Моя работа. Аналитический отчет Анализ результатов педагогической деятельности за период 2015-2020 год Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
материал

Балла Наталья Юрьевна

Аналитический отчет. Анализ результатов педагогической деятельности за период 2015-2020 год Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_balla_nyu_za_period_2015-2020.docx71.21 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Артемовского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №27»

   Аналитический отчет

       Анализ результатов педагогической деятельности за период

2015-2020 год

Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

                                                              Исполнитель:                                                            

Балла Наталья Юрьевна

                                                             Воспитатель МБДОУ №27

п. Красногвардейский

2020

Содержание

Введение ………………………………………………………………………

3

Теоретические обоснования аналитической деятельности педагога………

6

Анализ результатов педагогической деятельности ………………………...

13

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта,

участие в методических мероприятиях, конкурсах 2015-2020г……………

23

Планирование деятельности на следующий межаттестационный период..

25

Заключение…………………………………………………………………….

27

Список литературы……………………………………………………………

29

Введение

В настоящее время в дошкольных образовательных организациях одним из приоритетных видов детской деятельности в образовательной области «Познавательное-развитие» в соответствии с ФГОС ДО является познавательно-исследовательская деятельность. Она представляет собой форму активности ребенка, направленную на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания; формированию у него целостной картины мира.

Мы живем в 21 веке – это век информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления активизируется на поиске новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей.

Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.

Дошкольники с развитым мышлением быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности, мы должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.

Актуальность данного опыта была обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. В. А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Для дошкольников игра имеет огромное значение: игра - это учеба, игра - это труд, игра - это серьезная форма воспитания, а также способ познания окружающего их мира.

Для чего необходимо развивать у дошкольника логическое мышление? Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности.

Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности. Поэтому меня заинтересовала проблема повышения познавательной активности дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников.

На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы являлась идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале в игровой форме, а конкретно посредством использования в образовательном процессе занимательных дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления. У дошкольников увлекательные дидактические игры создают интерес к решению умственных задач: преодоление трудностей, успешный результат умственного усилия приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников.

Учитывая всё выше сказанное, я считаю, что тема работы по самообразованию «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» является актуальной.

Целью моей работы по самообразованию в 2017 – 2020 году было: развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

В   процессе самообразования я решала следующие задачи:

• Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию мыслительных операций у дошкольников;

• Создать предметно-развивающую среду, позволяющую развивать логическое мышление дошкольников;

• Разработать и реализовать планирование по развитию логического мышления у детей посредством дидактических игр. 

Подобрать программу для обучения детей дошкольного возраста шахматам.

Для реализации задач использовались следующие методы:

- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;

- практические: применение дидактических игр.

Игры активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

Теоретические обоснования аналитической деятельности педагога

В качестве объекта анализа деятельности в межаттестационный период мной была выбрана тема по самообразованию: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Цель аналитического отчета: самоанализ и самооценка своей деятельности за межаттестационный период.

Основным методическим обеспечением деятельности по развитию логического мышления детей дошкольного возраста являются: пособие Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е. «Игралочка – ступенька к школе», Л. Венгера «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», З. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников», О. Дьяченко «Чего на свете не бывает, А. Столяр «Давайте поиграем.

Работу по познавательному развитию мы проводим в соответствии с Общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, опираясь на рекомендации И.А. Помараевой и В.А. Позиной «Формирование элементарных математических представлений», а также используем современные технологии развивающего обучения: Б. Никитина, А. Столяра, З. Дьенеша. Большое значение в развитии умственных способностей имеет системность и планомерность,

В соответствии с требованиями программы и учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей создала предметно-развивающую среду, ориентированную на ребенка. Центры сюжетно – ролевых игр я наполнила атрибутами, игрушками и материалами, которые помогают детям успешно развиваться согласно их возрасту. В группе созданы условия для творческой и исследовательской деятельности, обеспечивающие зону ближайшего и перспективного развития ребенка.

       В своей деятельности я опиралась на следующие дидактические принципы:

•        принцип активности, самостоятельности и творчества. Среда в группе создана интенсивно развивающая и провоцирует возникновение и развитие познавательных процессов ребенка.

•        принцип стабильности и динамичности развивающей среды. Постоянно и планомерно происходит насыщение и реорганизация среды, так как с каждой новой темой часть материалов добавляю, либо заменяю.

•        принцип гибкого зонирования. Жизненное пространство в группе планирую в виде непересекающихся центров активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

•        принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

•        принцип открытости-закрытости.

•        принцип учета половых и возрастных отличий детей.

Далее, опираясь на основные теории построения педагогической деятельности, я определила три этапа своей работы:

Первый этап - проведен анализ образовательной ситуации в группе (диагностика развития детей), происходило осмысление проблем, проводился анализ психолого-педагогической литературы, что позволило уточнить задачи, определить методологические основы и исходные теоретические положения;

Второй этап – внедрение в педагогическую деятельность инновационных технологий, разработка программ, планирования, подборка дидактического обеспечения образовательного процесса, организация взаимодействия с родителями по вовлечению их в образовательный процесс;

Третий этап - анализ деятельности проведенной работы.

 В основе ведущей идеи моей работы лежит следующее утверждение: логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не каждый взрослый, а что уж говорить о дошкольнике! Зачем это ребёнку? Дело в том, что навыки и умения, приобретенные в младшем дошкольном возрасте, служат фундаментом для получения знаний и развития познавательных способностей в более старшем возрасте. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, снизится интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребёнок становится более внимательным, мыслит ясно и чётко, умеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

 Для своей работы я определила формы и методы:

1) Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

2) Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная - игровая деятельность.

3) Словесные - рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий, воспитательный.

Познавательный аспект:

- формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения, умений и навыков;

- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект:

- развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

- развитие сенсорной сферы, развитие двигательной активности.

Воспитывающий аспект:

- воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Включение заданий по развитию логического мышления формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах в возможностях своего интеллекта, предполагает создание эмоционально-психологического фона. Происходит постепенное становление у детей развитых форм самопознания, самоконтроля и самовоспитания.

Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.

Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.

Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.

Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.

Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие.

Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.

Решить задачу создания у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно, помогают интеллектуальные разминки в виде логических задач, загадок. Вопросы должны быть достаточно лёгкие, способные вызвать интерес. Логико-поисковые задания предусматривают связь с различными сторонами жизни. Такое чередование развивает гибкость мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.

Регулярное использование системы специальных игр, логических задач и заданий, интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления, способствует интеллектуальному развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.

Так же одним из условий развития логического мышления является развитие у ребенка всех мыслительных операций: анализ, сравнение, ограничение, обобщение, систематизация, классификация. Прежде ребенка стремлюсь обучать выделять внешние свойства предметов, потом –внутренние: их функциональное назначение, родовую принадлежность. Для этого необходимо, чтобы дети научились классифицировать сначала предметы, потом их изображение, а затем уже словесное обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классификацию одних и тех же объектов по – разному на основе различных критериев. Пример игр: «Отгадай – ка», «Магазин», «Отвечай поскорей», «Назови три предмета», «Сложи фигуры», «Найди сходство» и др.

В работе опираюсь на общепедагогические принципы. Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возрастных особенностей детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания использую сюрпризные моменты: сказочный герой, которому нужно помочь; волшебный мешочек; различные атрибуты и т.д. Дидактические игры включаю в занятия, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «игры на дом». Игры для занятий подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали.

Для занятий по математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения: игры головоломки; игры шутки; игры с занимательными вопросами.

В занятиях по развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения.

 На занятиях по ознакомлении с окружающим миром провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности.

В процессе игровой деятельности с детьми стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности. Оформила картотеку игр по развитию логического мышления у дошкольников.

Мною были подготовлены дидактические игры такие как: «Найди отличия», «Лабиринты» «Четвертый лишний» «Схемы из палочек», «Собери шахматную доску», «Мозаика из пробок», «Чего не хватает?», «Назови противоположность», «Какая фигура лишняя?», «Назови одним словом», «Что из чего», «Круги Луллия» и т.д. А также создан сборник дидактических игр на развитие словесно – логического мышления детей дошкольного возраста. Подготовила долгосрочный проект «Шахматная азбука». Приобрела плоскостные фигуры шахмат. Так же были подобраны настольно печатные игры на развитие логического мышления, пазлы, домино.

В свою работу подключаю родителей, используя для этого консультацию «Что такое логическое мышление?», рекомендации по развитию мышления у детей. Родители подарили группе счетный материал на каждого ребенка, который мы используем для решения логических задач по математике. Были изготовлены и подарены деревянные игры вкладыши («Тетрис», «Пазлы азбука», «Расположи кошек правильно»).

Анализ результатов педагогической деятельности

Особую практическую ценность опыта представляют: методические разработки для педагогов детского сада, конструкты, конспекты образовательных мероприятий, беседы, сценарии, картотеки игр, гимнастик, опытов, формы взаимодействия с родителями. Использование различных форм работы с учетом возрастных особенностей позволяет сформировать интерес у детей к дидактической игре и развитие логического мышления.

Результаты педагогического мониторинга свидетельствуют о том, что имеется положительная динамика результатов освоения образовательной программы:

2016-2017 учебный год: Начало года: высокий – 0 %; достаточный – 65 %; минимальный уровень – 35 %; конец года: высокий – 0%; достаточный – 75 %; минимальный уровень – 25 %.

2017-2018 учебный год: Начало года: высокий –  5%; достаточный – 75 %; минимальный уровень – 20 %; конец года: высокий –5 %; достаточный –  85%; минимальный уровень – 10 %.

2018-2019 учебный год: Начало года: высокий – 5 %; достаточный – 90 %; минимальный уровень – 5 %; конец года: высокий – 10 %; достаточный –  85 %; минимальный уровень – 5 %.

2019 – 2020 учебный год: Начало года: высокий –  20 %; достаточный – 75 %; минимальный уровень – 5 %. конец года: высокий – 25 %; достаточный –  70 %; минимальный уровень – 5 %.

Одним из основных направлений работы является развитие познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей, поэтому с 2017 года углубленно работаю по направлению «Познавательное развитие», над методической темой по самообразованию: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Дошкольники с развитым мышлением быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций.

Воспитание и развитие детей осуществляю по всем направлениям: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое.  Организовывала работу по данным направлениям через все виды детской деятельности.

Постоянно принимаю участие в методических мероприятиях на уровне дошкольной организации: педагогические советы, семинары; на муниципальном уровне принимаю участие в ГМО «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», в педагогических чтениях, семинарах, конференциях. В марте 2020 приняла участие в проекте «Матрица качества учебного занятия как инструмент повышения результативности учебного процесса»,» где представила конструкт по конструированию на тему «Мосты». Также в 2016 году откорректировала рабочую программу дошкольного образования для младшей группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО и в 2020 году рабочую программу дошкольного образования для старшей группы МБДОУ №27.

Взаимодействие с педагогами и сотрудниками ДОО: самостоятельно и совместно с музыкальным руководителем, логопедом, психологом, заведующим и младшими воспитателями организованы и проведены различные праздники, развлечения, спортивные досуги с детьми и родителями: «Новогодние утренники», Утренники к «8 Марта», «23 Февраля», «Осенины», «День Матери», «Зарница», новогодние праздники и другие календарные и по тематическому планированию.

Были организованы и проведены экскурсии и целевые прогулки: «Сезонные прогулки в лес», «В пожарную часть», «Пешеходный переход», «Экскурсия к мосту», целевая прогулка в библиотеку, в школу, на школьный стадион, к Калининскому ключику. Проводили спортивные развлечении совместно с родителями и детьми: эстафета на день физкультурника, Лыжня России, кросс нации и т.д.

Понимая задачи, стоящие передо мной на современном этапе, пытаюсь научить детей ориентироваться в потоке информации, поступающей отовсюду, пытаюсь научить усваивать информацию. Для этого необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одной из таких – является проектный метод.

Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, я как воспитатель, осуществляла педагогическое сопровождение воспитанника в деятельность по освоению тех или иных технологий.

С точки зрения педагога проектная деятельность в ДОУ хороша тем, что предполагает самостоятельную деятельность детей, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию. На наш взгляд одним из наиболее продуктивных результатов проектной деятельности является мини-музей. Использование музейной педагогики помогает реализации проектной деятельности, так как мини-музей может являться и объектом исследования, и продуктом реализации проекта. Поэтому мной был создан мини - музей в котором мы реализовали такие проекты как «Шкатулка», «История новогодней игрушки», «Лавка посуды из дерева и бересты», «Мой домашний питомец – кошка» и другие.

На основе вышесказанного, я разработала и реализовала следующие проекты: «Моя любимая МАМА»; «В гостях у сказки»; «Россия - родина моя»; «Светлый праздник Пасхи»; «Овощи»; «Наши домашние любимцы»; «Мосты»; «Книжкин дом»; "Неделя здоровья"; "Загадочный космос" и мн. др.

Использование ИКТ: я, как педагог, идя в ногу со временем, уверенно владею современными технологиями, могу сама составить любую презентацию, смонтировать фильм или слайд-шоу, подобрать в интернете любую информацию и обработать её. Я разработала и подобрала для детей презентации и фильмы на самую различную тематику, а также ежегодно предоставляла для родителей творческие отчеты в форме слайд-шоу и фильмов из жизни детей в группе.

Обучение в форме игры — замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения. Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины. Мы разработали и провели квесты «Путешествие в волшебный лес математики», «Пожарная безопасность», «День здоровья. Моем руки правильно» и много других.

Технология «Утренний круг»: Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

Утренний круг или утренний сбор – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время.

Для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Для детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом. Это новая для нас технология, но мне и детям она очень нравится. Поэтому я буду использовать её в своей работе систематично.

Ежегодно с детьми проводила различные праздники, развлечения, досуги, спектакли, в которых я сама и мои юные воспитанники перевоплощались в различных героев, и закрепляли полученные знания, умения и навыки на практике, в естественных условиях.

В моей методической копилке имеются следующие картотеки: сюжетно-ролевые игры; пословицы, поговорки, загадки разной тематики; подвижные игры народов Урала; пальчиковая гимнастика; артикуляционная гимнастика; комплексы дыхательных упражнений; гимнастика для глаз; картотека физминуток; комплекты иллюстраций и наборы предметных и сюжетных картинок по различным темам, «Опыты и эксперименты для детей»; «гимнастика после сна», и др.

Созданы картотеки: физкультминуток, пальчиковых игр, подвижных игр, зрительная гимнастика; ЛЭПБУК «Финансовая копилка», «Детям ПДД знать положено». Результатом планомерной систематической деятельности является активное участие моих воспитанников и их родителей в различных конкурсах, акциях и иных мероприятиях как на уровне ДОО, так и на муниципальном, региональном уровнях.

Организация взаимодействия с родителями

В законе «Об Образовании», в ФГОС ДО указано, что одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Формы работы с родителями:

Родительские собрания, мастер-классы, семинары и конференции: «Здравствуйте, давайте знакомиться!»; «Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи детей»; «Нетрадиционные техники рисования с раннего возраста»; «Адаптация ребёнка в детском саду»; «Воспитание культурно – гигиенических навыков и самостоятельности»; «Изобразительная деятельность дома и в ДОУ: особенности, условия и приемы»; «Играем с детьми дома», «Индивидуальные особенности детей 4 года жизни. Художественно-эстетическое и речевое развитие ребенка», «Чему мы научились за год» и другие.

Беседы проводились как индивидуальные, так и групповые. Четко определялась цель беседы: что необходимо выяснить, чем можем помочь родителям.

Консультации для родителей:

«Роль семьи в воспитании и развитии ребенка»; «Пальчиковые игры»; «Сохраним здоровье с детства»; «Игры и игрушки в дошкольном возрасте»; «Способы нетрадиционной техники рисования»; «Рисуем пальчиками»; «Зачем рисовать? Советы родителям»; «Необычные рисунки»; «Правила поведения на дорогах» «Игрушки для детей 4 лет»; «Самостоятельность детей: плюсы и минусы»; «Коммуникативные игры как средство общения и социализации»; «Развиваем мелкую моторику, играя пальчиками и мелкими игрушками»; «Безопасность и здоровье наших детей»;

Консультации по ПДД и пожарной безопасности;

Конкурсы, выставки для родителей (ежегодно):

Поделки из овощей и природного материала «осенний калейдоскоп»; Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Кружево зимы», «Парад Снеговиков»; «Подарок для мамочки», «Цветы для мамы»; Конкурс «Бабушкины руки не знают скуки»; «Кормушки»; Конкурс «Поделки для дачного участка» и другие.

