Пластическое интонирование
методическая разработка

Бекетова Мария Евгеньевна

“Пластическое интонирование” - это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность педагога найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке, - это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько “заразить” детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки… 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plasticheskoe_intonirovanie.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                   ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ.

“Пластическое интонирование” - это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность педагога найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке, - это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько “заразить” детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки… Если бы мы с ранних лет развивали в детях способность “внутреннего проигрывания” музыки, “пластического пропевания” ее каждой клеточкой своего тела, своей души, насколько осмысленнее, действеннее было бы освоение детьми музыки, прочувствованнее было бы ее исполнение!..

Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, педагог должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки (“Веселый музыкант” А.Филиппенко); от покачивания корпусом (запев песни “Дружат дети всей земли” Д.Львова-Компанейца) до радостного танца (ее припева); от легкого шага до хоровода (р.н.п. “Во поле береза стояла”).

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества.

В образовательной деятельности я часто пользуюсь приемом исполнения музыки движением, жестом - “пластическим интонированием”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Так, ребята, прослушав фрагмент из пьесы “Утро” Э. Грига, прекрасно справляются с заданием показать движением, как развивалась музыка (руки детей плавно поднимаются вверх, показывая, как восходит солнце). Обращаю внимание насколько выразительны жесты ребят, отвечают ли они характеру музыки.

Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки. Движение - это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает педагогу увидеть, как слышит музыку каждый ребенок. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.

Творческое воображение детей, в процессе моделирования образа танцевальной музыки “Вальса-шутки” Д. Шостаковича, подсказывает характер движений. При помощи музыки и пластики мы совместно создаем настоящую танцевальную миниатюру, в которой передаем свое чувствование и видение танцевальной музыки.

Самостоятельная творческая деятельность детей связана с пластическим интонированием контрастных музыкальных образов балета С. Прокофьева “Золушка” (“Вальс и Полночь”) через свободное дирижирование, поиск линий жеста, движения в передачи бездушного звучания часов, имитации однообразных ударов маятника-робота.

Звучит “Арагонская хота” М.Глинки. Дети очень любят эту музыку. Но более эмоционально почувствовать атмосферу праздничного веселья поможет им и пластическое интонирование хоты, поиск выразительных жестов, поз, движений, изобразительных моментов. Человек многому учится через движение, соединенное с музыкой. Ведь танец дает возможность “ввести ребят во все эпохи, пережить любое время - ведь это история, которая оживает в жесте, это настоящий театр…”

Первый этап пластического интонирования – этап накопления жестов

Не всегда программный материал для слушания возможно полноценно переложить на язык жестов, но есть очень удачные варианты, которые мы, например, с удовольствием возвели в ранг музыкальных минуток. Главное правило при исполнении пластических этюдов – «одинаковая музыка – одинаковый жест». В. Коэн отмечает: «Учитель здесь навязывает своё слышание, поэтому должен быть в жестах очень точен». Приведу два собственных примера:

1. К.Сен – Санс «Аквариум» (из сюиты «Карнавал животных»).

Основные жесты:

1. плывущая рыбка: ладонь правой руки, выполняющая волнообразные движения;

2. медуза, опускающиеся на дно: на 1,2 – отталкивающиеся от воды (собранная кисть на стаккато), на 3-4 – летящие и опускающие щупальца (свободная кисть);

3. водоросли: левая рука ладонью вверх пассивно, правая над ней быстро покачивается и увеличивает расстояние по вертикали, как будто по ней ударяются пузырьки воздуха, скользящие по водорослям между ладонями. Движение завершается коротким всплеском.

4. пузырьки воздуха на водорослях – жест «стаккато» собранной кистью (работают поочерёдно обе руки);

5. подводная пещера – домик (в неё спрячется рыбка в финале) – это вторая рука, бережно закрывающая «рыбку».

Предлагаемая ситуация:

Большой аквариум, который для маленькой рыбки похож на море; ей всё здесь знакомо, поэтому она будет сопровождать нас в подводном путешествии.

