, которое прочитает Аминат И.

Ведущий.

«Веселый жук» Никита М.

Ведущий.

- Эля Г.исполнит татарскую песню «Давай, доча, потанцуем!»

Ведущий.

- Таисия М. расскажет украинскую сказку «Чёрт».

Игра на детских музыкальных инструментах: «Хлоп-хлоп-хлоп» эстонская народная мелодия, обр. А Роомере.

- Ребята, мы с вами увидели и услышали, как звучат стихи, песни, сказки на разных языках. Для вас две сестры Тахмина Н. и Амина Н. приготовили танец.

Ведущий.

- Молодцы, ребята. Предоставим нашему жюри время для подведения итогов. Пока жюри подводит итоги конкурса, мы с вами потанцуем.

Танец: «Приглашение» укр. нар. мелодия обр. Г Теплицкого.

Подведение итогов конкурса и вручение призов победителям. Все дети, принимавшие участие в конкурсе, награждаются дипломами и памятными подарками.

Ведущий.

- Ребята, вы сегодня так порадовали, так удивили нас, своим выразительным исполнением стихотворений! Мы рады за ваши успехи.

Всем большое спасибо!

Сценарий спортивного развлечения

«День России»

Цель:

- воспитывать здоровый образ жизни, уважение и доброжелательность к другим национальностям.

Задачи:

- развивать внимание, ловкость, быстроту, силу;

- формировать умение понимать значение песен, пословиц и стихов;

- воспитывать уважение друг к другу, чувство взаимопомощи.

Предварительная работа: разучивание стихов, пословиц, танцев, песен, игр народов России, оформление зала;

Оборудование: флажки, шары, ленты разноцветные, канат для перетягивания, аудио записи.

Действующие лица: ведущий, Брысько, Шурале, дети.

Ход.

Дети проходят в зал под музыку: Б. Савельев, М. Танич «Из чего наш мир состоит?», с перестроением в две колоны.

Ведущий.

- Мы рады видеть вас в нашем зале. Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы будем соревноваться, и играть в игры народов России.

- Игра «Приветствие». Произнесите на разных языках: Добрый день, здравствуйте.

Появляются Брысько, и Шурале.

Ведущий.

- Кто вы такие?

Брысько, и Шурале.

- Мы сказочные герои.

Я, Брысько, кот из украинских сказок. Я, Шурале из татарсикх сказок.

Мы пришли, чтобы поиграть с вами в игры народов России.

- Эстафета: «Вестовые» (якутская народная игра) Брысько и Шурале помогают детям.

- Эстафета: «Бег с палкой в руке» (ингушская народная игра)

Подвижная игра: «Маляр и краски» (татарская народная игра)

Брысько.

- Знаете ли вы пословицы о Родине, дружбе. Игра: «Пословицы о Родине, дружбе».

Родина любимая – что мать родимая.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Человек без Родины – что соловей без песни…..

Конкурс «Перетяни канат»

Команды соревнуются в перетягивании каната. Брысько и Шурале помогают детям.

Хоровод: «По малину в сад пойдем», русская народная мелодия

Шурале.

- Мы приготовили для вас подарок. Это шар с «Голубем дружбы», вы сегодня дружные, быстрые, помогали друг другу.

Шурале и Брысько вручают детям шар с голубем дружбы, уходят.

Ведущий.

- Наше спортивное развлечение подошло к концу. Мы сейчас пойдем на улицу и запустим в небо шар «Голубь дружбы» и загадаем желание.

Дети выходят на улицу и с пожеланиями дружбы запускают в небо шар «Голубь дружбы».

Описание игр.

  1. «Бег с палкой в руке» (ингушская  народная  игра)

Известно много традиционных приемов этой игры, популярной у народов Северного Кавказа: держать палку на ладони, на пальце, на кулаке, локте и т.п.

Рассмотрим, как можно устроить целое соревнование в беге, держа палку на ладони. Для этого надо заранее определить расстояние от старта до финиша и отметить его. Оно может быть 50—100 м, но маленькие дети могут бежать и на меньшую дистанцию. Также надо подготовить деревянные палки, с которыми участники будут соревноваться в беге. Дети должны пробежать от старта до финиша, держа перед собой палку на ладони вытянутой вперед руки. Если ребенок во время бега уронил палку, то он выбывает из игры.

Побеждает тот, кто сумел первым добежать до финиша и не уронить палку.

Правила:

1.Если во время бега участник поддержал покачнувшуюся палку другой рукой, то он считается проигравшим и должен выбыть из игры.

2. При «фальстарте» игроку его результат не засчитывается.