Такие формы работы способствовали налаживанию доброжелательного отношения с родителями, знакомству с семьями воспитанников, их сферой деятельности, увлечениями, интересами, знакомству родителей между собой. Родители активно поддерживают меня в начинаниях, принимают активное участие в проведении мероприятий группы и дошкольного образовательного учреждения.

В 2020 году, в сложный период пандемии короновирусной инфекции образовательная и воспитательная работа с детьми и родителями проводилась дистанционно. Выкладывали задания в группе ватсапп, на сайте ДОУ в виде маршрутных листов, презентаций, картинок с заданиями. Родители в свою очередь отправляли нам фото и видео отчеты.

Я и мои воспитанники, а также их родители, принимали участие в следующих конкурсах и акциях, становились призерами и победителями:

2015-2016 г:

- Областной конкурс по православной культуре - "Пасха Красная-Красный звон" Отдел религиозного образования и катехизации Каменской епархии, Артемовское Благочиние;

- Областной конкурс рисунков, посвященный Дню Памяти и скорби "Дети рисуют войну". Организатор- Государственный архив административных органов Свердловской области, апрель-май 16 г.

- Муниципальный конкурс детского изобразительного творчества «Юные художники», в рамках фестиваля «Маленькая страна», ноябрь 16 г.

2017-2018 г:

-Муниципальный конкурс - выставка изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Славянские мотивы от древности к современности» в рамках фестиваля «Дни Славянской письменности и культуры», май 17 г. Сертификат участника.

-Муниципальная выставка декоративно-прикладного творчества «Уральский сувенир» Среди учащихся образовательных учреждений Артемовского городского округа в возрасте от 7 до 18 лет, а также педагогов, родителей и учащихся (совместно, апрель-май 17 г. Сертификат участника.

- Муниципальный конкурс детского творчества «Мамин праздник», посвящённый Дню Матери, в рамках фестиваля «Маленькая страна», сентябрь 17 г.

- Муниципальный этап регионального конкурса ИЗО и ДПИ «Пасха Красная-Красный звон» Отдела религиозного образования и катехизации Каменской епархии, Артемовское Благочиние, март 2018г – сертификаты участникам (воспитанникам)

- Муниципальный этап регионального конкурса детского творчества «Пасха Красная- Красный звон». Грамота Начальника управления образования АГО за 3 место.

- Муниципальный конкурс православной фотографии в рамках девятого районного фестиваля «Дни славянской письменности и культуры». Благодарственное письмо за участие. Апрель 2018

- Муниципальный конкурс ИЗО и ДПИ. Номинация «Любимая славянская буква» в рамках девятого районного фестиваля «Дни славянской письменности и культуры». Благодарственное письмо участникам (воспитанникам). Май 2018

- Муниципальный конкурс фотографии. Номинация «Семейные традиции». Сертификат участника. Май 2018

2018-2019г:

- Муниципальный конкурс «Дни славянской письменности» участие.

- Муниципальный конкурс «Пасха Красная-Красный звон». 3 место.

- Муниципальный конкурс фотографий «Моей семьи счастливые моменты» участие.

- Муниципальный конкурс «Славянские мотивы: от древности к современности»        участие.

- Муниципальная выставка ДПИ «Уральский сувенир»        2 и 3. Места.

- Муниципальный конкурс изобразительного искусства «Мамин праздник» в рамках фестиваля «Маленькая страна» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений АГО участие.

- Участие в акции «Подарок ветерану»

2019-2020г:

- Муниципальный конкурс «Дорожный знак на новогоднюю елку» 2019.

- Муниципальный этап Всероссийского конкурса детского творчества по пожарной безопасности "Неопалимая купина" участие.

-  Муниципальный конкурс «Пасха Красная-Красный звон».

- Муниципальный онлайн – фестиваль «Радуга талантов» ЦКИК Родина, участие 2020.