[1 - 8 такты] – скользящая по волнам рыбка

[9 – 12 такты] – медуза (7 секвенций постепенно опускается сверху вниз, на последних долях 12 такта качается у самого дна)

[13 – 20 такты] – рыбка, плывущая по волнам (жест крупнее, например, потому, что рядом проплыла крупная хищная рыба)

[21 – 24 такты] – медуза (так же, можно сменить руку)

[25 – 28 такты] – рыбка

[29 – 30 такты] – водоросли справа и слева (на раз, два, три – скольжение пузырьков, на четыре – всплеск)

[31 такт] – пузырьки на листьях (поочерёдно собранной кистью слева и справа 2+2)

[32 – 33 такты] – водоросли (так же)

[34 такт] – пузырьки (так же)

[35 – 38 такты] – рыбка

[39 такт] – рыбка исчезает в домике

Самое главное умение, которое должны приобрести дети в музыкальной образовательной деятельности, - научиться слышать, поскольку без него все наши попытки говорить о музыке - не более, чем рассказ о живописи посредством констатации формы рамки. Пластическое интонирование - это не танец, требующий синхронного выполнения определённых движений. Показ учителя - не более, чем молчаливый образный сигнал: "Слушайте! В музыке происходит развитие!" Обратите внимание: есть дети, которые "проживают" музыку по-своему, и группа не реагирует на них как на нарушителей синхронности. Очень важно, чтобы у каждого ребёнка было достаточно свободы для создания чего-то своего. Самое главное здесь - почувствовать момент, когда движения и музыка перестанут существовать отдельно друг от друга, и появится ощущение образа, отличного от примитивного попадания в сильные доли. Понаблюдайте за лицами детей: несмотря на то, что внимание ещё не устойчиво, моменты перехода от "рамки" внутрь музыкальной картины очевидны.

2. С.Рахманинов «Итальянская полька» 
Основные жесты:

1. собираем росинки (по одной справа и слева, и складываем в ладошку)

2. бросок (подбрасываем капли ладошками вверх – «салют из росинок»)

3. порхающая бабочка (перекрещенные кисти свободных рук – крылья)

4. нападение – удивление («подкрадываемся» к бабочке во время затакта, на сильную долю накрываем цветок с бабочкой руками, на вторую долю разворачиваем ладони, а там никого нет).

Предлагаемая ситуация:

Мальчик Петя рано утром отправляется на луг собирать росинки, чтобы сделать из них салют. Там он знакомится с бабочкой, и они затевают игру.

[1 – 2 такты] – вступление 1 часть.

[3 – 4 такты] – собираем росинки (на раз, два – капли, на три – бросок вверх)

[5 – 6 такты] – четыре росинки + бросок

[7 – 8 такты] – 2 росинки + бросок (как в 3 – 4 тактах)

[9 – 10 такты] – 4 росинки + бросок (как в 5 – 6 тактах) 

[11 – 18 такты] – порхающая бабочка (в конце 18 такта садится на цветок)

2 часть.

Затакт ко 2 части – крадёмся к бабочке

[1 такт] – бросок (1 доля), пустые ладошки (2 доля), снова крадёмся (3, 4 доли)

[2 такт] – бросок (1 доля), пустые ладошки (2 доля), порхающая бабочка

[3 такт] – порхающая бабочка [4 такт] – бабочка, крадёмся

[5 – 8 такты] – повторение движений [1 – 4 тактов], но в конце 8 такта бабочка садится на плечо Пети.

Реприза. Повторение 1 части, но более бережное («чтобы не спугнуть бабочку»).

Последние росинки бросаем друг на друга. 

Второй этап пластического интонирования - создание собственных «зеркал».

Удобнее начинать с ярких образных мелодий. Не следует забывать о том, что это не только продолжающийся процесс накопления жестов, но обогащение эмоционального слухового опыта ребёнка. Не стоит требовать от ребят запоминания авторов фрагментов, но озвучивать их нужно хотя бы для того, чтобы пополнялся багаж знаний.

Путешествие 1 - 2. Оранжерея.

Сегодня мы на время слушания отправляемся в оранжерею. Оранжерея – это место, где собрано огромное количество самых разных растений. Представьте, что каждая мелодия – это цветок. Обратите внимание на то, какие у них разные стебельки, листики, лепестки. Нам нужно будет собрать букет для самого близкого человека, но не любые цветы для этого годятся. На плакате множество цветущих растений (вьюнок, кактус, колокольчик, незабудка, водяные лилии, роза и т.д.). Нужно услышать в «зеркалах» их мелодии, нарисовать их в воздухе или даже превратиться в цветы – кому как удобнее.

Мелодия - колокольчик: Ф.Шопен «Ноктюрн» № 1 Си-бемоль минор (1 часть)

Мелодия – вьюнок: И.С.Бах «Шутка» из сюиты № 2 Л.Бетховен «К Элизе»

Мелодия – кактус: М.Равель «Благородные сентиментальные вальсы» Modere – tres frank

Т.Хренников – Сюита из балета «Любовь за любовь» Месть

Мелодия – водяная лилия: М.Равель «Благородные сентиментальные вальсы» Assez lent

Мелодия – роза: Н.А.Римский – Корсаков – симфоническая сюита «Шехерезада»

тема Шехерезады

Путешествие 3. Море.

Сегодня путешествие морское. О море издавна слагались легенды и стихи. Вот послушайте, как описывает его М.Ю. Лермонтов в своём стихотворении «Парус» (зачитать стихотворение). Пусть ваша рука превратиться в кораблик с белыми парусами! Будьте осторожны: море не всегда тихое и спокойное...

1. К.Дебюсси «Море»

2. Н.А.Римский – Корсаков «Корабль Синдбада» из симф.сюиты «Шехерезада» 

Путешествие 4 - 5. Зоосад.

Приглашу своих ребят я сегодня в зоосад!

Угадайте, рассмотрите повнимательней зверят!

И ни к чему нам здесь слова,

Ведь наши руки – зеркала!

На доске плакат с изображением различных животных. Среди них есть и те, о которых сочиняем пластические этюды.

1. К.Сен – Санс «Карнавал животных» Королевский марш Льва

2. К.Сен – Санс «Карнавал животных» Кенгуру

3. К.Сен – Санс «Карнавал животных» Слон

4. К.Сен – Санс «Карнавал животных» Лебедь

Путешествие 6. На природу!

А сегодня в Зазеркалье

Лес шумит, ручей журчит,

И на каждой ветке птички,

И под каждой кочкой гриб!

1. М.П.Мусоргский – «Картинки с выставки» Балет невылупившихся птенцов

2. Н.Римский – Корсаков – опера «Сказка о царе Салтане» Полёт шмеля

3. П.И.Чайковский – «Песня жаворонка» из «Детского альбома»

4. С. Прокофьев – «Шествие кузнечиков» из сюиты «Детская музыка» 
_________________________

Результат подобных включений в образовательную деятельность даст о себе знать очень скоро. Уже через несколько занятий вы начнёте замечать, как непроизвольно во время слушания ребята будут пытаться «читать» музыку жестом, реагируя на малейшие изменения музыкальной речи. Музыка становится ближе и осязаемее. Это важно, ведь она – одна из форм познания мира.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с дошкольниками по формированию вокально-хоровых навыков. Чистота интонирования. Ансамбль

Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует пос...

Чистота интонирования

Чистота интонирования мелодии в целом или отдельных звуков, аккордов связана с формированием у детей вокальных навыков. К ним относят: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, слуховые н...

Чистота интонирования

Чистота интонирования мелодии в целом или отдельных звуков, аккордов связана с формированием у детей вокальных навыков. К ним относят: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, слуховые н...

Картотека игр на темпо – ритмическое интонирование речи для старшего дошкольного возраста

Данная подборка игр-занятий для детей старшей группы, способствует развитию у детей  умения правильно и красиво выражать свои мысли;формированию умений передавать сюжет литературных произведений,...

Развиваем двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование ребенка

Уважаемые родители! Ниже приведенные технологии и приемы позволят Вам продвинуть развитие Вашего малыша. Обратите внимание, возьмите в свою ировую семейную копилочку!1. Для развития чувства темпа и ри...

Пластическое интонирование

Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В основе инновационных технологий музыкаль...