Пластическое интонирование
методическая разработка (старшая группа)

Иванова Ирина Николаевна

Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных  инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание  стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Пластическое интонирование – это один из способов активизации музыкального восприятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plasticheskoe_intonirovanie.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

И. Н. Иванова

                                                                  (МБДОУ детский сад №1

г. Велижа)

 «Современные подходы к организации музыкально-  эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

  «Простым  жестом – взмахом руки, можно иногда гораздо больше объяснить и показать, чем словами».

Г. Г. Нейгауз

Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных  инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание  стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Пластическое интонирование – это один из способов активизации музыкального восприятия. Под пластическим интонированием мы понимаем воплощение воспринимаемой музыки, прежде всего движением рук. Она представляет собой «пропеваемую и проговариваемую руками» основную мысль сочинения. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что должно быть характерным при выполнении детьми музыкально-ритмических движений. Для выполнения этой задачи должны учитываться следующие принципы: систематичность, постепенность, последовательность, повторность, доступность и индивидуализация, сознательность и активность, наглядность.

        Опыт работы показывает, что наиболее эффективными являются следующие способы применения музыкально-ритмических движений:

пластическое интонирование и тактирование скороговорок, текстов песен; свободное дирижирование; имитация игры на музыкальных инструментах; пластические этюды; инсценирование песни        

                 Вот несколько примеров использования на музыкальных занятиях технологий пластического интонирования.

     Пластический этюд «Елочные игрушки».

Такой пластический этюд можно уже применять в средней группе перед новогодним праздником. Дети еще не обладают большим багажом танцевальных движений. Поэтому вначале необходимо обсудить, пофантазировать, как могут двигаться елочные игрушки. Возможное музыкальное сопровождение любое. На занятии проводится беседа следующего содержания.

Педагог: «Все мы любим Новый год.

- А почему этот праздник у многих из нас – самый любимый? (ответы детей). - Правильно, потому что это время подарков, волшебства и время, когда все наряжают елочку. - Чем ее наряжают? (ответы детей).

- Верно – огоньками, мишурой, елочными игрушками. Как выглядят эти елочные игрушки? Они яркие, красочные, нарядные, блестящие. Но у них есть одна особенность – они очень хрупкие, потому что, в основном, сделаны из стекла. Поэтому обращаться с ними надо как можно осторожнее. Вот сейчас мы с вами превратимся в такие елочные  игрушки и представим, будто оказались в праздничный день Нового года.

 (Далее идет объяснение и поочередный показ нижеследующих действий).

 «Елочная звезда». Прыжком дети переводят позицию ног – на ширине плеч, руки разводят в стороны. Попеременно поворачиваются то в правую, то в левую сторону. «Колокольчик». Дети принимают позицию ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса. Покачиваются с ноги на ногу – «колокольчик звенит».

Педагог: «У окна стояла елка. Зеленая, высокая, пушистая. На ветках покачивались блестящие игрушки: разноцветные шары, серебряный колокольчик, звездочки. И стоило до них только дотронутся, как они начинали тихонько петь. Колокольчик пел тихим тоненьким голоском: «Дин-дон, дин-дон!» ( «колокольчики» поют) «Шарик» зашумел – Шу-шу-шу, шу-шу-шу, а маленькие «звездочки» запели «ля-ля-ля, ля-ля-ля). Но только наступала ночь, как  игрушки начинали танцевать. (Сначала танцуют шарики, затем колокольчики, а потом звездочки. В конце на финальные такты музыки все собираются в круг, поворачиваются спиной к его центру и принимают любую позу из только что выполняемых – «новогодняя елка оказывается украшенной игрушками».

Игра-фантазия  «Заколдованный лес»

           Данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

Педагог: « В одном волшебном лесу растет чудо-трава. Баба-яга варит из нее сонное зелье. Это зелье может усыпить даже огромного дракона. Здесь очень тихо. Все спит. Не слышно ни пения птиц, ни шороха травы, ни журчания ручейка. И только когда в лес залетает ветерок, деревья оживают, ветки начинают покачиваться, а от этого музыкальные инструменты начинают издавать приятное звучание.  Ветерок пролетел над кронами одного дерева, затем другого, разбудил все музыкальные инструменты. Когда он пролетал быстро – музыкальные инструменты играли громче. Когда ветерок затихал, то и музыка становилась тихой, спокойной. И от этих звуков ожил весь сказочный лес. Невиданные звери выползли из нор и берлог, заморские птицы расправили свое красивое оперение. И когда ветерок полетел к себе на облака, звери опять попрятались в свои берлоги, музыкальные инструменты замолчали. Деревья больше не качали своими кронами. Все стихло и замерло. Наступила ночь».

      Очень часто в своей работе я использую «Хор рук». Это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий. «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс»  и др.).  

Данная форма направлена на развитие: координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации. 

Таким образом, пластическое интонирование – это не обособленный вид деятельности, а способ более глубокого погружения в музыку и переживание ее образного содержания, способ формирования опыта творческой деятельности в целом. Благодаря ему существенно обогащается методика развития музыкального восприятия дошкольников, которая дает значительный общеразвивающий эффект. Ведь не зря говорят, что движение – это жизнь. А ученые доказали, что наша память сохраняет 10% из того, что мы слышим, 50% из того, что мы видим и 90% из того, что мы делаем.

Литература

  1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. Москва. Творческий центр «Сфера», 2004.
  2. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников. Москва. Творческий центр «Сфера», 2004.
  3. Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — Москва. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25, №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.
  4. Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – Санкт-Петербург. Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.
  5. Видмер М. С. Музыка - танец - игра. Модель художественно ориентированной “педагогики многообразия” - Вестник педагогического общества Карла Орфа №11, 2002.
  6. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – Моска. «Вако» 2006.
  7. Дмитриев Д. С. Управление развитием образования: инициативы, экспериментальные площадки и эксперимент в образовании // Проблемы развития управленческого мышления и деятельности. — Москва. 1992. — С.100–115; Шамова Т. И. Менеджмент в управлении школой. — М.: 1992.– С.239–401.
  8. Тютюнникова Т.  Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.
  9. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л.А.Барейбойма. - Москва. 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с дошкольниками по формированию вокально-хоровых навыков. Чистота интонирования. Ансамбль

Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует пос...

Чистота интонирования

Чистота интонирования мелодии в целом или отдельных звуков, аккордов связана с формированием у детей вокальных навыков. К ним относят: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, слуховые н...

Чистота интонирования

Чистота интонирования мелодии в целом или отдельных звуков, аккордов связана с формированием у детей вокальных навыков. К ним относят: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, слуховые н...

Картотека игр на темпо – ритмическое интонирование речи для старшего дошкольного возраста

Данная подборка игр-занятий для детей старшей группы, способствует развитию у детей  умения правильно и красиво выражать свои мысли;формированию умений передавать сюжет литературных произведений,...

Пластическое интонирование

ldquo;Пластическое интонирование” - это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содер...

Развиваем двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование ребенка

Уважаемые родители! Ниже приведенные технологии и приемы позволят Вам продвинуть развитие Вашего малыша. Обратите внимание, возьмите в свою ировую семейную копилочку!1. Для развития чувства темпа и ри...