- Муниципальный этап Экологической кейс – игры «Green Team» «Защитим природу от людей» Тема: «Они защищают нас до последнего вздоха, а кто защитит их?» «Я и мой питомец» участие.

Также я активный участник общественной деятельности:

- Принимаю участие в мероприятиях посёлка, организуемых ТОМС п. Красногвардейский и центром досуга ОАО «ККЗ»:

- Участвую ежегодно в праздничной Демонстрации 1 мая, в 2016 году участие в праздничном мероприятии, посвященном празднованию Дня поселка Красногвардейский «И сердцу ты мне дорог- край родной»;

2017 год – февраль, участие в фестивале солдатской и военно- патриотической песни «Поклон тебе- солдат России» с танцем;

2020 год – приняла участие в заочных фотоконкурсах «Наша дружная семья». Грамота в номинации «Семья – это весело»;

Участие в фотоконкурсе «Явление природы». Диплом за 1 место в номинации «Блестящие капельки».

Зарегистрировалась в международном русскоязычном социальном образовательном интернет – проекте MAAAM. RU и Социальной сети работников образования NSPORTAL. RU, NASHIDETO4KI.RU, PROSHKOLU.RU, RASSUDARIKI.RU, что очень помогает в моей работе.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта,

участие в методических мероприятиях, конкурсах 2015-2020г

В межаттестационный период повышала уровень своей профессиональной компетентности в процессе саморазвития и самосовершенствования. За этот период принимала участие в методических                                              мероприятиях на уровне ДОО.

Имею следующие награды: 

- Сертификат Начальника управления образования АГО участникау муниципального конкурса на лучшую методическую разработку по социально – коммуникативному развитию дошкольников  2017 г.;

- Грамота Начальника управления образования АГО призеру муниципального профессионального конкурса «Воспитатель года – 2018»;

- Диплом директора Всероссийского интернет - конкурса талантов в номинации «Методическая разработка», 2018 год;

- Свидетельство о публикации статьи в Международном сетевом издании «Солнечный свет», №СВ 908806 Главного редактора 2018 год;

- Сертификат участника Муниципального конкурса на лучшую методическую разработку по безопасности дорожного движения среди ДОО Артемовского городского округа «Зеленый огонек» 2019 год.

- Сертификат Главного редактора печатного издания «Добрая Дорога Детства» участнику Всероссийского конкурса «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах» 2019.

- Диплом Оргкомитета участнику интернет - акции «#75 лет Победе_96» 2020.

Сведения о дополнительном профессиональном образовании:

- «Формирование навыков конструирования и моделирования у дошкольников в рамках реализации требований комплексной программы «Уральская инженерная школа», 72 ч, г Ирбит. 2017год

- АН ПОО "МАНО" г. Омск "развитие личности дошкольника в проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО", 72 ч,2018

-«Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации» 24 ч. 2019  

- ООО "Верити.рф" «Оказание первой помощи» для сотрудников дошкольной образовательной организации", 72 ч, 2020

Аттестацию на заседании Аттестационной комиссии прошу провести без моего присутствия.

На обработку моих персональных данных в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», согласна.

Сообщаю о себе следующие сведения:

Образование: среднее профессиональное по квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста». Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Ирбитский гуманитарный колледж» г. Ирбит, 2017г.

Стаж педагогической работы (по специальности) 10 лет, в данной должности 10 лет; в данном учреждении 10 лет.

Планирование деятельности на следующий межаттестационный период

Методически правильно подобранные и к месту использованные занимательный материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, интереса к знаниям.

Таким образом, дидактическая игра является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, логике и доказательности рассуждения, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Эти компоненты умственной деятельности необходимы в период школьного обучения.

Поэтому планирую продолжить свою работу в этом направлении «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр». Цель: повысить свою профессиональную компетентность в области «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Задачи:

1. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;

2. Развитие у детей логико-математических представлений (представления о математических свойствах и отношения предметов, конкретных величин, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

3. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений и задач;

4. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребёнка;

6. Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Так же хочу ввести шахматы в систему. Будем поощрять стремление детей к самостоятельной деятельности, умение отстаивать свою точку зрения. Особое внимание обратим на тесное сотрудничество, вовлекая детей и родителей в совместную деятельность, всячески поддерживая инициативу и творчество. Также мы будем продолжать работу по созданию развивающей предметной среды. Нашей задачей на сегодняшний день остается обновление содержания образовательной деятельности, чтобы каждый день пребывания в детском саду для ребенка был праздником.