  1. «Вестовые» (якутская народная игра)

На бескрайних просторах Крайнего Севера вести передавались специальными людьми - вестовыми. Они ездили на оленях или собачьих упряжках, а сами «письмена» еще до освоения письменности народами Севера изготавливались с помощью узелков на связках тесемок из тонких полосок кожи или веревок. Для игры понадобятся две такие связки тесемок с узелками.

Перед началом игры дети делятся на две команды и разбиваются в них по парам. В каждой паре один ребенок будет «вестовым», а другой «оленем». В помещении или на площадке обозначается место для двух «столбов». Вокруг каждого «столба» должны будут обе­гать игроки определенной команды, причем первым должен бежать «олень», а сзади, не отставая от него ни на шаг, бежит «вестовой» из этой пары игроков. Игра проводится в виде эстафеты: каждый вестовой вместе со своим оленем «скачет» к столбу, обегает его вокруг по часовой стрелке два раза и быстро возвращается к своей команде. Там он отдает свою связку тесемок («письмо») следующей паре игроков, и новый «вестовой» с «оленем» опять пускается в путь.

Выигравшей считается команда, чьи «вестовые» первыми вручат «письмо» судье по окончанию пути.

  1. «Маляр и краски» (татарская народная игра)

Перед началом игры выбирают водящего («маляра») и «хозяйку красок». Остальные дети становятся «красками», каждый ребенок выбирает себе собственный цвет, но так, чтобы «маляр» не услышал его названия.

Водящий («маляр») обращается к «хозяйке красок»: «Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять?» - «У меня красок много, - отвечает «хозяйка красок», - какую тебе?»

Все «краски» сидят рядышком на лавке и ждут, какой цвет назовет «маляр». Названная «краска» должна вскочить с лавки и успеть добежать до противоположного конца комнаты или площадки, где можно будет укрыться за специально начерченной линией.

«Маляр», называя «краску», не знает, есть ли она у «хозяйки» и какой это игрок. Он должен постараться угадать нужный цвет, а затем или успеть поймать убегающую «краску», или хотя бы «осалить» ее. Обычно «маляр» по условиям игры должен собрать не менее пяти красок. Тогда можно выбирать другого «маляра», «хозяйку красок», присвоить «краскам» новые имена и начинать игру снова.

Правила:

1. Маляр не должен ловить «краску», когда она еще только поднимается со стула.

2. Нельзя двум игрокам выбирать название одной «краски».

Сценарий развлечения на площадке детского сада для детей старшего дошкольного возраста:

«Мы разные, но мы вместе».

Цель:

- Воспитывать в детях терпимость, дружбу.

Задачи:

- Создать положительный настрой у детей.

- Вызвать эмоциональную отзывчивость.

- Расширять кругозор, представление об окружающем мире.

- Воспитывать уважение к людям других национальностей.

Оборудование: ведущий, воздушные шары по кол-ву детей, персонаж:, музыкальное сопровождение: русская народная песня «Во поле береза стояла», песня: Б. Савельев, М. Танич «Из чего наш мир состоит?», «Мики маус, танец: «Зеркало дружбы»

Действующие лица: ведущий, дети, Злючка-колючка.

Предварительная работа: разучивание подвижных игр народов Росси, песен, танцев, размещение оборудования на площадке.

Ход.

Дети проходят на площадку под музыку «Солнечный зайчик» и садятся на стульчики.

Ребенок:

Дружба – это тёплый ветер,

Дружба – это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба – это только счастье,

Дружба – у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой – жизнь весной полна.                Ольга Травина

Ведущий.

-Ребята, сегодня у нас праздник дружбы. А что такое дружба, мы сейчас с вами узнаем.

Игра: «Привет!»

-Давайте поприветствуем друг друга. Я прошу встать девочек. Посмотрите, какие они у нас замечательные и красивые, поприветствуем их (похлопаем в ладоши) и скажем: «Привет»!

-А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Посмотрите, какие у нас сильные, мужественные они. Поприветствуем мальчиков (похлопаем в ладоши) и скажем: «Привет»!

-А сейчас попрошу подняться всех у кого светлые волосы, а теперь у кого темные.

- Назовите кто, где родился?

Появляется ЗЛЮЧКА-КОЛЮЧКА.

Злючка-колючка:

-Что это вы тут празднуете, день дружбы???? Ха-ха-ха, тоже мне еще праздник. Вот день злючек, вот это я понимаю, праздник.

Ведущий:

-Здравствуйте, а вы кто такая??? Мы вас не знаем. Правда, ребята!!!

ЗЛЮЧКА-КОЛЮЧКА

- Я, ха-ха, не знают они меня, ЗЛЮЧКА-КОЛЮЧКА. И вообще я не люблю праздники и нет у меня никаких друзей, и что такое дружба, я тоже не знаю. Бе-бе-бе. (дразнится).

Ведущий:

А мы с ребятами, объясним тебе, что такое дружба и найдем тебе друзей. Хочешь???

Ребенок читает стихотворение.

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!                     Юрий Энтин

Дети исполняют песню: Б. Савельев, М. Танич «Из чего наш мир состоит?»

Ведущий:

-Ну что, Злючка-колючка, тебе хоть немного стало ясно, что такое дружба???

ЗЛЮЧКА-КОЛЮЧКА.

- Ну вот еще, пристали. А покажите еще что-нибудь (заинтересованно смотрит на детей).

Ведущий:

-Ну хорошо, тогда поиграй с нами.

Игра: «Закончи предложения».

-Давайте, вспомним, какие ситуации, вызывают у нас следующие чувства:

-Мне грустно когда…..- Мне весело, когда…..

-Я обижаюсь, когда…… -Я радуюсь когда…

-Я плачу, когда…. –Я смеюсь, когда….

-Я счастлив, когда…….    

Злючка-колючка пытается запутать детей, говоря все наоборот.

Ведущий.

-Чтобы нам жилось, легко и хорошо, нам надо чаще говорить добрые слова. А вы знаете их? Сейчас проверим.

Словесная игра «Договори словечко»

-Растает даже ледяная глыба от слова теплого: «Спасибо».

-Зазеленеет старый пень, когда услышит: «Добрый день».

-Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь: «Здравствуйте».

-Когда нас бранят за шалости вы говорите: «Извините, пожалуйста»

-И в России и в Киргизии на прощанье говорят: «До свидания»

Ведущий:

-Молодцы ребята, и ты молодец Злючка-колючка, видишь, как ты меняешься в лучшую сторону, благодаря нашим детям.

Злючка-колючка: (смущенно) Ну ладно, уж, а танцевать вы меня научите.

Ведущий:

-Конечно, танцевать мы умеем хорошо.

Исполняется танец: «Золотые ворота», под русскую народную музыку «Во поле береза стояла».

Ведущий.

Игра: «Это я, это я, это все мои друзья».

- А сейчас ребята отгадайте-ка загадки. Если загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья».

Если загадка неверна – надо промолчать. Слушайте внимательно!

1.Кто из вас, проснувшись бодро «С добрым утром!» -скажет твердо?

2.Кто из вас скажите братцы, забывает умываться?

3.Кто из вас в автобусе тесном уступает старшим место?

4. Кто из вас молчит как рыба, вместо доброго «Спасибо»?

6.Кто быть вежливым желает, малышей не обижает.

Злючка-колючка.

- Ну, порадовали вы меня, вдоволь!

Ведущий.

-Это еще не все, Злючка-колючка, еще наши ребята приготовили для тебя стихотворения на своем языке. Послушай.

Дети читают стихи на разных языках (русском, украинском, татарском, азербайджанском).

Злючка-колючка.

- Теперь я понимаю, что такое настоящая дружба!!! А можно вы все будете моими друзьями????

Дети.

- Да!

Злючка-колючка.

- Ура!!!!

Ведущий.

- На прощанье мы хотим с ребятами подарить тебе «Цветок дружбы» и потанцевать с тобой.

Дети исполняют танец с шарами «Зеркало дружбы» под музыку: Т. Морозова «Микки-маус»

Далее шары-дружбы запускаются в небо.

Литература.

  1. Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000 г.
  2. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. — М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  3. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001 г.
  4. Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, Просвещение 1986.
  5. Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 1998 г.
  6. Трифонова О. Н. Солнечная радуга, Р-на Дону, феникс, 2008 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план мероприятий к неделе толерантности и доброты для детей средней группы.

Календарно-тематический план мероприятий к неделе толерантности и доброты для детей средней группы.                            ...

Сценарий открытого мероприятия ко Дню Толерантности для детей подготовительной группы

Данный материал может быть использован для проведения праздника, развлечения воспитателями, музыкальными руководителями....

План мероприятий по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса

План мероприятий по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса...

Методическая разработка мероприятия к проекту Толерантность тропинка к Миру «Игры разных народов мира»

Цель:использование территории детского сада для ознакомления дошкольников с играми и национальными обычаями разных народов;- формирование положительной мотивации для развития динамической активности д...

План мероприятий по недели толерантности

Наши дети живут в обществе, открытом для новых технологий, культур и традиций. С раннего возраста закладывается в дошкольниках важнейшее нравственное качество — доброта. Подрастающему поколению ...

Сценарий воспитательного мероприятия, посвященного Дню Толерантности

Сценарий воспитательного мероприятия, посвященного Дню Толерантности...