«Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ»
статья

Чехлыстова Татьяна Владимировна

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования является формирование познавательных интересов  и познавательных действий   ребенка в различных видах деятельности. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость, каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Найти на них ответы детям помогает игра, поскольку для дошкольников она является ведущим видом деятельности.

Наблюдая за детьми, педагог отметил, что дети очень редко проявляют инициативность и самостоятельность в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях,  проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение). Очевидно, что наиболее важным в познавательном развитии ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие инициативы и познавательной активности, что в большей степени дает детям игровая деятельность.

Полученные данные побудили более глубоко заняться обозначенной проблемой. Поиск эффективных технологий развития познавательной активности у детей привел педагога к мысли об использовании возможностей игровой технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и необходимости внедрения проекта «Организация пространства рекреационных помещений ДОУ, способствующих реализации образовательных задач ДОУ».

Благодаря тому, что игровая развивающая среда «Фиолетовый лес» В. Воскобовича находится в рекреационной зоне детского сада, это дает неограниченные возможности детям и педагогам всех возрастных групп использовать пособие в различных видах детской деятельности.

«Сказочные лабиринты игры» обладают такими особенностями, как полифункциональность, вариативность, мобильность, решает такие образовательные задачи, как развитие умений включаться в коллективную игровую ситуацию, обсуждать ее ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместный результаты познания. Дошкольники в процессе использования игрового материала  по технологии В. В. Воскобовича совершенствуют познавательные умения, формируют способности  использовать вариативные способы сравнения с опорой на систему сенсорных эталонов, а сказочность, присущая  методическому инструментарию данной технологии, позволяющая дошкольникам совместно с героями побывать в различных ситуациях, способствует развитию познавательного интереса детей.

Главная отличительная особенность игр Воскобовича – образность и универсальность. Игра интригует, мобилизует внимание и интерес ребенка, втягивая его в процесс решения.

Разработка и внедрение проекта «Развивающие игры В.В.Воскобовича в образовательном процессе группы», позволяет повысить познавательную активность детей.

В процессе работы по технологии В. В. Воскобовича в группе появился игровой комплект коврограф «Ларчик», способствующий проведению комплексной работы по развитию у детей психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, речи), осуществлению целенаправленного сенсорного развития (цвет, форма, величина), логико-математического развития ребенка (классификация, сериация, пространственные отношения и т.д.), ознакомлению с окружающим миром.

Дети с удовольствием выполняют задания на коврографе, получают положительные эмоции при решении поставленной задачи. При неудачном выполнении задания ребёнок всегда может исправить свои недочеты, что способствует «ситуации успеха».

Игровой комплект «Ларчик» развивает самостоятельность каждого ребёнка, самоконтроль и умение индивидуально усваивать новый материал.

Особый интерес вызвала у воспитанников развивающая игра «Прозрачный квадрат», который способствует успешному освоению детьми эталонов формы. Выполняя игровые задания, воспитанники закрепляют счёт, знакомятся с пространственными отношениями и величиной. Составление одной фигуры из нескольких помогает понять ребёнку соотношение целого и части.

Сказка «Нетающие Льдинки Озера Айс», входящая в методический инструментарий технологии, знакомит детей с новыми сказочными героями и способствует решению различных интеллектуальных задач.

Использование конструктора «Геоконт» позволяет закрепить знания детей об основных цветах, упрощает знакомство с координатной системой, способствует развитию творческой фантазии детей.

Наличие нескольких комплектов конструктора позволяет подбирать игровые задания, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка.

Во время работы по внедрению игровой технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в образовательное пространство ДОУ осуществлялось взаимодействие с родителями (законными представителями), использовались различные формы взаимодействия: консультации, родительское собрание, беседы, видеосалон, мастер – класс;

были разработаны буклеты, листовки для родителей по знакомству с развивающими играми В. В. Воскобовича и применением их в домашних условиях.

         Во время проведения мастер – класса родителями приобретаются практические навыки пользования данными игровыми пособиями и понимание, что игра не только средство развлечения, но и развития.

Игры по методическому инструментарию технологии  В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» вызывают у воспитанников неподдельный интерес, помогают детям учиться  видеть и определять проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы.

Таким образом, внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ  позволяет решать ряд образовательных задач, успешно формируя познавательную активность у детей дошкольного возраста.

 

Список литературы:

  1. Кудинова, Л.С. Теоретические основы формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий / Л.С. Кудинова // Вестн. Тамбов. ун-та, Сер. Гуманитар. науки. - 2009. - № 6. - С. 213 - 216.
  2. Михайлова, З.А. Образовательная область Познавательное  развитие [Текст]: учебно – методич. пособие / З.А. Михайлова [ и др.]  - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 304с.
  3. Вакуленко, Л.С. методические рекомендации к игровому комплекту Ларчик и к игровому комплекту Миниларчик [Текст]: учебно – методич. пособие / Л.С. Вакуленко [ и др.]  - СПб.: ООО РИВ, 2016 – 93 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Работа раскрывает исследовательскую деятельность в дошкольном образовательном учреждении....

Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...

Стендовый доклад "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Стендовый доклад "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

развитие познавательной активности у детей через исследовательскую деятельность...