Заключение

Целью моей работы по самообразованию было: развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

В   процессе работы над своей темой я решила следующие задачи:

• Изучила психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию мыслительных операций у дошкольников;

• Создала предметно-развивающую среду, позволяющую развивать логическое мышление дошкольников. Были подобраны дидактические игры в соответствии с возрастом;

• Разработала и реализовала планирование по развитию логического мышления у детей посредством дидактических игр.

Новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Вся проделанная работа приносит свои плоды – дети стали более раскрепощёнными, научились анализировать, сравнивать, обобщать, пытаются отстаивать свою точку зрения. У детей появился интерес к познанию, они обрели уверенность в себе, делают первые шаги по высказыванию суждений, доказательств. Значительно возросла степень активности воспитанников в самостоятельной деятельности. Всё это является прочным фундаментом для успешного обучения детей в школе.

     Анализ эффективности проведенной работы виден на детях: значительное улучшение показателей уровня познавательного развития у детей.

Если в 2017 году у 60% детей был низкий уровень, у 30% -средний и у 10% - высокий уровень, то уже в 2019, на начало учебного года, с низким уровнем развития – 15%, средним уровнем 50 %, а количество детей с высоким уровнем составляет 35%. Таким образом, подводя итоги работы, можно отметить, что у детей повысился уровень познавательного развития и стал очевиден рост личностных качеств, улучшились показатели освоения основной общеобразовательной программы ДО по всем направлениям развития, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

Эффективность профессиональной педагогической деятельности по познавательному развитию, я определила, как достаточный. Это видно на диаграмме.

Результаты мониторинга по познавательному развитию 2017-2020 года.

Список литературы

Нормативно правовые документы

  1. Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013г.№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2014г.№03-51-46 ин/14-03 Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.  
  3. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»  

Основная литература

  1. Азаров, Ю. П. Игра в дошкольном возрасте / Ю. П. Азаров. – М.: Мысль, 2000.
  2. Акулова, Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2008.
  3. Белошистая А.В. «Развитие логического мышления у дошкольников». - «Владос», 2013. 
  4. Венгер Л А (сост.) Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста М.: Просвещение, 1989. — 127 с.: ил. — ISBN 5-09-001129-X.
  5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.
  6. Давайте поиграем. Под редакцией А.А.Столяра. Москва. «Просвещение». «Учебная литература» 2002г.
  7. Дыбина О.Б.. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.- М., Мозаика-Синтез,2016
  8. Колесникова Е.В.. Математика для детей 5-6 лет. Методич. пособие. М. Сфера. 2010г Е.В. Колесникова. Демонстрационный материал по математике для детей 5-6 лет. М, Сфера. 2012 г
  9. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Новая книга, 2012. 
  10. Петерсон, Л. Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1, 2 / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. - М.: Ювента, 2014. 
  11. Помораева И.А., Позина В.А.. Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада. М, Мозаика-Синтез, 2012
  12. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду- М, Мозаика-Синтез, 2010; О.Б.
  13.  Тихомирова Л.Ф. «Логика. Дети 5-7 лет», 2000. 
  14.  Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». 2013г.
  15. «Чего на свете не бывает?»/ Под редакцией О.Дьяченко, Е.Л. Агаевой ,М.: «Просвещение» 1991.
  16. Шалаева Г.П. «Большая книга логических игр» (Первая книга вашего малыша). – М.: «АСТ – СЛОВО», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Элементы логики уже традиционно входят в программу дошкольного образования детей.  Работа по разви...

Система работы по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"

Представлена система работы по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"...

Модель взаимодействия с родителями по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"

Модель взаимодействия с родителями по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"...

Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." на 2019-2021 учебный год.

Перспективный план работы с родителями по теме:  " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." на 2019-2021 учебный год....

Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший, подготовительный возраст.

Перспективный план   работы с родителями по теме:  " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший...