Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников
статья (средняя группа)

Почему ребенок начинает рисовать?

Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, возникающая на основе словесной речи, графический рассказ о чем- либо.

Изобразительная деятельность оказывает влияние на личностное развитие ребенка, его эмоциональную сферу, на развитие восприятия, его точности, внимания, воображения, а значит и творческих способностей, в том числе технических, гибкое и пластическое образное мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников.

         Значение изобразительной деятельности для психического развития ребёнка было давно понято психологами .Наряду с собственно игровой деятельностью, изобразительная ,широко используется в психотерапевтических целях .Все это заставляет пристально  присмотреться к этому виду деятельности дошкольника.

          Почему ребёнок вообще начинает рисовать? Что  побуждает малыша провести  какие - то линии, закорючки на листе бумаги или  мокром песке?

       Трудность ответа состоит в том ,что развитие изобразительной деятельности ребёнка процесс более сложный и запутанный, чем  развитие речевой деятельности.

     « Рисование ребёнка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, возникающая на основе словесной речи, графический рассказ о чем либо»- подчеркивает  Л.С. Выготский.

       Изобразительная деятельность оказывает влияние  на личностное развитие ребёнка, и, прежде всего, его эмоциональной сферы; на развитие восприятия ,его точности, внимания, воображения ,а значит и творческих способностей, в том числе и технических, гибкое и пластическое образное мышление.

      Рисование, как  творческий акт, позволяет малышу действовать свободно, выражая свои чувства и переживания.

     Наконец, первый этап в развитии творческих художественных способностей детей начинается с того момента, когда ребёнок впервые берет изобразительный материал – бумагу, карандаш, кубики, мелки, пластилин и т. д. Этот период играет существенную роль в дальнейшем развитии творческих способностей. Ребёнок начинает знакомиться со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями  руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

       Самостоятельно немногие дети могут  овладеть всеми доступными формами. Воспитатель должен вести дошкольника  от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке, лепке. Дети путем ассоциации учатся находить сходства в простейших формах и линиях  с каким – либо предметом.

        Обычно ассоциации у ребёнка неустойчивы: в одном и том рисунке он может увидеть разные предметы. Ассоциации помогают перейти  к работе по замыслу.

       Узнав в начерченных линиях какой- либо предмет, ребёнок сознательно рисует ещё раз. Иногда такие первоначальные рисунки по замыслу имеют меньше сходства с предметом, чем ассоциативная форма, т.к. ассоциация получилась случайно, ребёнок не запомнил, в результате каких движений руки она возникла, и производит опять любые действия, думая, что изображает тот же предмет.

       Большая роль  в этом процессе принадлежит воспитателю, который задавая вопросы, помогает дошкольнику осознать изображение, например: что ты нарисовал?

       С появлением сознательного изображения  предметов начинается изобразительный период в развитии творческих способностей.

       Правильное понимание возможностей и своеобразия детского творчества требует от педагога знания того, какой характер носит деятельность в области искусства вообще, какими выразительными средствами пользуется художник для  создания художественного образа.

     Творчество художника- это определенная деятельность ,создающая новые оригинальные предметы. Деятельность художника связана с созданием произведений искусства, отражающих окружающую жизнь.

     Творческий процесс у каждого своеобразен. Это неравномерный, иногда длительный путь создания образа.

      Художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности.

        Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах .Ребёнок получает возможность отразить свои впечатления ,передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в разные формы.

      Учить ребёнка видеть мир - одна из задач воспитателя. А это значит развивать в детях наблюдательность. Умение создавать увиденное, способность мыслить, творить и анализировать.

Список использованной литературы:

1. Анцифирова, Н.Г. Необыкновенное рисование /Н.Г. Анцифирова /

Дошкольная педагогика, 2011.

2.Выготский, Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский, Психол .очерк :М.: «Просвещение,2013.

3.Журнал « Дошкольное воспитание»,статья Т.Комарова «Детское изобразительное творчество», 2015 № 2.

4.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность детей в детском саду./Т.С.Комарова- М.,Просвещение,2014

5.Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду/И.А.Лыкова- М.: Издательский дом «Карапуз»,2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать ра...

Использование нетрадиционных видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей.

Использование нетрадиционных  видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей.В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобр...

"Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

30 ноября 2013 года на базе МБДОУ – детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района прошел семинар для  воспитателей ДОУ и ГКПД по теме: "Использование нетрадиционных приемов  изобразительной...

"Использование неклассических техник изобразительной деятельности для развития творческих способностей дошкольников"

Вашему вниманию хочу предоставить свою творческую презентацию на тему «Использование неклассических техник изобразительной деятельности для развития творческих способностей дошколят»....

Роль продуктивных видов деятельности в развитии творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...

Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей у дошкольников

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯСВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВВоспитатель МАДОУ Детский сад №232Салимгареева Дилара Радиковна    Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети...