Консультации для педагогов
консультация

Соловьёва Ольга Васильевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

Инновационные методы и приёмы

для развития

лексико-грамматических категорий

                                                             Учитель-логопед: Соловьёва О.В.

 

2020 г

 Речь это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.

           Современная школа требует от ребёнка высокого уровня умственного и речевого развития. Поэтому для ребёнка - дошкольника хорошая речь - залог успешного обучения и развития в школе.

    Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако не у всех детей одинаково успешно развивается лексический и грамматический строй речи.

      Количественный рост словарного запаса очень во многом зависит от условий жизни и семейного воспитания, от того внимания, которое взрослые уделяют речевому развитию ребёнка.

    Если некоторые слова и грамматические формы не употребляются в окружающей среде, то они будут отсутствовать и в его речи в силу отсутствия образца для подражания. Это проявляется в том, что ребёнок старшего дошкольного возраста из-за нехватки слов не может правильно назвать признаки хорошо знакомых ему предметов.заменяет, сходные по значению существительные («утка» вместо «гусь», «самовар» вместо «чайник», и многое другое). Допускает неточное употребление глаголов (змея «ходит»).

Характерно для детей и неумение изменять слова в соответствии с общепринятыми языковыми нормами. Это проявляется в затруднениях при образовании существительных множественного числа: дом до'мы, ( дома), ухи (уши), дерева', де'ревы (вместо деревья), цыплёнки (цыплята) и т.д.    Естественно, что такие дети не могут и грамматически правильно связывать слова между собой. Это проявляется, в частности, в ошибках согласования существительных с числительными: 5 гусёв (вместо гусей), 5 ух или 5 ухов (вместо ушей), и т.п.

      В неправильном согласовании прилагательных с существительными, в ошибках при употреблении предлогов. Большую сложность для детей представляет и выполнение задания на образование новых слов, в частности существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительных и притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

     Все описанные выше трудности, отражающие несовершенство устной речи детей, не могут не приводить и к затруднениям при усвоении грамматических правил. Именно в дошкольном возрасте нужно проявлять необходимую заботу о развитии устной речи ребёнка, об обогащении его словаря, о преодолении аграмматизмов в устной речи.

 

 Направления работы:

  • расширение объема словаря;
  • формирование структуры значения слова;
  • развитие лексической системности и семантических полей (развитие лексики связанное с мыслительнвми операциями анализа, синтеза, обобщения), развитие словообразования;
  • уточнение грамматического значения слова.

Сущность работы состоит в том, что формирование грамматического строя языка (синтаксиса(части речи), морфологии (предложения и словосочетания), словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогические средства (приёмы, формы организации). 

   Грамматика - материал сложный, очень важно придерживаться правила: учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

    Для освоения морфологии и словообразования важны приёмы, стимулирующие языковые игры; для формирования синтаксиса первостепенное значение имеет создание положительной мотивации для развернутых высказываний.

     Формирование разных сторон грамматического строя языка дошкольника, происходит не синхронно, соответственно обучение должно проходить поэтапно. При этом учитывается следующее: вся работа носит коррекционную направленность; применяемый материал выбирается в соответствии с особенностями детей конкретной группы и с постепенным усложнением.

     В процессе развития лексико-грамматического строя речи детей подбираются специальные игры и дидактические пособия, предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.

     Работа становится более эффективной при применении различных игр и упражнений с привлечением наглядного материала. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают материал. Чтобы вызвать у детей интерес к обучению, использую различные пособия, настольно печатные игры, игровые упражнения с игрушками, элементами речедвигательной ритмики, музыкального сопровождения.

   Игра строится так, чтобы как можно больше слов проговорили дети. Задача педагога превратить волшебную картинку в увлекательную историю или рассказ, чтобы ребёнок захотел поиграть и в процессе игры решаются поставленные  задачи. Поэтому игры подбираются те, которые носят комплексный характер и в процессе коррекции происходит: знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями; согласование прилагательных с существительными разных родов; правильное употребление местоимений «он, она, они»; образование формы родительного падежа у существительных разных родов и чисел; закрепляются навыки правильного согласования притяжательных местоимений «мой, моя, моё» с существительными разных родов единственного числа и существительными множественного числа; навык сравнения предметов по величине, форме, цвету и другим признакам. расширяется и обогащается словарный запас. (Приложение)

     В условиях современной отечественной системы образования существенно повышаются требования к разработке содержания и методик речевого развития. Последние несколько лет внимание российского общества направлено на инновационные образовательные технологии.

Задачи развития лексико-грамматического строя речи  дошкольников выдвигают в качестве актуальной проблему совершенствования методов обучения.

Стремление всех педагогов,  придать своей профессиональной деятельности инновационный характер обусловлено переходом российского образования на позиции личностно-ориентированной педагогики. 

     Под инновационной  технологией исследователи понимают «продуманную во всех деталях технологию, основанную на внедрении современных, новых методов и приемов работы.

В то же время необходимо помнить, что «любая инновация, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку ее использование не меняет базисную организацию работы, а лишь локально модифицирует ее методическую составляющую».

С этой позиции можно говорить о том, что инновационные технологии в  практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям. 

Инновационные технологии развивающего  процесса не заменяют традиционных, но при этом дают положительный результат. У каждого ребенка складываются наиболее благоприятные условия для развития не только речи, но и всех когнитивных процессов в целом. Реализация данных технологий способствует достижению наибольшей игровой раскрепощенности и высокой творческой активности; повышается жизненный тонус, физическое и психическое здоровье.

Инновационные методы воздействия в деятельности педагога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной  помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

  Инновационные технологии:

  • метод наглядного моделирования(мнемотехника, пиктограммы)
  • синквейн
  • палочки Кюизенера 
  • информационные компьютерные  технологий (ИКТ)
  • интерактивная игра
  • мультипликация

 Метод наглядного моделирования (схемы, пиктограммы, символы, мнемотехника), который выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.

   Метод наглядного моделирования предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка.

Он позволяет ребенку:

  • осознать звучание слова,
  • поупражняться в употреблении грамматических форм,
  •  способствует расширению словарного запаса,
  • формированию языкового чутья.

Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно.

      Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, является то, что речь педагога сводится к минимуму он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово.

   Мнемотехника   обеспечивает :

  • успешное и эффективное запоминание информации,
  • применяется с целью  исследовательской деятельности,
  • помогает развивать процесс мышления -   классификацию,
  • расширять словарный запас, кругозор    

     Эффективный метод, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

 первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

      Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для синтезирования полученной информации.

- способствует его более глубокому усвоению;

- отрабатываются знания о частях речи;

 - знания о предложении;

- значительно активизируется словарный запас ребёнка;

- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

- активизируется и развивается мыслительная деятельность;

- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Сочинить синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от педагога тщательно продуманной, планомерной работы.

Палочки Кюизенера  

  • сформировать понятие о размере,  цвете,  отношения «больше – меньше», «право – лево», «длиннее -короче»
  • быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде схем
  • согласование количественных числительных и   существительных
  • согласование прилагательных и существительных в роде,   числе, падеже
  • отстукивание и выкладывание различных ритмов
  • конструирование букв по образцу
  • строить, объемные постройки: колодцы, разные домики
  • выкладывание  дорожек, заборов, прямоугольников, предметов мебели
  • развитие  зрительных и тактильных сенсоров

Информационные компьютерные  технологий (ИКТ)  облегчает усвоение учебного материала, а также предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей. Компьютерная презентация дает возможность ребенку в занимательной форме выполнить задание - найти нужную, с его точки зрения, форму.

 Организация занятия с ИКТ:

- побуждает детей к речевой деятельности,

-стимулирует речевую активность,

- создает интерес к занятию с первых минут и удерживает этот интерес на всём его протяжении.

- речь является средством мыслительных действий, и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка в процессе занятия с ИКТ.

Интерактивная игра -  одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития и самореализации участников учебно-воспитательного процесса. Интерактивные приемы и методы погружают в волшебный мир игры, позволяя не прятать свои эмоции, общаться с другими участниками игры вербально или невербально, играть различные роли, принимать самостоятельные решения.

Использование интерактивных приемов развития лексико-грамматической базы речи способствует развитию словаря (активизации и обогащению словаря; формированию навыков описания предметов и особенностей их строения, называния действий, называния признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки) и формированию грамматических представлений (формированию навыков словоизменения (освоение категорий числа, рода, падежа) и навыков словообразования (употребление уменьшительного суффикс, глагольных приставок, образование относительных и притяжательных прилагательных); употребление предлогов; составления предложений разной структуры с постепенным усложнением).

   Мультипликация – это технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений, сменяющих друг друга с некоторой частотой.

    Работа над созданием мультфильма несёт неоценимую пользу в развитии детского потенциала.

Мультипликация позволяет легко и в доступной форме:

  • познавать окружающую  действительность,
  • воздействует на воображение и фантазию,
  • разрешать конфликты, налаживать взаимоотношения друг с другом,
  •  помогает рассуждать, говорить и петь, танцевать, играть на различных  инструментах,  
  • развивает  творческие способности, развитие мимику и пантомимику.

    Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями. 

   Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим. Они принимают участие в коррекционно педагогическом процессе, выполняя советы и рекомендации педагога, понимая их значимость.

Для родителей воспитанников необходимо разработать алгоритмы организации занятий по закреплению лексико грамматических категорий.

    Советы и рекомендации   в виде буклетов, памяток, где размещен подбор комплексов упражнений и игр, способствующих своевременному речевому развитию.

     Использованием современных подходов при формировании лексико грамматического строя речи у детей   дошкольного возраста способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи.

Список литературы.

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. - М., 2004.

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М. Просвещение. 1981

3. Е. Косинова. Уроки логопеда. - М.

4. 2005Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. -С. -Петербург, 1999.

5.   Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. // Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. - М. 2002.

6. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. -М. 2000.

7. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. логопедическая работа в специальном детском саду. М. 1987

8. Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных. - Дошкольная педагогика. № 1, 2006.

9. Обогащение словаря дошкольников с ОНР. - Логопед. №5 2004

Приложение

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей (традиционные)

На образование существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.  «Мебель для Мишутки» 

Ход. Предварительно перечитывают ребенку сказку «Три медведя». Затем взрослый предлагает ребенку поиграть. Он будет называть мебель для Михаила Ивановича, а малыш для Мишутки (с перекидыванием мяча): кровать – кроватка; стул – стульчик; стол – столик; шкаф – шкафчик; диван — диванчик; кресло – креслице.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы

На образование множественного числа имён существительных “Магазин”

– У меня машина, а в магазине что? – машины.

Словообразование

 Дидактическая игра «У кого какая мама»

Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов (- иц, - их, - ок).

Наглядный материал: картинки с изображением животных.

Словарный материал:

львица                     

тигрица                   

лисица                     

волчица                                                             

медведица                                                         

верблюдица                                                      

Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов - щик, - тель, - ист.

часовщик                 строитель                          пианист

крановщик               учитель                             бульдозерист

каменщик                                                           тракторист

стекольщик                                                       

 Дидактические упражнение «Назови  машину одним именем»

Цель: Упражнять детей в образовании сложных слов.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям: «Машина, которая чистит картофель, - картофелечистка».

Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.

 Дидактические упражнения «Скажи одним словом»

Словарный материал: длинное ухо – длинноухий, короткий хвост – короткохвостый, длинные рога – длиннорогий, рыжий хвост – рыжехвостая, любит труд – трудолюбивый, ходит быстро – быстроходный.

Примерные игры и упражнения, используемые нами для отработки падежных окончаний существительных

Винительный падеж

1. Направленный на неодушевленные и одушевленные предметы.

Инсценировка сказки “Репка”.

Уродилась репка, вросла в землю крепко.
Тянет дед, потянет – вытянуть не может.
Кто придет в огород, кто ему поможет?
Мышка за кошку, кошка за жучку,
Жучка за внучку, внучка за бабку,
Бабка за дедку, дедка за репку.
Вытащили, вытащили, вытащили репку.

2. “Экскурсия в зоопарк” – Кого ты видел в зоопарке?

3. “Кого Красная Шапочка увидела в лесу?” – Волчат, лисят…

4. “Что ты взял?” – По картинкам, предметам.

5. “Дай мне…” – выполнение инструкций – Что ты сделал?

6. “Кто что любит?” – Собака косточку, кошка молоко, и т.д.

7. “Кого (что) ты видел в магазине?” – Рассмотреть картинки, запомнить, перевернуть и назвать, какие игрушки можно купить в магазине.

8. “Закончи предложение” – С опорой на картинки.

Папа читает…книгу. Мама моет…дочку. Бабушка вяжет…носки.

9. “Сундучок с картинками”

Я картинку положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Таня, подходи,
Вынь картинку, назови.

– Что ты вытащила? – Красное яблоко, синее ведро.

10. Для обозначения места, с предлогами В, НА.

“Кто самый наблюдательный?” – Логопед или ребенок останавливает взгляд на любом предмете, находящемся в комнате, говоря при этом начало фразы: “Я смотрю на…– дети добавляют – цветок”.

11. “Что куда?”– Все расставим по местам. Что куда поставим?

12. Для обозначения преодоления препятствий с предлогом ЧЕРЕЗ.

“Выполнение инструкций” – Перешагни через кубик – Что ты сделал?

Родительный падеж

1. С числительными понятиями – много, мало, 2,3,4,5.

“Один – много”: конь-коней, гусь-гусей.

2. “Докончи предложение” (по картинкам)

В лесу много деревьев, грибов, ягод…

3. “Чего здесь много, а чего мало?”

4. “Поручения” – Игра с мишкой.

– Попроси мишку принести пять кубиков.
– Что сделал мишка?

5. Выдать детям по три фишки. Дети предупреждаются, что в ответ надо включать слова “нет” или “много”.

–В раздевалке есть варежки?
– В пенале есть карандаш?

За каждый неправильный ответ отбирается фишка. Выигрывает тот, у кого останется больше фишек.

6. “Чего много в магазине?” По стихотворению С.Михалкова “Андрюшка”

Лежали на полке, стояли на полке
Слоны и собаки, верблюды и волки.
Пушистые кошки, губные гармошки,
И утки, и дудки, и куклы – матрешки.

7. “Магазин”

Дети покупают разное количество предметов, кто один лимон, а кто много лимонов и т.д.

8. “Парные картинки”

Подобрать к своей картинке парную и сказать, чего на ней много.

9. “Какие предметы называют со словом пара?”

10. “Сколько их?”

По картинкам с изображением животных.

11. “Угадай, кого я спрятала?” – телят, котят и т.д.

Полезны упражнения в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения, например:

-Мы видим много фруктов: яблок, груш, апельсинов.

– Тетя купила много продуктов: печенья, конфет, хлеба.

12. “Угадай по листу дерево” – лист березы, и т.д.

13. “Это часть какого предмета?” – крыша дома, спинка стула и т.д.

14. “Угадай, чего не стало?”

15. “Чего не хватает Мише, чтобы пойти на улицу?”

Именительный падеж

1. “Назови парные картинки”

Шар – шары, оса – осы; кубик – кубики; глаз – глаза; стул – стулья.

2. “Назови картинки по порядку”

Запомнить, перевернуть – назвать их в том же порядке.

3. “Найди себе пару”

Разбить детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного предмета, а вторая – нескольких. Ребенок из первой команды говорит: “У меня дерево”. Из другой – “У меня деревья”. Эти дети становятся рядом.

4. “А у вас?”

– У меня кукла, а у тебя? – А у меня куклы? (По картинкам, игрушкам, предметам)

5. “Назови, кто это?”

По парным картинкам (котенок – котята)

6. “Кто пришел и кто ушел?

По фигуркам или картинкам животных и их детенышей.

7. “Кто что нарисовал?

– Что нарисовал мальчик? – шар.

– Что нарисовала девочка? – шары.

9. “Измени слово как я”

Лист – листья, стул -…

10. “Какое слово я задумала?

2 картинки: “ – онок” – медвежонок, “ – ата” – медвежата.

11. “Где нарисован мак, а где маки?”

12. “Помоги закончить предложение”

Рано утром запели…

13. “Назови, какой и какие предметы?”

Дательный падеж

1. Для обозначения предмета, в интересах которого совершается действие.

2.Для обозначения предмета – С предлогом “у” – к которому направлено действие.

3. Для обозначения места – С предлогом “по”.“Кому дать?”

Встали дети в кружок, увидали флажок.

Кому дать, кому дать, кому флаг передать? – Я дам флажок Кате.

4. “Кому какой корм ты дашь?” – По картинкам или предметам.

- Молоко я дам кошке.

5. “Кому ты поможешь?” – Найти детям животных своих мам.

6. “Кому что нужно для работы?” – Врачу-градусник, повару-половник.

7. “Передай ключ”

Дети садятся в круг, педагог  начинает игру:

– Я даю ключ Тане, а я Саше и т.д.

8. “Кому что?” стихотворение В.Сапгира

Иголке-нитка, забору-калитка,
Книжке-обложка, мышке-нора,
А братишке-сестра.
Утке-пруд, а лентяю-труд.
Солнышку-лето, рифмы-поэту.
И всем воскресенье нужно без сомнения.

9. “Кому что не хватает?” – Сумка-Доктору Айболиту, Кисточка-Незнайке.

10. “Чему обрадовалась девочка?”

11”Кто к кому подошел?”

12. “К чему подъехала машина?”

Предложный падеж

1. Для обозначения предмета о котором идет речь с предлогом О

“Кто о ком заботиться?” – Лиса о лисятах, кошка о котятах.

2. “О чем мечтает Оля?”

3. Для обозначения места с предлогами В, НА

“Кто где живет?” – Медведь в берлоге, и т.д.

4. “Где хранят вещи?” – в шкафу, в буфете и т.д.

5. “Что где растет?” – ель, яблоня, ромашка…

6. “Поможем Незнайке”– дети исправляют Незнайку:

– Кошка сидит в крыша. Правильно?

7. “Где лежит, стоит предмет?”

8. “Догадайся, где я был?” – Я видел белку и ежа. (В лесу)

9. “Солнечный зайчик”

10. “Кто где?” – Скворцы на березе, дети на диване…

11. “Где их можно увидеть?” – В лесу, в зоопарке, в цирке…

Творительны падеж

1. Как признак орудийности (топором, веником).

“Чем ты будешь рисовать шар?” – ручкой, кисточкой, карандашом… Чем еще можно рисовать?

2. “Кто чем работает?”

3. “Закончи предложение” – Пол подметают (чем?)…веником – дополняет тот, у кого соответствующая картинка.

4.  «Назови друга»

Педагог  предлагает детям рассказать с кем они дружат в саду, во дворе. (Я дружу с Юлей, Антоном, Алёной и т.д.)

5. «Соедини картинки»

У детей по две картинки, педагог предлагает составить предложения по образцу: «Щёткой чистят зубы». (Пары картинок: платье - утюг, руки -полотенце, картины - краски, носки - спицы, ковёр - пылесос, яма - лопата, цветок - лейка и т.д.)

6. «Определи место»

Логопед предлагает послушать два слова и ответить на вопросы «Что под чем? Или: кто под чем?»

Пары слов: куст - заяц, мышь - пол, стол - ноги, зеркало - полочка, тапки - стул, голова - шляпка, гриб - дерево, батарея - окно и т.д.   (Ответы: заяц сидит под кустом; гриб растёт под деревом и т.д.)

7. «Чем защищаются?»

•   Ёж - иголками;

•   Олень -

•   Кошка -

•   Собака -

•   Петух -

•   Конь - и т.п.

8. “Найди свое место”– С кем ты стоишь?

9.”С чем едят” – хлеб, суп, мясо, и т.д.

8. “Кто с чем вышел погулять?” – Дети с игрушками и со спортивным инвентарем.

9.   При изучении темы «Игрушки» проводим игру «Чего нет на столе?» (на столе 5-6 предметов, затем убираются 2 предмета, «Чего нет на столе?» «Нет кубика, мяча, кубиков, мячей и т.д.)

   Работа над множественным числом имён существительных родительного числа предусматривает выполнение заданий типа «Маша и медведь» Педагог показывает иллюстрацию к сказке и напоминает содержание. Медведь приносил из леса и огорода полную корзинку...,, а вот чего -ребятам нужно догадаться по своим картинкам (орехи, ягоды, грибы, огурцы, жёлуди и т.д.);

    «Игра с мячом» Педагог объясняет, что каждая мама (даже у зверей) защищает своих детёнышей. Предлагается поймать мяч и сказать: «Кого защищает зайчиха (кошка, собака, свинья, медведица, овца и т.п.)?»

Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения

прилагательных.

1. «Узнай предмет»

(На доске картинки: стол, мяч, пальто, волк, река, дуб.)

- Я буду предлагать вам загадку-описание. На каждую загадку вы должны выбрать нужную картинку.

  •  Деревянный, письменный, коричневый… (выбирается картинка – стол)

  •   Резиновый, круглый, большой... (мяч)

  •  Быстрая, широкая, глубокая… (река)

•   Голодный, серый, злой ... (волк)

Тёплое, длинное, зимнее, новое... (пальто)

Высокое, ветвистое…(дерево)

2. «Подбери помощников»

Педагог: «Рыжая, хитрая, пушистая. Кто это? Как вы догадались, что это

лиса? Вам помогли слова «помощники». Подберите слова-помощники к

словам:

Рыбка – быстрая, красивая, золотая.

Зима - снежная, холодная, морозная.

Поезд – длинный, скорый, пассажирский. И т.д.

3. Составление словосочетаний. Скажите, что бывает:

- широким (река, дорога, лента, улица) - широкая река; широкая лента и т.д.

- холодным (чай, снег, молоко, погода, ветер)

- пушистым;

- сладким.

     Обучению правильному согласованию существительных с прилагательными способствуют игры и стихотворные тексты.

     1. Игра «Угадай-ка» Логопед. Стеклянный, прозрачный, высокий. Это стакан или банка?

     Расписная, деревянная, красивая. Это матрёшка или кувшин?

     Колючий, зелёный. Это кактус или крапива?

     Липкий, сладкий, твёрдый. Это леденец или конфета?

      2. Рифмованные тексты.

Педагог  читает небольшие четверостишия, показывает к каждому картинку. После каждого задает детям вопросы: сок какой, варенье какое?

Яблочный сок ароматный

Наливаем в стеклянный стакан.

Вкусный, полезный приятный,

 Будет полезен он вам.

Грушевое варенье

 Сварим на день рождения.

Густое и очень душистое,

Чудесное и золотистое.

Мармелад лимонный, с кислинкой

Прекрасный, свежий, как росинка.

     Подготовительным этапом к знакомству детей со словами - антонимами являются проверка и уточнение известных детям названий признаков предметов и действий, сравнение контрастных предметов, определение и называние предметов по вкусу, цвету, размеру и назначению.

     Для фиксации внимания детей на словах-антонимах подбираются пары предметов с ярко выраженными контрастными признаками, При их демонстрации интонацией подчёркивается их качественная противоположность: широкая - узкая лента, длинный короткий карандаш. Затем детей предупреждают, что буду называть два слова, обозначающие противоположные признаки определённой пары предметов (новый - старый, большой — маленький), а они должны показать и назвать эти предметы. Для закрепления понятий о словах-антонимах можно провести такие игры: «Закончить предложения и назвать слова - «неприятели» (используем схему) Слон большой, а комар...

Камень тяжёлый, а пушинка...

Зимой погода холодная, а летом...

«Выбрать из 3 слов 2 слова - «неприятеля»

 Друг, печаль, враг.

Высокий, большой, низкий.

Длинный, большой, короткий, и т.д.

«Сравни»

По вкусу: горчицу и мёд.

 По цвету: снег и сажу

Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки с игрушками. Вначале режиссером бывает сам воспитатель, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода предоставляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными. Примером может служить игра-драматизация «День рождения куклы».

У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим большой самовар, заварочный чайник. Какой он? Большой или маленький?

Из чего Машины друзья будут пить чай? (Из чашек.)

Красивые чашки поставим на стол. Чего еще нет? (Блюдец.)

Чашка должна быть с блюдцем. Что еще надо поставить на стол?

Когда придут гости, их надо будет посадить за стол.

–Зайка сядет на стул, Мишка – в кресло, Маша – на диван. И т.д.

Рассматривание картин, в основном сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения.

Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи.

     Описанные выше упражнения обогащают речевой опыт детей, учат их понимать и правильно употреблять в речи грамматические формы слов и готовят к овладению различных синтаксических конструкций.

     



Предварительный просмотр:

Система коррекционно - развивающей работы с неговорящим     ребёнком с расстройством аутистического спектра

«Мы исключили эту часть людей из общества,

и надо вернуть их назад, в общество, потому

что они могут нас чему-то научить»

   В нашей стране, к сожалению, специальных методик работы для детей с РАС разработано недостаточно. Каждая из них нуждается в индивидуальной модификации для каждого ребёнка. В связи с данными обстоятельствами педагоги разрабатывают  программу, основанную на учёте научно – практических разработках. И для себя выстраивают свою систему, работы  с ребёнком РАС учитывая его индивидуальные особенности.

Основными задачами являются:
          - оказание комплексной медико-психолого-педагогической и социальной помощи детям, страдающим ранним аутизмом или аутистическими чертами личности, испытывающим трудности в социальной адаптации и усвоении образовательных программ;
          - осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, медицинской, социальной  помощи аутичным детям, а также семьям, в которых они воспитываются;

Интеграция и коррекционная работа позволяют более успешно решать задачи социальной адаптации детей с аутистическими проявлениями.

Основными направлениями деятельности  являются:
          - диагностика уровня аутистических расстройств, других нарушений психического, речевого и физического развития, а также отклонений в поведении аутичных детей;
     - организация коррекционно – развивающей деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их психического и соматического здоровья;
     - организация коррекционно-развивающего обучения;
          -психотерапевтическая, психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми и семьями, в которых они воспитываются.
     Коррекционно-развивающая деятельность направлена на возможно более полную адаптацию аутичного ребенка к жизни в обществе, на интеграцию в другие типы образовательных учреждений.

Особенно важное значение имеют ранняя диагностика и раннее (в дошкольном возрасте) начало коррекционной работы.

Содержание коррекционно – развивающей деятельности определяется индивидуальными программами, разрабатываемыми и реализуемыми отделением психолого-педагогической помощи на основе базовых программ обучения и воспитания детей с разной степенью аутистических расстройств.

Начальные этапы коррекции проводятся в форме индивидуальных занятий; переход к групповой форме обучения и воспитания осуществляется по мере развития потребности в общении и коммуникативных навыков.


       Формы коррекционной работы с аутичными детьми:
          - активная комплексная коррекция - основная форма работы;

дети посещают занятия 2-5 раз в неделю. Содержание индивидуальных коррекционных программ и организация индивидуального коррекционно-образовательного процесса определяются индивидуально для каждого воспитанника работающими с ним специалистами;    
     - консультативная работа проводится в форме разовых или регулярных консультаций до четырех раз в год.
    Коррекционная работа на первых этапах (а при необходимости и в дальнейшем) проводится исключительно индивидуально, переход к групповым формам работы осуществляется постепенно, по мере формирования навыков коммуникации и социального поведения.

Принципы:
          - комплексный медико-психолого-педагогический подход к коррекции;
          - интегративная направленность коррекционного процесса в сочетании со специализированным характером оказываемой помощи;
          - преемственность коррекционной работы на всех возрастных этапах с учетом специфики психических особенностей;
          - определяющая роль интересов аутичного ребенка при выборе методических подходов;
          - индивидуальный характер коррекции на начальных ее этапах с постепенным переходом к групповым формам работы;
          - систематическая активная работа с семьей аутичного ребенка.
     На всех этапах коррекционной работы педагоги ведут работу с семьей аутичного ребенка, организуют при необходимости процесс обучения и воспитания .
    В коррекции аутизма, роль семьи важна сама по себе: как воспринимают близкие особенности поведения аутичного ребенка, как участвуют в коррекционном процессе. Именно родители заинтересованы в помощи своим детям начиная с дошкольного возраста и заканчивая профориентацией, трудоустройством, достойным качеством жизни до ее окончания.

Вся коррекционно-развивающая работа начинается со встреч с родителями, с которыми мы остаёмся в контакте на протяжении всего периода сопровождения семьи. Для такой работы нет единого рецепта, общего лекарства, которое бы помогло всем одинаково в каждом конкретном случае, с каждым конкретно ребёнком. С каждой конкретной семьёй разрабатывается свой план  реабилитации,  комплексно. Такое взаимодействие, несмотря на короткий курс реабилитации, позволяет достичь положительных результатов в работе. Зная закономерности развития детей – аутистов и имея определённый опыт работы, можно научить их многому.

Аутизм сказывается на качестве общения. У этих детей часто наблюдается эхолалия - постоянное повторение слов. Оно не является бессмысленным. Это искаженное средство коммуникации. Первоначально общение происходит при минимальной вербальной коммуникации, которая для аутичных детей слишком трудна в использовании.
   В обучении учитывают, что дети с аутизмом отчаянно стремятся к коммуникации, но как сделать это, они не знают.
   Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка.
   Используются адаптированные для работы с аутистами обычные программы по обучению и организации игр для обычных и специализированных детских садов.
   Оценка состояния ребенка-аутиста, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий.
    Развитие речи детей, страдающими аутизмом ведётся последовательно. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, порой проявляющаяся однообразными звуками, должны быть направлены на то, чтобы включить в процесс обучения максимальную зрительную опору, так как мышление аутичного ребёнка имеет тип «буквального».

Работа начинается с определения особенностей речевого развития свойственной детям-аутистам,  соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха.      Осуществляется постановка звуков, вводится дыхательные, голосовые упражнения. Важной является задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, работа над связным текстом.
  Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.
      
Коммуникативная направленность работы по развитию речи ребенка с аутизмом.
  У детей с аутистическими проявлениями наблюдается нарушение социального взаимодействия и способности к общению.
   Процесс социализации детей с аутизмом, затрудняет специфическое развитие речи, которое характеризуется малым запасом слов, уходом от речевого общения, нечеткостью произнесения слов и другими особенностями.
  Первой стадией языкового развития является взаимодействие взрослого и ребенка. Данная стадия реализуется главным образом на бессознательном уровне с помощью жестов, улыбок, мимики и мягких интонаций голоса. Требуется работа по тренировке мускулатуры рта, языка и губ ребенка. Взрослый предлагает игры, в которых ребенок может имитировать или выполнять такие действия, как сосать, лизать, дуть, делать гримаски, гимнастику для языка.
  На развитие речи оказывает влияние сохранное слуховое восприятие, хороший слух ребенка и хорошее зрительное восприятие. Так как ребенок обучается языку с помощью подражания и различения, нужно учить слушать, видеть и реагировать на различные стимулы. Следует помнить и о стимулирующей окружающей среде, поскольку только при наличии стимулирующей предметно-пространственной и социальной среды возможно позитивное развитие ребенка.
   Являясь в значительной мере следствием нарушения общения, речевые расстройства у детей с проявлениями аутизма в свою очередь еще более усугубляют затруднения в контакте с окружающими.

В работе по развитию речи использую наглядные материалы (картинки, открытки, иллюстрации). Далее в  продуктивной деятельности закрепляю достигнутый уровень контакта и продвижения в речи.
   Для каждого ребенка с аутизмом составляется  индивидуальный план.  Каждое задание соответствует коммуникативным потребностям ребенка. Методические приемы подбираю с учетом интересов ребенка, чтобы принести ему максимальное удовольствие. Так, одни дети с удовольствием поют, другие охотнее двигаются, третьи с интересом рассматривают картинки. Коммуникативная речь начинается лишь тогда, когда повторяемое слово понимается.
 Начальный этап работы заключается в адаптации ребенка к новым условиям.

- Большое место отвожу  массажу кистей рук, кончиков пальцев рук и ног, предплечий, массажу лицевой мускулатуры, подъязычной, шейной области,  со стимуляцией активных речевых точек. На фоне массажа движения пальцев становятся более четкими.
- В процессе манипуляции с предметами, стремлюсь развить не только тактичное, но и мышечное, кинестетическое, зрительное, слуховое  восприятие.
   Для отработки тактильных и эмоциональных контактов, развития осязания провожу ряд приемов.

- Ребенка поглаживаю, прижимаю к себе, прикасаюсь к его голове, телу, и, наоборот, учу ребенка осязать, касаясь его руками головы, плеч, рук взрослого. Все эти действия комментирую речью.
     На следующем этапе провожу работу в познании предметов, их форм, объема, окраски. Предметы обвожу указательным пальцем ребенка, даю  ему словесную квалификацию. Постепенно ребенок с помощью указанных приемов, начинает опознавать  (кубик, шар и т.п.). Закреплению образов предметов в памяти ребенка, для развития речи, способствуют занятия по рисованию, лепке.
     Восстановление и развитие речи провожу последовательно. Вначале в манипуляции с игрушкой формирую тактильное восприятие, затем зрительное понимание предмета, после чего предмет определяем словесно  соотносим  с конкретным предметом.

На следующем этапе добиваюсб того, чтобы ребенок услышанное слово научился правильно произносить (воспроизводить). Для этого делим слово на слоги, многократно повторяем начальные, последние и ударные слоги, после чего сливаем их в необходимое слово. Обучаем умению спонтанно воспроизводить словесные штампы. У всех детей выявляется тенденция к повтору слов. Словарный запас расширяю постепенно.
  Для максимального увеличения понимания сокращаю  и упрощаю форму языка - его грамматику. Второстепенные слова опускаю.
   Обучаю фразам с помощью, изображенных на картинках событий. Слова сочетаем  с определенной ситуацией. Затем составляем  предложения  по картинкам. Далее проводила занятия, состоящие из бесед на определенные темы. Внимание уделяла логоритмике.
  Очень осуществимым разделом работы является развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. С этой целью провожу голосовые, мимические упражнения, осуществляем постановку и автоматизацию звуков.
    Предлагаю тематику интересную и важную для ребенка, близкую ему.
     Последовательно перехожу от индивидуального обучения к занятиям небольшими группами.
      Основной принцип обучения заключается в постоянном проигрывании речевого общения по изучаемой теме на групповых занятиях с логопедом закреплении полученных знаний в игре с педагогом, психологом, дома с родителями.

Есть ряд общих рекомендаций по речевому развитию аутичного ребенка, независимо от варианта их речевых расстройств.
     Необходимо много разговаривать с ребенком, объясняя ему происходящее вокруг, говорить новые слова. Вовлекать ребенка в обсуждение.
  Успех развития речи, и коррекционной работы в целом, во многом зависит от действий родителей аутичного ребенка. В их желании помочь своему ребенку социализироваться. Родителям необходимо использовать общение, как канал влияния на неконтактность и преодоление ее. Это как раз то эффективное средство, которое всегда в руках у семьи. Накопленный в мире опыт показывает, что использование этого средства приносит немалые результаты.
    Любое коррекционное занятие с аутичным ребенком должно ориентироваться на возможности его непроизвольного внимания. Если с самого начала настаивать на выполнении ребенком инструкций педагога, требующих произвольного сосредоточения, сформируется стойкий негативизм ребенка по отношению к занятиям и к самому педагогу.

Коррекционную работу с каждым аутичным ребёнком я провожу индивидуально и начинаю с установления контакта как тактильного, так и вербального. Для этого необходимо завоевать доверие ребёнка, восстановить и укрепить потребность эмоционального общения. Добиться положительных результатов на этом этапе работы с аутичными детьми мне помогают коммуникативные игры и игры на подражание, такие как «Твоя ладошка, моя ладошка»«Ладушки»«Покатаем мяч»«Покажи нос»«Наши ручки» и др.

Я заметила, что аутичные дети любят манипулировать предметами, при этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета, гладкая, лакированная поверхность, звук который издаёт игрушка. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты я могу объяснить активный интерес аутичных детей к предметам: им нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Поэтому для развития коммуникативных навыков у детей – аутистов особое внимание уделяю сенсорным играм цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными: зрительными, слуховыми, тактильными, двигательными, обонятельными, вкусовыми. Проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребёнком даёт новые прекрасные возможности для установления контакта с ним. Я исхожу из положения, что мир предметов и их свойств значим для аутичного ребёнка, привлекает его внимание и интерес. Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребёнком специально организованных сенсорных игр – создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие педагога. Таким образом, во первых я предлагаю ребёнку пережить новое ощущение, во вторых проживаю это ощущение вместе с ребёнком. Механизм проведения игры следующий: привлечённый новым ощущением, ребёнок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом педагога. И если разделить с ребёнком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребёнок станет доверять и с готовностью пойдёт на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребёнка, я получаю возможность посредством эмоционального комментария внести в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребёнка.

В заключении хочется сделать акцент на качествах, которыми должен обладать специалист, работающий или желающий начать работу с аутичными детишками. Прежде всего, он должен быть предельно гуманным, принимающим, терпеливым, гибким, умеющим ставить себя на место другого, находить позитивное, умеющим верить в себя и в результаты предстоящей работы. Для того чтобы эффективно взаимодействовать с аутичным ребёнком, надо суметь войти в его мир, понять чего он хочет, с уважением относясь к его желаниям. И – научиться смотреть на мир его глазами. Кроме того, специалист должен быть эмоционально устойчивым, ведь аутичные дети сверхсенситивны, интуитивны. Дети чувствуют, когда взрослый раздражён, возбуждён, взвинчен, недоброжелателен.

  И тем, кто хочет помочь этим детишкам, хочется пожелать терпения в понимании тех, кто так не похож на нас. Ведь в нашу жизнь эти дети приходят проверить нас на человечность.

Литература:

Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991. — С. 88-97.

Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Берн- штейна. — М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. — 288 с.

Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001. — 160 с.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либ- линг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. — 336 с.

Плаксунова Э.В. Использование программы «Моторная азбука» в процессе коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — М., 2008. — № 2. — С. 2-5.

Плаксунова Э.В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. — 2009. — № 4. — С. 67-72.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

Система коррекционно - развивающей работы

 с неговорящим     ребёнком с расстройством аутистического спектра

               

                                                             

                                                                               учитель-логопед ВКК

                                                                         Соловьёва Ольга Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....